Основные направления организации взаимодействия детского сада и семьи
Основные направления организации взаимодействия детского сада и семьи
Автор: Шаравина Юлия Валерьевна
С целью организации процесса партнерства семьи и образовательной организации нами обозначены основные направления работы, определены позиции родителей и педагогов, функции воспитателей, специалистов и руководителей ДОУ в осуществлении взаимодействия с семьей.
Информационно-аналитическое направление:
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Для обоюдного познания воспитательного потенциала дает специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием:
• бесед, анкетирования, сочинений;
• посещение педагогами семей воспитанников;
• организация дней открытых дверей в детском саду;
• родительские собрания, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон. Целью первых родительских собраний является разностороннее знакомство "педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами"
• сбор данных о семье, составление социального паспорта ребенка, группы, ДОУ проводится методами анкетирования, беседы.
С учетом полученных данных, интересов семей воспитанников осуществляется планирование педагогами взаимодействия с семьями воспитанников, с использованием разнообразных форм и видов работы. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников в детском саду отражается в годовом плане работы .
Просвещение и информирование.
В вопросах просвещения и информирования родителей традиционными для ДОУ являются такие формы работы как Совет ДОУ, родительские собрания, по группам и общие родительские собрания ДОУ, собрания родительского комитета ДОУ, дни открытых дверей.
Успешно реализуются и новые формы работы:
Консультационный пункт для родителей детей, не посещающих детский сад "Будущий воспитанник детского сада" на консультацию приглашаются родители дети которых подлежат зачислению в детский сад. С родителями обсуждаются вопросы адаптации ребенка к детскому саду, составляется индивидуальный план адаптации ребенка, обсуждаются другие организационные вопросы.
Школа пап и мам (по плану педагога-психолога).
Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Данная форма интересна тем, что тематика заседаний школы может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе Школы Пап и Мам принимают участие различные специалисты ДОУ, в том числе и приглашенные (психолог, медицинские работники, логопед, и др.), а также родители воспитанников, дети.
Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, учатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом, план работы "Школы пап и мам" ежегодно обновляется и представлен в приложении №11.
Единый консультационный день, организуется раз в квартал, в этот день родители воспитанников ДОУ и родители детей, не посещающих детский сад могут получить консультацию любого специалиста детского сада.
Мастер-классы.
Мастер-класс - особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными родителями - представителями других профессий. Эту форму работы можно отнести и к совместной деятельности в системе ребенок-родители-воспитатели- специалисты.
Отчетная выставка - презентация из жизни группы по времени года. Оформляется в виде фото выставки, по итогам работы с детьми и родителями. Экскурсии, совместные праздники, мероприятия для родителей, детей, фото ООД, режимных моментов, итоговые мероприятия по КТП, и т.д. отражены в тематических презентациях "Осень в детском саду", "Зима в детском саду", "Весна в детском саду", "Лето в детском саду". Материалами выставки-презентации пополняется фото банк детского сада и группы.
Информирование родителей осуществляется не только при непосредственном общении входе бесед, консультаций, на собраниях, и д.р. но и опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, тематических выставок, письменных консультаций, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием).
На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю, среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения.
К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе, консультативные материалы узких специалистов.
Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.
Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал).
Размещение этого вида информации возможно не только на стендах, но и во всем пространстве группы (приемной, в уголках для родителей, в центрах развития). Красочные, эстетично оформленные материалы (фото, альбомы, выставки, папки-передвижки, "раскладушки", результаты совместной продуктивной деятельности) могут стать украшением интерьера группы, разнообразить совместную и самостоятельную деятельность детей.
Для своевременного информирования воспитывающих взрослых, важная информация дублируется на сайте детского сада.
Большое внимание уделяется просвещению педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. В годовом плане отражена работа по формированию у педагогов достаточной подготовленности в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей, умению осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса, учитывать потребности и интересы родителей. Вопросы повышения педагогической грамотности в системе дети- родители -педагоги отражены в годовом плане. По плану педагога психолога осуществляются занятия в студии "Успешный педагог".
Совместная деятельность в системе ребенок-родители-воспитатели-специалисты.
День самоуправления проводиться с целью педагогического просвещения родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы работы. Привлечение родителей к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей. Дети с любовью и благодарностью смотрят на своих родителей, которые так много умеют, знают, которые раскрываются совершено с иной стороны, чем в домашней обстановке. «Воспитателям» из числа родителей представляется возможность погрузиться в воспитательно-образовательную среду, почувствовать важность и ответственность педагогического процесса и изнутри посмотреть на деятельность педагогов и всего персонала детского сада. Понаблюдать за своим ребенком, увидеть, как он ведет себя в детском коллективе, какие взаимоотношения складываются у него с другими детьми. Такая связь между детским садом и семьей идет на пользу детям, а родителей превращает в первых помощников воспитателя.
Спортивные соревнования "Папа, мама и я -спортивная семья!" давняя традиция нашего детского сада, ежегодно наши семейные команды принимают участие в муниципальных соревнованиях и занимают призовые места.
Традиционными являются такие формы работы как проведение физкультурных и музыкальных праздников, постановка спектаклей с участием детей и родителей, познавательные физкультурно-музыкальные досуги.
С целью профилактики и консультативной помощи в детском саду разработана и реализуется комплексная психолого-педагогическая программа по социально -педагогической поддержке, профилактике и коррекции преддевиантного и девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом позволяет использование средства информационно-коммуникативных технологий. ИКТ используются и как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. В детском саду имеется три интерактивные доски, которые используются в ООД с детьми и педагогических мероприятиях для педагогов и родителей. Интересным направлением работы стало вовлечение родителей в процесс создания мультфильмов. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Главной целью внедрения информационно-коммуникативных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители . Внедряя в практику разнообразные формы коммуникативно-информационных технологий можно существенно повысить степень участия родителей образовательно-воспитательном процессе.
Портфолио - продукт совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Это копилка достижений и впечатлений ребенка. В папку собираются работы ребенка в детском саду, фотографии и рисунки об экскурсиях, семейных прогулках и путешествиях, о членах семьи. Тематику предлагает воспитатель в соответствии с КТП, каждая страничка используется в совместной и индивидуальной деятельности, служит живым материалом. В конце учебного года семья и ребенок получает в подарок свою Волшебную книжку, в которой отражены впечатления и достижения ребенка за прошедший год.
Проектная деятельность.
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», владеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.
Грамотное выстраивание отношений между двумя социальными институтами—семьей и дошкольной образовательной организацией позволит добиться максимальной пользы в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия детей на ступени раннего и дошкольного возраста. Об эффективности подобной работы свидетельствует увеличение количества родителей, понимающих важность обеспечения физического и социального благополучия ребенка в дошкольные годы; посещающих совместно с ним мероприятия в ДОУ; стремящихся рассказать о собственном опыте психофизического развития и воспитания ребенка; предлагающих необходимые коррективы в совместной работе с педагогами.