Социальное развитие детей дошкольного возраста
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Автор: Поляшова Евгения Юрьевна
Социализация является ведущей линией социального развития личности детей дошкольного возраста. Однако, на каждом новом этапе развития общества важно изучать особенности социального развития детей. Современные социально-экономические изменения в обществе привели к изменению отношений дошкольников к себе, деятельности и к другим людям. Важно знать, что влияет на социализацию современного ребенка дошкольного возраста.
Целью исследования было изучить особенности социализации личности дошкольника через выявление отношений к самому себе, к деятельности и к другим людям. Предполагаю, что отношения, которые складываются к самому себе, к деятельности и к другим людям определяют особенности процесса социализации в дошкольном возрасте.
Исследование проводилось в подготовительной группе детского сада № 113 «Ветерок», в нем участвовало 20 человек: 9 девочек (39%), 11 мальчиков (61%).
Был проведен анализ психолого-педагогической литературы: рассмотрено содержание понятий «социальное развитие личности», «социальное развитие личности» и «социализация», проанализировано соотношение понятий «социализация» и «развитие личности», а также «социализация» и «формирование личности», дана характеристика методологическим основам социального развития и социализации детей, феноменами механизмам социализации, описаны факторы влияющие на социализацию личности и особенности социального развития детей дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогических аспектов социального развития личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней. Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализации – овладение общественным опытом, его присвоение, и индивидуализации – приобретение самостоятельности, относительной автономности.
Считаю, что для социального развития детей дошкольного возраста необходимо приобщение ребенка с первых лет своей жизни к социальным отношениям, которые аккумулируются и проявляются в социальной культуре и в общении со взрослыми. Усвоение культурных ценностей, их преображение, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.
Диагностический этап исследования проводился с помощью двух методик: «Я концепция», «Дом, дерево, человек». Анализ результатов, полученных при помощи методики «Я-концепция» показал, что у 10% детей завышенная самооценка: дети видят себя в будущем умными, добрыми, хорошими – возможно, это связано с благоприятной атмосферой семьи, хорошим настроением самого ребенка и отношением социальной среды к дошкольнику. С точки зрения Т.Дембо присуждение себе максимально высоких баллов по всем шкалам свидетельствует о неспособности детей к самооценке. У 5% - заниженная самооценка по всем трем шкалам. Связываю это с нехваткой родительского внимания ребенку, возможными неблагоприятными взаимотношениями ребенка со сверстниками и взрослыми.
С точки зрения Т. Дембо присуждение себе максимально низких баллов по всем шкалам свидетельствует о дальнейшем тестировании ребенка, помощи со стороны педагога – психолога; взаимодействие ДОУ с родителями дошкольника. Уровень сформированности Я-концепция у испытуемых по трем исследуемым критериям показал, что самооценка большинства дошкольников соответствует отношению ребенка к самому себе, к деятельности и к другим людям. Это определяет особенности процесса социализации ребенка в дошкольном возрасте.
Анализ данных методики «Дом, дерево, человек» показал, что на первом месте у детей признаки ярко выраженной незащищенности и тревожности. На втором месте у дошкольников признак трудности в общении. А на третьем месте признаки чувства неполноценности, враждебности, фрустрации. Возможно, незащищенность и тревожность у детей связана с их потребностью быть рядом со взрослым человеком. Ощущать его поддержку, внимание, помощь. Поэтому симтомокомплекс показал высокий процент. Симптомокомплекс «трудности в общении» у дошкольников в данном возрасте возможно связан с психологическим состоянием (дети, не сразу находят общий язык со взрослыми и сверстниками).
Таким образом, видно, что отношения, которые складываются к самому себе, к деятельности и к другим людям определяют особенности процесса социализации в дошкольном возрасте. Для полноценной социализации нужна специально организованная работа по формированию отношений, которые складываются к самому себе, к деятельности и к другим людям у детей дошкольного возраста.