Коррекционная работа с детьми-алаликами
Коррекционная работа с детьми-алаликами
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Коррекционная работа с детьми-алаликами.
Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.
Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).
Коррекционные работы при алалии предполагают занятия на развитие всех сторон речи, например: стимуляцию речевой активности; формирование словарного запаса; развитие фразовой и связной речи; занятие на звукопроизношение и грамматическое оформление высказывания; логоритмику.
Предлагаю картотеку заданий для работы с детьми, страдающих алалией:
ЗАДАНИЕ № 1. ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
1. Широко открываем рот, громко поём:
- А-а-а!
- Как мама укачивает малыша?
- А-а-а!
2. Округляем губы, громко поём:
- О-о-о!
- Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
- О-о-о!
3. Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
- У-у-у!
- Как гудит паровоз?
- У-у-у!
4. Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
- И-и-и!
- Как кричит лошадка?
- И-и-и!
5. Дети заблудились в лесу. Они кричат:
- Ау! Ау!
6. Малыш плачет:
- Уа! Уа!
7. Ослик кричит:
- Иа! Иа!
ЗАДАНИЕ № 2. РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.
1. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и опускается по лесенке (повышение и понижение тона):
- А-а-а!
- О-о-о! И т.д.
2. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
- А-о-у-и!
- У-а-и-о! И т.п.
3. Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:
- Как мама укачивает малыша?
- А-а-а!
- Как гудит паровоз?
- У-у-у! И т.п.
ЗАДАНИЕ № 3. РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ.
1. Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:
- Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!
- Как мычит корова? - Как кричит овечка?
2. Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
- Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!
- Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?
3. Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:
- Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!
- Как кричит кошка? - Как лает собака?
ЗАДАНИЕ № 4. РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
1. Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:
- Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!
- Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?
2. Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:
- Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!
- Как кричит гусь? - Как крякает утка?
3. Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:
- Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!
- Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?
ЗАДАНИЕ № 5. РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
1. Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:
- Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!
- Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?
2. Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:
- Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!
- Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?
3. Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,
- Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,
- Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.
ЗАДАНИЕ № 6. ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.
1. Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:
- Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!
2. У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:
- Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!
ЗАДАНИЕ № 7.
1. Мальчик погоняет лошадку: Проговариваем цепочки слогов:
- Но! Но! Но! НА-НА-НА
- Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО
2. Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ
- На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ
- Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ
3. Дядя погоняет ослика: Ну! Ну! Ну!
4. Малыш не хочет есть:
- Не! Не! Не!
- Как капризничает малыш?
ЗАДАНИЕ № 8. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.
1. Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.
2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут крыльями.
ЗАДАНИЕ № 9. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
1. Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.
2. Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке, потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.
ЗАДАНИЕ № 10. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.
ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком: Ляля, Киса, Зая, би-би.
Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем: Что я убрала?
Ребёнок отвечает: БИ-БИ. и т.п.
ЗАДАНИЕ № 11.
1. Малыш топает: 4. Часы бьют:
ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ
Как топает малыш? Как бьют часы?
2. Вода капает: 5. Охотник стреляет:
КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ
Как капает вода? Как стреляет охотник?
3. Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:
ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ
Как тикают часы? Как прыгает зайчик?
ЗАДАНИЕ № 12.
Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:
- Папа! Ау! - Дядя! Ау!
- Мама! Ау! - Катя! Ау!
- Тётя! Ау! - Нина! Ау!
Помоги девочке, покричи вместе с ней.
ЗАДАНИЕ № 13.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
- У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»
Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!
- Катя, дай Лялю!
- Тётя, на Лялю!
Просим ребёнка повторить.
ЗАДАНИЕ № 14.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
- Это Вова. У Вовы би-би.
- Вова, дай би-би.
- Тётя, на би-би.
- Мама, на би-би.
- Папа, на би-би.
Просим ребёнка повторить.
ЗАДАНИЕ № 15. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.
1. Прыжки на обеих ногах. 3. Ходьба на месте.
2. Прыжки на левой ноге, 4. Ходьба на носочках.
на правой ноге. 5. Ходьба на пятках.
ЗАДАНИЕ № 16. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.
1. Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».
2. Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.
3. Прыгаем на двух ногах через низко натянутую верёвочку.
ЗАДАНИЕ № 17. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.
ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:
Что я поменяла местами?
Ребёнок показывает и называет.
ЗАДАНИЕ № 18.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот солдатики идут,
Вот идут, идут, идут.
Ружья на плечах несут,
Вот несут, вот несут.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
- Тра-та-та! Тра-та-та!
- Тра-та-та! Тра-та-та!
ЗАДАНИЕ № 19.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот охотник в лес идёт,
Он идёт, он идёт.
Волка серого убьёт,
Он убьёт, он убьёт.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
ЗАДАНИЕ № 20. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ1. Ходьба по узкой доске, положенной на пол.
2. Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и ловить двумя руками.
3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.
ЗАДАНИЕ № 21. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.
1. Складывание пирамидок по образцу и по памяти.
2. Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.
3. Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.
ЗАДАНИЕ № 22.
Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает: Пошёл зайчик под кусток.
Ребёнок проговаривает вместе со взрослым: Прыг-скок! Прыг-скок!
Далее проговаривает один взрослый: Поймал белку за хвосток.
Ребёнок проговаривает вместе со взрослым: Прыг-скок! Прыг-скок!
ЗАДАНИЕ № 23. СЕМЬЯ.
Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.
Задавайте ребёнку вопросы:
- Где мама?
- Где папа?
- Где баба? И т.д.
Пусть показывает и называет.
Подберите фотографии для составления простых предложений:
Мама идёт.
Папа сидит. И т.д.
Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.
Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.
Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.
ЗАДАНИЕ № 24. ИГРУШКИ.
Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка: Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.
Показывайте и называйте: Это кубик. Это мяч. И т.п.
Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.
Работаем над простыми предложениями: Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.
Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.
ЗАДАНИЕ № 25. ЗВУКИ [В], [ВЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.
ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.
ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.
ЗАДАНИЕ № 26. ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.
ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.
ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.
ЗАДАНИЕ № 27. ЗВУКИ [П],[ПЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.
ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.
ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.
Мама мыла пол. Петя пьёт.
У Паши палка. Поля поёт.
ЗАДАНИЕ № 28. ЗВУКИ [Б], [БЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.
БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!
БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.
БАБА
Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»
БОБИК
У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!
ЗАДАНИЕ № 29. ЗВУКИ [Т], [ТЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.
ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.
ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.
КОТ, ГОСТИ
У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!
Кто тут?
Тут Тоня. Тут Таня.
ЗАДАНИЕ № 30. ЗВУКИ [Д], [ДЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.
ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.
ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.
ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.
ДУДКА ДЫНЯ
У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!». У Дины дыня.
Дина, дай дыню!
На, Дуня, дыню!
ЗАДАНИЕ № 31. ЗВУКИ [К],[КЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.
КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.
КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.
КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.
МАК БАНТ
У Кати мак. У Кати косы.
На, мама, мак. На, Катя, бант. Дай, Катя, мак.
Данные упражнения могут использоваться как педагогами, так и родителями. Задания могут использоваться как на индивидуальных занятиях в совместной деятельности педагога и ребенка, так и при закреплении дома с родителями.