Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Чудодейственный мяч

Дата публикации: 2024-01-24 22:23:45
Статью разместил(а):
Квасова Арина Родионовна

Чудодейственный мяч

Автор: Квасова Арина Родионовна

ГБДОУ Детский сад № 14 Василеостровского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В данной статье представлена информация о многогранности мяча в жизни ребёнка с ОВЗ.

 

Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом и речевые центры в частности. Мяч должен занимать первое место в царстве детской игры.

Игры и упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребёнка.

Что дают детям игры с мячом?

Педагогическая ценность игр с мячом. Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Бросай, лови, кати. Давайте поговорим о значении игр с мячом для всестороннего развития ребёнка.

Мяч - предмет, прекрасно знакомый и понятный для взрослых. Но стоит взглянуть на мячик глазами малыша, ведь он таит в себе множество открытий!

В данной рубрике мы познакомим вас с полезной и интересной информацией: как подобрать мяч для ребёнка (согласно возрасту), а также много различных игр с мячиком.

Глазами взрослого мяч - простой шарообразный предмет, который ассоциируется с разнообразными спорт. играми. Для ребенка, впервые увидевшего мяч, он в себе таит много неизведанного и нового, это один из путей к познанию мира. Его цвет, материал, свойства и форма являются огромным потоком информации.

  1. Мяч гладкий либо, наоборот шершавый на ощупь.
  2. Мячик имеет круглую форму, его можно не только разглядывать, но и крутить в руках.
  3. Мяч лёгкий либо тяжёлый, причём его вес не всегда зависит от размера.
  4. Если мячик уронить - он подпрыгнет, если толкнуть - покатится.
  5. Мяч можно крепко обхватить руками и принести маме, чтобы с ней поиграть или положить на горку, чтобы мячик весело съехал с неё.

Игры с мячом являются важнейшей составляющей полноценного детства ребёнка. На первый взгляд они могут показаться простыми, но при этом играют громадную роль для интеллектуального и физического развития, тренируют координацию, глазомер, ловкость, скорость реакции, самоконтроль, а также для уверенности в своих силах. Имеет мяч и социальное значение, так как помогает в развитии навыков общения и в приобретении новых друзей. Ведь нужно сначала договориться с кем-то для приглашения его в совместную игру.

Для малыша мячик - это интересный предмет с первого года жизни. Ребёнок не просто играет в мячик, он варьирует им: катает, берет, бросает, кладёт, переносит и пр., это развивает малыша не только физически, но и эмоционально.

Движение кистей и пальцев рук обладают особым значением для функционального развития мозга малыша, а также развития речи. Научными данными уже подтверждено, что: участки коры головного мозга, ответственные за речевую артикуляцию и мелкую моторику пальцев, находятся в одном и том-же инновационном поле, то есть рядом. Из этого следует, что нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга, от движения рук влияют на стимуляцию расположенных по соседству речевых зон и усиливают их активность.

Знакомство со свойствами мяча для малыша, при выполнении различных действий (катание, бросание, бег за мячиком и пр.), обеспечивает активизацию организма, нагрузку на все мышечные группы (кистей, рук, ног, брюшного пресса, туловища).

На осанку ребёнка благоприятно влияет даже простое подбрасывание мячика вверх, вызывает потребность выпрямления. Можно смело заявлять, что игры с мячиком является специальной гимнастикой: развивается умение удерживать, схватывать, перемещать мяч в процессе бега, ходьбы или прыжков.

Упражнения и игры с мячом помогают развивать ориентировку, регулируют точность броска и его силу, участвуют в развитии ловкости и глазомера, быстроты реакции и нормализации эмоционально-волевой сферы. Это особенно значимо для деток малоподвижных и деток гипервозбудимых.

Игра с мячом развивает мышечную силу, улучшает обмен веществ, работу сердца и лёгких.

Мяч – самая простая и в то же время универсальная игрушка. Когда малыш играет с мячом, у него работают все группы мышц. Ребёнок осваивает основные движения, что необходимо для его полноценного развития. Также мяч развивает ориентировку в пространстве, ловкость, глазомер, быстроту реакции, координацию движений. К тому же движения пальцев и кистей рук (захват мяча, удерживание, подача) стимулируют определённые зоны мозга, способствуя развитию речи малыша.

Какие мячи можно иметь дома?

Разного размера:

* большой надувной мяч;                                                           

* маленькие мячи  диаметром 4-8 см

* один или два мяча 15-20 см

Из разного материала: резиновые (гладкие и шершавые), пластмассовые, мягкие, комки из бумаги.

Как учить малыша играть с мячом?

Чтобы ребёнок научился управляться с мячом ловко, свободно, нужно показать ему, не раз и не два, основные приёмы игры: как его бросать, прокатывать по полу или под препятствиями, подбрасывать, сбивать, забрасывать в корзину.

Важно помнить: без взрослого у маленького ребёнка игры не будет. Малыш лишь повертит мячом, попробует на зуб, бросит на пол и забудет. Сильнейшим стимулом детского развития является: подражание родителям и совместные занятия.

Не забывайте о возрасте ребёнка, сочетайте наглядность показа с понятным объяснением: «Смотри. Я возьму мячик двумя руками. Какой красивый мяч! Я брошу его высоко-высоко».

Манипуляции с мячом.

Хватает. Уже в 4-5 месяцев малыш учится хватать и держать предметы. Если внутри мяча будет пищалка, малыш, пытаясь извлечь звук, будет учиться сжимать —  разжимать пальчики, как раз развивает моторику.

Катает. В 10-12 месяцев ребёнку по силам уже более сложные действия. Для обучения навыка катания лучше использовать наклонную поверхность (конец доски закрепить на стуле) и маленькие шарики. Покажите малышу как можно брать и мячик и скатывать его с горки. Когда освоите, усложните, один скатывает мячик, а другой ловит и складывает в корзину. Потом меняйтесь.

Кидает. В 1-1,6 года кроха будет не кидать, а класть мяч в корзину (тазик). Это нормально. НЕ теряйте терпения, показывайте нужное действие снова и снова.

Сбивает. Вместо кегли можно использовать пластиковые бутылочки 0,5 литров. Расставьте их в ряд (2-3 штуки) и покажите малышу,  как можно толкнуть мяч, чтобы он прокатился и сбил «кегли». Выполняйте действие двумя руками, присев на корточки – пусть ребёнок копирует ваши движения.

Самое сложное из рано тренируемых умений – поймать брошенный мяч. Вряд ли получится до 2-х лет. Но можно использовать для тренировки – воздушный шарик. С ним проще отрабатывать этот приём, учитывая его неторопливость.  

Игры с мячом

  1. « Ай да мячик» (от 6 до 9 месяцев).

Напевая песенку, бейте мячом об пол: «Ай, да мячик, ай, да мячик! Как легко, легко он скачет.  Прыг-скок, прыг-скок, покатился в уголок!»  Бросьте мячик так, чтобы он катился в противоположную сторону от ребёнка, но оставался в зоне его видимости.  Спросите: «Где мячик? Принеси скорее маме мячик!»

  1. «Кто дальше, кто выше?» (от 1-1 года 6 месяцев).

Бросайте мяч вперёд, встав в одну линию с малышом, — кто дальше. Пробуйте бросать мячик вверх – кто выше. Дома пользуйтесь лёгкими мячами среднего и маленького размера.

  1. «Колобок» (от 1года 6 месяцев до 2 лет).

На мячик наклейте глазки и ротик – это ваш Колобок. Поставьте посреди комнаты  «пенёк» - перевёрнутый тазик. Ребёнок берёт в руки «колобка» и прокатывает его вокруг «пенька». А взрослый проговаривает: «Колобок, не ленись, не ленись, вокруг пенёчка прокатись, прокатись». В какой-то момент вы воскликнете: «Зайчик идёт!» Малыш должен поднять мячик вверх (колобок убегает от зайца). В конце игры колобок может также убежать и от лисы. А может лиса его съесть, тогда ребёнок после восклицания «Лиса идёт» подбегает к вам и прячет мячик в мешочек. Мяч «растёт» вместе с малышом.

С возрастом игры становятся сложнее, и ребёнок оттачивает свои навыки. Поэтому хорошо, когда мяч рядом – такой  энергичный и  прыгучий.

 

Список литературы:

  1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Издательство «Академия», 2009.
  2. Овчинникова Т.С. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика.
  3. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л.Б. Учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО, 2010 – 248с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь