Волонтеры в детском саду
Волонтеры в детском саду
(из опыта работы)
Автор: Онуфриенко Инна Дмитриевна
Заведующий Детского сада № 11 «Сказка», г. Феодосия
Президентом Владимиром Путиным прошедший, 2018 год, был объявлен в Российской Федерации Годом добровольца и волонтёра. Президент подчеркнул, что волонтёрское и добровольческое движение объединило людей разного возраста и профессий, которые стремятся делать добро, «быть там, где нужны их знания, опыт, участие и бескорыстная помощь».
Начиная с 2015 года добровольческая организация «ВолонтериЯКрыма» тесно сотрудничают с нашим дошкольным учреждением. Ребята школьного возраста - волонтеры, под руководством своих организаторов проводят мероприятия с ребятами старшего дошкольного возраста: это спортивные развлечения, проведение мероприятий к 9 мая, к Рождеству, дню Семьи и Верности, дню Матери и т.д.
В современном образовании остро стоит вопрос о социализации детей, которая происходит, в первую очередь, через общение. Однако мало научить ребенка правилам общения – необходимо научить его активно и результативно сотрудничать с различными людьми, чтобы процесс социальной адаптации протекал более успешно, создавая условия для оптимального личностного развития. У дошкольников практически нет опыта совместной деятельности и общения с представителями другого возраста. В детском саду ребенок имеет дело с детьми своей возрастной группы, дома – с взрослыми людьми, а в редких случаях со своими братьями и сестрами. Таким образом, если ребенок в семье единственный, он не имеет реальных навыков общения с детьми более старшего или младшего возраста.
Дошкольник шести-семи лет – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. Отношения со сверстниками при поступлении в школу требуют перестройки поведения, умению найти свое место в коллективе, коммуникабельности. Реально и спонтанно возникающие контакты учат детей согласовывать свои действия для достижения общего результата, учат работать в команде.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это, прежде всего инициатива, у школьников - волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе, начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Своеобразие взаимодействия дошкольников и школьников проявляется в том, что дети именно этих возрастных групп тянутся друг к другу, стремятся к общению между собой. В результате общения ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, среди которых первое место принадлежит развитию речи.
Огромное значение такого общения нельзя недооценить, оно необходимо и дошкольникам и ребятам – волонтерам. Когда у ребят школьного возраста возникает бескорыстное желание помочь младшим, уступить ему, поделиться с ними, научить чему-то новому - это очень здорово.
На совместных встречах старшие дети показывают младшим новые физические упражнения, учат новым играм; проводят спортивные праздники. Очень интересно проходят тематические мероприятия. Ребята рассказывают дошкольникам о Великой Отечественной войне, читают стихи, показывают мини-спектакли, проводят викторины.
Иногда встречи организовываются так, чтобы и старшие дошкольники, и волонтеры имели возможность участвовать в совместных танцах, пении песен. Один из наиболее важных этапов – сюрпризный момент. Очень необычно получается, если такого рода сюрпризы готовят друг другу, а не педагоги.
Старшие дети относятся с большим энтузиазмом к заданиям такого типа, а младшие тянутся к старшим и, как показывает практика, часто даже с большим удовольствием занимаются с детьми постарше, чем с воспитателями и лучше усваивают информацию.
Но не следует забывать о том, что и те и другие дети и, что все, же у них могут возникнуть проблемы в общении. Необходимо, прежде чем давать задание старшим детям объяснить , как следует его выполнять, как лучше и доступней донести информацию дошкольнику.
Конечно, сначала старший воспитатель совместно с организатором движения «ВолонтерияКрыма» оговаривают сценарии мероприятий. Проводятся беседы с волонтерами, но впоследствии они все меньше и меньше нуждаются в таком педагогическом руководстве, у ребят воспитываются организаторские умения (способность человека объединять других людей для какой-либо совместной деятельности и при этом обеспечивать ее высокую продуктивность).
Организуя досуг детей, следует помнить, что в общении с другими ребятам важен вопрос самооценки, нравственных позиций, лидерства. Кроме того, освоения опыта сотрудничества, содействует формированию уважительного отношения к педагогу, к другим детям, доброжелательного и заботливого отношения к младшим, уважения к старшим, а также умение понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. Все это без сомнения поможет детям в дальнейшем легко строить отношения с другими людьми, как с взрослыми, так и со сверстниками.