Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Исследование "Школьная форма в России: с момента возникновения и до настоящего времени"

Дата публикации: 2019-01-26 15:41:39
Статью разместил(а):
Перегудова Мария Андреевна

Исследование "Школьная форма в России: с момента возникновения и до настоящего времени"

Автор: Перегудова Мария Андреевна

МАОУ "СОШ № 279", ЗАТО Александровск

 

Цель проекта:

1. Выяснить, когда появилась школьная форма в России.

2. Собрать материал о школьной форме.

3. Выяснить отношение  учеников к школьной форме.

4. Определить, нужна ли нам сейчас школьная форма?

5. Разработать модель школьной формы для нашей школы.

Задачи исследования:

1. Узнать историю школьной формы.

2. Провести анкетирование среди учеников нашей школы о необходимости введения школьной формы.

3. Предложить свой вариант школьной формы.

Объект исследования:

  1. Исторические сведения о школьной форме в России.
  2. Модели школьной формы в настоящее время.

Предмет исследования: форма одежды у школьников.

Методы исследования:

1. Знакомство с историческими материалами.

2. Беседы с людьми, которые в школьные годы носили школьную форму.

3. Анкетирование.

4. Анализ полученных данных.

Актуальность работы: возвращение школьной формы в учебные заведения.

Гипотеза: могу предположить, что школьная форма необходима нам в настоящее время.

 

Рассматривая школьные фотографии моих родителей (приложение 1) я обратила внимание на одежду, в которую были одеты ученики и мне стало интересно узнать какая же форма одежды была раньше, когда она возникла и почему у нас сейчас нет одинаковой школьной формы.

У школьной формы в России богатая история. Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год. В это время учились только мальчики. Костюм гимназиста (приложение 1) отличал подростка от детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: фуражка - светло-синяя с тремя белыми кантами и с черным козырьком; гимнастерка - суконная синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанная черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой; черные брюки без канта и шинель. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Также гимназисты носили ранец.

И с этого времени, до 1917 года, фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах). Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.

В то же время началось развитие и женского образования. Девчачья форма была утверждена в 1896 году. Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды (приложение 2). Форма для ежедневного посещения - коричневое шерстяное платье и шерстяной фартук чёрного цвета. Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также разрешалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь.

Однако после революции в 1918 году отменили школьную форму (приложение 2). В это время это была роскошь, но официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было денег, чтобы одеть огромное количество детей в форму.

Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной Войны. В СССР вводится единая школьная форма. Мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами , клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Девочки носили коричневые шерстяные платья с черным передником (приложение 3). В общем школьная форма для девочек сталинской эпохи была похожа на школьную форму царской России. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).
Тогда же появилась  символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди (приложение3).

В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Стрижка была - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая (приложение 3).

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. У мальчиков это стал синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами, карманами с клапанами на груди. Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами (приложение 4).

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков брюки и куртку заменили синим брючным костюмом с эмблемой на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года. (приложение 4) 

В настоящее время про школьную форму снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы. В современной России нет единой школьной формы, как было раньше в СССР, но многие школы, лицеи, гимназии, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному заведению (приложение 5). Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах (приложение 5).

В нашей школе ученики кадетских классов имеют свою форму, по которой можно сразу определить из какого они класса. Очень часто могут существовать правила ношения одежды делового стиля, как в нашей школе у учеников начальных классов (приложение 6).

Школьная форма советского времени (с белыми фартуками) традиционно надевается выпускницами на последний звонок, как символ прощания со школой, и реже на другие праздники (приложение 6).

Практическая часть.

В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебные заведения школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма нынешним ученикам и что она дает: повышает дисциплину, или наоборот лишает индивидуальности.

Так нужна ли школьная форма современным детям?

Чтобы ответить на этот вопрос, я решила провести исследования в нашей школе при помощи анкетирования. Составив интересующие меня вопросы в анкету, я раздал анкеты ученикам с 1-го по 6-ой классы.

Вопросы были следующего содержания( приложение 7 ).  

Всего на вопросы ответили 115 учеников:

- ученики 1-х классов – 27 человек

- ученики 2-х классов – 17 человек

- ученики 3-х классов – 19 человек

- ученики 4-х классов – 22 человека

- ученики 5-х классов – 17 человек

- ученики 6-х классов – 13 человек.

Результаты анкетирования приведены в таблицах (приложение 8, 9, 10).

Проанализировав полученные данные по параллелям на вопрос »Хотите ли вы  носить школьную форму?», да ответили 93  человека , нет – всего 22. (приложение  11 ) Из ответов видно, что чем старше ученики, тем они меньше хотят носить школьную форму. Но если анализировать результаты в общем по школе, то можно с уверенностью сказать, что школьная форма необходима ученикам настоящего времени. (приложение  11)

«Нужна ли школьная форма современным детям?» Думаю, что – «да». Школьная форма дисциплинирует детей. Но она не должна нас уравнивать, убивать в нас индивидуальность.  

Теперь возникает следующий вопрос – «А какая должна быть школьная форма у современных учеников?»

Чтобы ответить на этот вопрос, ученикам было предложено изобразить свой вариант школьной формы. Ребята нашей школы с радостью откликнулись на такое задание. Рисунки получились очень разнообразными. (приложение  12) Но в них есть и много общего. Обобщив их, я разработала свой вариант школьной формы для учеников нашей школы. Мы воплотили в жизнь наши рисунки. Вот такая получилась у нас школьная форма!

Для девочек: юбка, жилет, блузка.

Также для девочек можно добавить брюки, так как мы живем в суровых условиях севера  (приложение 13).

Для мальчиков: брюки, жилет, рубашка, галстук (приложение 13).

Цвет мы выбрали нейтральный – серый. На жилет я предлагаю прикрепить значок с изображением логотипа нашей школы (приложение 14).

 Если менять цвет рубашки и блузки, а также  разрешить заменять их водолазкой, то у детей будет и индивидуальность, из-за отсутствия которой многие ребята против ношения школьной формы.

Считаю, что школьная форма должна быть по сезону. Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже внести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное - чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. Она должна быть сделана со вкусом и из натуральных материалов. А самое главное – чтобы она нравилась детям! (приложение 14)

Вывод:

Проанализировав полученные данные, я пришла к выводу:

Во-первых, школьная форма – это лицо ученика!

Во-вторых, школьная форма приучает к порядку и дисциплине.

В-третьих, в школьной форме ребята выглядят опрятно, им удобно и комфортно.

В-четвертых, не нужно думать утром, в чем идти в школу.

Моя гипотеза подтвердилась - школьная форма нам необходима! 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь