Урок русского языка в 1 классе "Строчные буквы ъ, ь знаки"
Урок русского языка в 1 классе "Строчные буквы ъ, ь знаки"
Автор: Тищенко Лариса Михайловна
МОУ «Разуменская СОШ № 1», Белгородская область
Аннотация: В этой публикации размещён конспект занимательного нестандартного урока русского языка в 1 классе по ФГОС. На уроке дети сами ставят цели, формулируют тему урока, работают в группе и индивидуально, выясняют роль ъ и ь на письме.
Ключевые слова: урок, русский язык, строчные ъ и ь, показатель мягкости согласного, разделительный ъ и ь знаки.
Цель урока: создать условия для формирования навыков письма; умения писать ь и ъ знаки, совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь ; подвести к пониманию важности написания букв разделительный Ь и Ъ в словах; способствовать расширению словарного запаса, развитию мышления, внимания, умения анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимопроверку.
Планируемые результаты образования:
Предметные УУД: научатся объяснять значение мягкого знака на конце слов и в середине, обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь, необходимость употребления букв разделительного Ь и Ъ в словах.
Метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – проводят сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); коммуникативные – формируют умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные - проявляют интерес к новому учебному материалу, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Тип урока: Урок изучения новых знаний и способов действий.
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, презентация по теме, кукольный театр
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Занимаем свои места, нас ждет интересный урок.
Кукольный театр.
Здравствуйте! Вы меня узнали? Я жирафик пришёл к вам за помощью. Я получил письмо от своего друга тигренка из Сибири, но ничего не понял. Вот прочитайте, что он написал.
Читают дети по одному предложению.
У нас в лесу живет хор. Мы мылись с ним в банке. А на улице вюга. Угол сложили в угол. А на обед я сел кабана.
Учитель:
Ребята, чем мы можем помочь нашему гостю?
Дети: Мы должны исправить ошибки в словах. Вставим в слова Ъ и Ь знаки.
Учитель: Проходи Жирафик, будешь у нас почётным гостем, мы поможем тебе разобраться в письме.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Дети: строчные буквы ь, ъ
А какие цели мы поставим на урок?
Научиться писать знаки. Определять где нужен ъ, ь знаки в словах?
2. Актуализация знаний.
Найдите ъ и ь знаки у нас в классе. (на стенах и сенсорном кресте)
1 ряд - ь
2 ряд - ъ
3 ряд – распределите слова (на доске): в 1 столбик с ь; во 2 столбик с ъ. (Пью, льёт, съест, въезд, жильё, съехал, друзья, объяснить, подъезд, день)
Прочитаем слова.
Учитель: Какую роль выполняют ь, ъ.
Дети:
Буква ь - показатель мягкости согласного звука на письме.
Буква ь пишется на конце слов после согласных и в середине слова между согласными.
Есть еще одна роль ь.
- Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ь Показатель мягкости согласного разделительный
Где печатная буква, а где письменная?
Посмотрите как пишется ъ, ь (на экране мультимедийный показ) и на доске учителем показ.
3. Письмо в прописи.
Подготовка руки к письму.
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Вам, друзья, секрет открою:
Ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Элементы букв. Узор (капельки дождя)
Ь – ставлю мел на верхнюю линию узкой строки, веду маленькую наклонную палочку на себя, не доводя нижней линии узкой строки, делаю закругление вверх и веду это закругление до середины узкой строки, делаю закругление вверх и вниз, вывожу на палочку (замыкаю).
(под счёт … и раз … и два …)
Был мягкий знак высоковат.
Сказала буква строю:
Эй, наклонись немного!
И так согнулся он чудак,
Что превратился в «твёрдый знак»
Письмо ъ.
А для чего нужен ь?ъ? зачем мы учимся их писать? Ведь они не произносятся?
Стихотворение читает ученик:
Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится,
Вот, что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Посмотрите на ромашки. Кто догадался?
(на ромашке буквы е, ё, я, и, ю, ь)
Посмотрите на первую ромашку.
Что может быть общего у этих букв. Какую работу они выполняют в нашем языке? (Обозначают мягкость согласных)
А в чем отличие? Разделите буквы на 2 группы.(гласные и буква не обозначающая звука)
Посмотрите на вторую ромашку.
(на ромашке буквы а, о, ы, э, у, ъ)
Что может быть общего у этих букв? Какую работу выполняют эти буквы в нашем языке? (Обозначают твердость согласных)
Какая буква лишняя? Почему?
Работа в прописи
Посмотрите в пропись. Какое слово нам предлагают написать?
Мете́ль (буран, вьюга) — перенос ветром падающего и/или выпавшего ранее снега.
Какую роль выполняет ь? (разделяет согласный от гласной)
- Сколько слогов в этом слове?
- Почему?
- Какой 1слог?
- 2 слог?
- Какой ударный слог?
- А сколько звуков мы слышим в слове вьюга (5)
- Так, а давайте ещё раз вместе со мной прочитаем это слово. (Тянем вью).
- Ребята, какие 2 звука обозначает буква «Ю» [й,у].
- Почему?
- Правильно: так как она стоит после Ь.
- Каким цветом закрасим звук [в’]?
- Почему, зеленым?
- Ребята, если буква «Ю» обозначает 2 звука, то каким цветом мы закрасим звук [й].
- На, что показывает гласная «а» во 2 слоге (на твердый звук «г»)., то каким цветом мы закрасим.
- Напишите ещё раз это слово.
А теперь 2 слово «семья» разберите сами и закрасьте схему. У кого будут вопросы спрашивайте. И напишите это слово ещё раз.
Ребята, давайте сделаем вывод, что гласные е, ё, ю, я, стоящие после Ь и Ъ знаков, обозначают 2 звука
е ё ю я
/ \ / \ / \ / \
й э й о й у й а
Повторите, пожалуйста, ещё раз правило!
Запись предложения.
А теперь прочитаем следующую строчку. Что мы прочитали? Почему это предложение? Где, начало предложения? Что ставится в конце предложения? Сколько слов в предложении? Какие 1, 2, 3?
Здесь в каком слове ь, какой он?
ФИЗМИНУТКА для глаз, пальчиковая.
Историческая справка.
Ребята, сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет назад. Посмотрите (на слайде) как писались слова с ъ. Мы заметим, что раньше твердые звуки на конце обозначали с помощью Ъ.
Но потом их не стали писать за ненадобностью. Уберите ъ ничего не меняется.
Запись слов сел - съел
Работа со схемами.
А сейчас давайте, посмотрим на схемы слов сел, съел, семь и съем.
- Сколько слогов в слове сел? – Почему?
- На что показывает гласная «е»
- А каким цветом закрасим звук [л]
- Давайте закрасим схему.
- Давайте разберём схему слова съел.
- Прочитаем это слово. – Сколько здесь слогов?
- Звуков? Почему? – А какие 2 звука? [й, э].
- Каким цветом будем закрашивать схему.
- Ребята давайте повторим правило, что гласные е, ё, ю, я, которые стоят после ь и ъ знаков обозначают 2 звука. (повторим)
А следующие 2 схемы раскрасите самостоятельно, а я пройду и посмотрю, как вы справились с этим заданием.
Ребята, пропишите эти слова ещё.
4. Работа в группе. (по 2 слова ). Запись по клеточкам.
Мама, папа и я (семья)
Женская одежда (платье)
Пурга (вьюга)
Кукурузные и овсяные (хлопья)
Живут в муравейнике (муравьи)
Что нужно написать, если у тебя пропала собака? (объявление)
III. Итог урока.
Теперь мы многое знаем про знаки, не обозначающие звуки, но очень нужные. Давайте вставим пропущенные буквы (исправляем ошибки на доске и в карточках индивидуально)
У нас в лесу живет хорь. Мы мылись с ним в баньке. А на улице вьюга. Уголь сложили в угол. А на обед я съел кабана.
IY. Рефлексия.
Кому понравился урок ставьте лайк зеленым цветом. Если не все понятно было, и есть сомнения - красным цветом.
Литература:
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. Часть 4 (Школа России).