Способы преодоления недостатков речи и их методологическая основа
Способы преодоления недостатков речи и их методологическая основа
(материал для начинающих логопедов и воспитателей логопедических групп)
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Обучение ребенка правильному произношению включает выработку правильных и прочных речевых динамических стереотипов и тем самым затормаживание прежних несовершенных, если они имелись.
Логопедическая работа проводится в единстве с развитием языка на мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль.
Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний. Должно так или иначе осмыслить их, хотя бы в форме звукоподражания: например бою барабана – та – та – та – та.
«жужжит, как пчела», «гудит, как поезд».
Так как шипящие звуки произносятся напряженным выдохом, то на первых порах обучения полезно проводить игры, развивающие дыхание (выбирая из них те, которые требуют сильного и быстрого выдоха), и другие игры, как-то:
1. «Лес шумит» Дети в кругу раскачиваются и произносят: ШШШ… Хорошо показать картину леса.
2. «Пузырь лопнул» Дети сначала «раздувают» пузырь (раздвигают круг), а затем приседают, сжимаются в комок с шипением: ШШШ…
3. «Курочки» Дети прогоняют «курочек» (сдувают бумажки со стола, с ладони) КШ-КШ-КШ…
4. «Баюканье» Дети укачивают кукол Ш-Ш-Ш…
5. «Поезд» изображая движущийся поезд, дети произносят: ШШШ, а при остановке – ССС…
При овладении всей группой шипящих звуков, дети упражняются в дифференцировке их в следующих играх и забавах.
Также «Поезд» изображая движение поезда дети под ритм марша двигаются по комнате и произносят звуки:
1) скорого поезда «стрела» - Ш
2) почтового – Ч
3) товарного – Ж
4) смешанного – Щ.
При остановке все дети тормозят (звук З)
Вагоны воспроизводят ритм колес та-та-та, та-та-та, или да-да-да.
Дети усваивают речевые умения и навыки без осознания целей и задач таких занятий, т.к. это доступно им.
Эффективность их логопедической работы достигается потому, что решающим здесь является не необходимость избавиться от речевого недостатка, а увлечение игровыми образами:
«Жи-жи-жи, жи-жи-жи, тихо, пчелка, не жужжи!»
«Гудит, как поезд»
«Бой барабана» - та-та-та
«Поиграем в жуков» (жу-жу-жу, жу-жу-жу, над цветочками кружу)
Смысл этих игр или занятий можно сразу объяснить одним детям, которые не обидчивы, не стеснительны, а другим же лишь в случае успеха отметить полезность их, а с третьими совсем не беседовать на эту тему.
Используя для закрепления определенного звука дидактический материал, например; разгадывание загадок, заучивание стишка следует, не отделяясь от темы, ставить вопросы, связывающие данное содержание речи с окружающей дитя жизнью. Сами занятия, их цель преимущественно и по возможности у детей старшего возраста должны быть осознаны ими, особенно при индивидуальной работе.
Слова должны употребляться в разных грамматических формах (в разных падежах, временах и т.п., в предложениях и в связанном тексте). Например, при обучению произношению звука Ж воспитатель проводит игру следующим образом: «Поиграем в жуков. Я жужжу и «лечу» (жужжит и, размахивая руками «летит». Теперь ты жужжишь и «летишь» (Оля жужжит и «летит»). Показывая на Ксюшу: Она жужжит и «летит» ( та жужжит и «летит». Мы жужжим и «летим». Все «летим» и жужжим.
В свете павловской физиологии здесь мы вырабатываем стойкие речевые стереотипы. Наряду с этим проводим игры для развития фонематического (звукового) анализа.
Увязка логопедических занятий со звуковым анализом слова, с грамматическим изменением его ускоряет, упрочивает успех в произношении, очень облегчает в будущем овладение детьми грамотой, содействует развитию абстрактного мышления.
Вообще в логопедической работе должно использовать положительные раздражители (одобрение, похвала).
Когда подражание целому слову безуспешно, мы выделяем неправильный звук и обучаем ребенка произношению этого звука. В трудных случаях работаем над каждым из элементов звука (над артикуляцией, выдохом, звучанием), без резкого разрыва одного с другим, а затем синтезируем их в звук и снова включаем его в живую речь и упражняем в ней.
Это аналитико-синтетический метод опирается на учение И.П. Павлова и состоит из «первичного разложения целого на части, единицы и затем снова постепенного сложения целого из единиц, элементов».