Творческий проект «СДЕЛАЕМ ПРАЗДНИК ЯРЧЕ»
Творческий проект «СДЕЛАЕМ ПРАЗДНИК ЯРЧЕ»
Изготовление изделия-салфетницы (выпиливание ручным лобзиком)
Автор: Мосина Мария Викторовна
МОУ "СОШ № 9", г. Буй Костромской области
1.1. Обоснование выбранной темы.
Удивительно, как много полезных предметов можно создать своими руками из подсобных материалов для придания интерьеру законченного вида! Повышенный интерес у современных дизайнеров вызывают дары природы – дерево, кожа, камни и металл. Изделия из этих натуральных материалов имеют особую ценность благодаря своему первозданному виду и потрясающим качествам. Мне нравится работать с фанерой. На уроках технологии мы работали с лобзиком и выпиливали различные плоские детали. Деревянные вещи создают уют в доме, и я думаю, что салфетница, с выпиленным красивым узором, станет хорошим украшением любого стола.
Из истории.
Салфетки на обеденном столе - это не только практичное, но и очень красивое дополнение к общей сервировке. Первые бумажные салфетки появились 9 июля 1461 года во Франции. А с появлением бумажных салфеток возникла необходимость и в салфетницах. Сегодня существуют множество самых разных моделей салфетниц. Изготавливают их из керамики и стекла, металла и пластика, дерева и ткани.
Актуальность моей проектной работы выражается в том, что я планирую сделать десять салфетниц по разработанным эскизам в едином стиле, но разных по форме и образу. За идею были взяты мультгерои «Смешарики». Такое количество салфетниц можно использовать для детского праздника, ведь дети часто пачкаются, а также в такие салфетницы можно вставить не только простые салфетки, но и влажные. Подставки под салфетки можно разместить в садике или в школе на обеденных столах. Ещё их можно применить для игровых моментов во время детского праздника. И именно поэтому я решил назвать свой проект так – «Сделаем праздник ярче». Проект является долгосрочным (в течении 3 четверти).
Мастерить своими руками различные поделки – занятие не только замечательное, но и весьма полезное. Зачем покупать подставки для салфеток, если все можно сделать собственными руками? И получаются они уникальными и очень симпатичными и станут замечательным дополнением любого интерьера, а также превосходным сюрпризом для близких людей.
Поделки, сделанные своими руками, позволяют ощутить ауру красоты и добра в своем доме. С такой задумкой я начал работу над дизайнерским, творческим проектом «Сделаем праздник ярче», где приоритетно было:
- Изделия из натуральных материалов
- Проявление своих творческих способностей
- Оригинальное украшение стола
- Подарок своими руками.
1.2. Постановка задачи и цели.
Проблема: нужно сделать интересные салфетницы, но для их изготовления использовать самые доступные и недорогостоящие материалы.
Цель работы: Изготовление серии салфетниц декоративно-прикладного творчества для сервировки и украшения праздничного стола.
Я хотел, чтобы моё изделие было привлекательным, востребованным в своих функциях, практичным, радовало глаз и поднимало настроение.
Формулировка задач
- Расширить знания об обработке изделия разнообразной формы из фанеры ручным лобзиком;
- Разработать серию эскизов персонажей «Смешарики»;
- Расчитать разметку деталей с точки зрения экономии материала;
- Выпилить детали изделия;
- Провести сборку изделия;
- Выполнить изделия с учетом аккуратности и точности, привлекательности:
- Оформить салфетницы в стиле «декупаж»
Требования к изделию:
а) эстетичность
б) качество изделия
в) безопасность в изготовлении и эксплуатации.
2.1. Выбор и анализ конструкции.
Идея салфетниц – смешариков пришла не сразу. Сначала я наблюдал, за тем какие работы на кружке выполняют другие ребята. Затем в интернете я нашёл несколько вариантов салфетниц, изготовленных из различных материалов. Оценив свои возможности, я решил остановиться на салфетнице из фанеры. Я нашел - объемное выпиливание (где изображены «корова, овечка, свинка»).
И только после того когда я выполнил эти три салфетницы, мне пришла идея сделать свои в виде любимых героев братика - мультика «Смешарики». Я запланировал разработать 10 -салфетниц героев мультика. Разработав первых 6 эскизов, я начал работать с фанерой.
Преимущества отдаю фанере толщиной 3-4 мм т.к.:
- привлекательный вид,
- сравнительная прочность с гофрокартоном,
- легкость
Единственный недостаток – при резких нагрузках идёт слом.
2.2. Используемые материалы: Фанера З мм, Деревянная рейка, Краски - гуашь, Столярный клей, Лак, Салфетки, Клей ПВА.
2.3. Инструменты и оборудования для изготовления салфетниц.
Инструменты и приспособления найдутся в любой мастерской, они не требуют особого навыка: фанера толщиной 3 мм - доступный материал, копировальная бумага для перевода рисунка на фанеру, выпиловочный столик, ручной лобзик и пилочки для лобзика, наждачная бумага для зачистки выпиленных деталей, для сборки деталей - столярный клей и рейка 25-30 мм шириной, для декорирования простая гуашь, салфетки для декупажа и клей ПВА.
- Ручной лобзик
- Пилки
- Шуруповерт и сверла
- Тиски, струбцины
- Наждачная бумага
- Копировальная бумага
- Карандаш
- Эскизы
- Кисти.
2.4. Организация рабочего места и правила безопасной работы
- Работать исправным, налаженным инструментом.
- При выпиливании ручным лобзиком пользоваться выпиловочным столиком.
- Пыль, стружку, опилки удалять щёткой-смёткой.
- Работать в хорошо освещённом помещении.
- При лакировке работать в хорошо проветриваемом помещении.
2.5. Технологическая последовательность изготовления одного из изделий проекта «Сделаем праздник ярче», на примере Ёжика.
№ п/п |
Последовательность операций |
||
Инструменты и приспособления |
Эскиз |
||
1. |
Выбор заготовки. |
Мастерская, фанера и обрезки фанеры |
|
2. |
Переносим рисунок на фанеру. |
Эскиз, копировальная бумага, карандаш, фанера, верстак |
|
3. |
Выпиливаем детали заготовки |
Ручной лобзик, пилки, верстак, приспособление для выпиливания «ласточкин хвостик» |
|
4. |
Зачистка выпиленных частей изделия |
Верстак, наждачная бумага |
|
5. |
Изготовление дна и боковой стенки салфетницы |
Ножовка, рейка, верстак |
|
6. |
Зачистка торцевых частей реек |
Верстак, наждачная бумага |
|
7. |
Сборка стенок салфетницы |
Столярный клей, рейка, верстак |
|
8. |
Покраска каркаса и лицевых частей изделия |
Краска-гуашь, кисти, верстак |
|
9. |
Сборка всех частей салфетниц |
Столярный клей, верстак |
|
10. |
Оформление, декорирование салфетницы |
Клей ПВА, салфетки, кисть, ножницы, верстак |
|
11. |
Приклеивание хвостика (он есть не у всех героев) |
Строительный клей, верстак |
У данного героя он отсутствует |
12. |
Покрытие готового изделия акриловым лаком |
Верстак, акриловый лак, кисть |
На каждую салфетницу требуется фанеры 30/20см, то есть формат А4.
Затем переводим шаблоны на фанеру с учетом экономии материала (мелкие детали располагать на пространстве между крупными), здесь понадобиться карандаш, копировальная бумага. Процесс выпиливания производится при помощи ручного лобзика, пилки для лобзика, и приспособления для выпиливания «ласточкин хвостик», который крепится на верстак.
Для обработки выпиленных деталей применяется наждачная бумага. Задняя и передняя часть салфетницы соединяется рейкой шириной 25-30 мм. Для устойчивости используется, дополнительна рейка с боку. К дизайнерскому оформлению приступил с покраски деталей и корпуса салфетницы с учетом персонажей «Смешариков». Соединение деталей салфетницы происходит после просушки. Следующий этап декупажное оформление задней стенки салфетницы. Завершающий этап – покрытие лаком. Предпочтение отдается акриловому лаку, так как нет резкого запаха. Следует помнить, что лак надо наносить аккуратно с учетом цветовой гаммы и промывки кисти после каждого цвета, во избежание смазывания гуаши.
2.6. Экологический прогноз будущего изделия.
Я предполагаю, что изделие, выполненное из фанеры, не будет нести экологический вред окружающей среде.
2.7. Экономический расчет изделия.
Инструменты и приспособления найдутся в любой мастерской, они не требуют особого навыка: фанера толщиной 3мм - доступный материал, копировальная бумага для перевода рисунка на фанеру, выпиловочный столик, ручной лобзик и пилочки для лобзика, наждачная бумага для зачистки выпиленных деталей, для сборки деталей - столярный клей и рейка 2.5 см шириной, для декорирования простая гуашь, салфетки для декупажа и клей ПВА. По моим прогнозам будущее изделие будет недорогим и не очень трудоёмким. Материал для изготовления салфетниц доступен и не обладает высокой ценой.
Для изготовления изделий понадобилось:
- Фанера З мм -300 руб. лист (1525х 1525 мм)
- Краски – гуашь – 50 рублей (коробка 6 цветов)
- Деревянная рейка 3 м – 40 рублей
- Клей столярный – 250 мл -100 рублей
- Лак бесцветный акриловый - 220 руб. (1 л)
- Салфетки - 38 руб. (упаковка)
- Клей ПВА – 120 рублей (0.9 л)
Из расчета на каждую салфетницу нам понадобилось:
- Фанера - 300x210 мм = 10 рублей
- Краски – гуашь – 5 рублей
- Деревянная рейка – 15 см– 2 рубля
- Клей столярный – 10 мл – 2.50 рубля
- Лак бесцветный акриловый – 0.05 л - 11 рублей
- Салфетки - 2 рубля (приблизительно за 2 штуки)
- Клей ПВА – 4 рублей (0.03 л)
Итого: Всё вместе стоит 36.50 руб. Такая сумма экономична.
Затраты на амортизацию оборудования, на освещение и трудовые затраты не учитываются.
Общее время работы выпиливания одной салфетницы – 2 часа. Сборка деталей и просушка 1 час. Дизайнерское оформление:
- Покраска 15 мин
- Просушка краски 1 час
- Декупаж задней стенки – 10 мин
- Просушка декупажа - 1 час
- Покрытие лаком – 20 мин
- Просушка лака – 1 час
Общая затрата времени на изготовление одной салфетницы – 6 часов 45 минут.
2.8. Экологическое обоснование готового изделия.
В процессе работы над проектом применялись деревянные изделия, которые являются экологически чистыми продуктами и при эксплуатации не наносят вреда жизнедеятельности человека и окружающей среде. Отходы при создании и сборке изделия минимальны, они не влекут за собой необратимые изменения в природе. Данные отходы (обрезки фанеры) можно принять для изготовления других проектов.
Заключение.
3.1. Контроль качества.
По окончании сборки, проверим полученное изделие на работоспособность. Изделие отвечает заданным техническим требованиям. Оно качественное, прочное и красивое.
3.2. Анализ результатов и самооценка проекта.
В завершении данного проекта были выявлены только положительные стороны:
- Изделие надежно и удобно в эксплуатации;
- Соответствует нормам безопасности;
- Цель – достигнута.
Отрицательным все таки можно считать то, что покрывая изделие акриловым лаком, гуашь смешивается, и покрывать пришлось очень аккуратно и постоянно промывать кисть, чтоб цвета между собой не перемешались. Но второй слой лака ложится уже гораздо лучше.
3.3. Вывод.
Задачи, поставленные мною в начале проекта, в ходе работы были выполнены, цель достигнута. Проект оказался востребованным не только одноклассниками. Эскизы и чертежи данного проекта можно применять для повторения конструкции. В ходе работы по изготовлению данного проекта я усовершенствовал навыки работы при выпиливании ручным лобзиком и вообще в создании подобных изделий.
В ходе работы над проектом я усвоил теоретические знания по выбору материала и оптимальной формы для поделок. А так же получил опыт по созданию и использованию сувениров с помощью ручного лобзика.
3.4. Реклама.
Уникальное изделие, выполненное по индивидуальному проекту сделает Ваше чаепитие не забываемым, улучшит настроение и станет прекрасным дополнением к интерьеру вашей квартиры! Также вы можете сделать приятный сюрприз своим близким, сделав им подарок в виде оригинальной салфетницы! А приобретя все эти салфетницы, можно устроить прекрасный детский праздник, совместив приятное с полезным.
Своими руками творить интересно
А так же быстро и просто чудесно
Лишь бы желание было у мастера.
Форма, цвет, оригинальность,
Есть много каталогов разнообразия,
Только придумать свою постарайся.
Надежным и экологически чистым
Изделие будет сделано быстро,
Цена совсем не затратная,
А чаепитие просто приятное …
Небольшой пример как можно использовать салфетницы в игре во время детского праздника:
«А сейчас я вам предлагаю ощутить атмосферу детского праздника, приняв участие в несложной игре. Я приглашаю несколько участников конференции к импровизированному, праздничному столу».
(после того как выйдут 3-4 человека)
«Вам предстоит выбрать карточку, которая определила бы вашу салфетницу. В этой салфетнице вы найдете задание, за выполнение которого вы получите приз».
Список литературы:
1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. –288 с.: ил.
2. Альберт Джексон, Дэвид Дэй, «Энциклопедия работ по дереву», Астрель, АСТ. ,2005 год, 317 стр.