Инклюзия в образовании – один из аспектов инклюзии в обществе
Инклюзия в образовании – один из аспектов инклюзии в обществе
Автор: Аимбетова Гульмира Балгабековна
КГУ «ОСШ № 27», г. Караганда
«Если мы не можем покончить с нашими отличиями,
мы, по крайне мере, в состоянии сделать мир местом,
безопасным для многообразия».
Джон Фицджеральд Кеннеди
Работая над понятием «инклюзивное общество», пришла к выводу, что инклюзия – это возможность включения всех. Не может быть инклюзии для какой- то эксклюзивной категории людей. Это противоречие внутри понятия.
Инклюзивное общество – создание такой модели общества, при которой в жизненный процесс с остальными, может быть включён человек с любыми особенностями, как психофизического развития, так и культурными, этническими и т.д. Человек с другим материальным положением, другой ориентацией, с другим цветом кожи, беженцы, переселенцы, независимо от состояния здоровья, ВИЧ-статуса и т.д. - не должны чувствовать никаких проблем. Должно быть уважение всех ко всем, отношение к любому человеку, как к равному. Человек, «не входящий в прокрустово ложе», созданное самим же обществом, должен быть принят, понят и чувствовать поддержку государства и соотечественников.
Включается понятие социальной инклюзии.
Социальная инклюзия красной нитью проходит через современную образовательную систему. Также и в образовательной среде, инклюзия - это глубокое внедрение ребенка в образовательную среду, подстроенную под него, и оказание ребёнку и родителям специальных услуг, поддерживающих семью. В основе инклюзии образования положена идеология, предполагающая полное исключение дискриминации детей, данная идеология обеспечивает равное отношение ко всем детям. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, независимо от особенностей здоровья, внешнего вида, социального статуса и т.д.
Инклюзивное обучение делает ударение на процесс обучения, ориентированный на персону, на разработке индивидуального образовательного маршрута. Основная цель инклюзивного образования – это создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями.
Основные принципы инклюзивного образования:
- Способности и достижения человека не влияют на его ценность.
- Любой из людей обязательно чувствует, и способен думать.
- Каждый ребёнок имеет право быть услышанным, имеет право на общение.
- Дети нуждаются друг в друге, в дружбе ровесников.
- Эффективноеобразование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни.
Главными причинами неприятия учащегося с особыми образовательными потребностями и трудностями в обучении можно назвать - социальные и ресурсные. Существует ряд «вторичных» барьеров «архитектурного характера» так, например, отсутствие подъёмников, пандусов и т.д. Над их устранением, безусловно, необходимо работать. Но, без устранения первопричинных барьеров, таких как заимоотношения «ученик - учитель - родитель», всё остальное уходит на второй план. Другими немаловажными факторами являются проводимая в стране социальная политика, культура, социальные и экономические аспекты. Барьеры можно обнаружить как в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной политике.
В нашем государстве идея инклюзии провозглашена. Имеются законодательные документы, программы, планы, проекты. Однако, на деле происходит так, что повзрослев, многие из детей с особыми образовательными потребностями, останутся сидеть дома, потому что в ТИПО и высших учебных заведениях нет программ для обучения людей с определёнными нарушениями. Их трудоустройство, мягко говоря, под большим вопросом – нужна система социального предпринимательства, призванная мотивировать работодателя. Ведь, инклюзия предусматривает для человека с особыми потребностями не ограничиваемое участие во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. Инклюзия должна стать нормой общества.
В заключение хочется привести слова Министра образования и занятости британского правительства Дэвида Бланкетта, который не понаслышке знаком с проблемами детей-инвалидов, т.к. сам от рождения был слепой: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
Литература:
1. Кадуркина О.В. Понятие инклюзии. Интеграция и инклюзия: общее и различие.
2. Юлдасова А.С. Философия взглядов на инклюзивное образование / Познание – 2016.