Некоторые аспекты адаптации первокурсников к учебному процессу
Некоторые аспекты адаптации первокурсников к учебному процессу
Автор: Отрубянникова Вера Александровна
КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж»
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, связанные с адаптацией студентов-первокурсников к учебному процессу. Даны рабочие рекомендации по устранению причин отчисления или ухода студентов с 1 курса образовательного учреждения.
Ключевые слова: первокурсник, учебный процесс, адаптация, студент.
Ежегодно тысячи учебных заведений раскрывают свои двери для первокурсников - юношей и девушек, получивших право называться студентами. Они пришли в колледжи и вузы для того чтобы получить профессию, которую они выбрали с помощью родителей или самостоятельно.
Позади экзамены, впереди студенческая жизнь, определенная расписанием занятий на ближайшие 3-5 лет. Только не все первокурсники, впервые перешагнувшие 1 сентября порог учебного заведения, пройдут путь от студента до выпускника. Некоторые из них покинут ряды студентов в первые полгода, сдав в архив образовательного учреждения свою зачетную книжку и студенческий билет. По данным статистики от 20 до 30 % отчисленных из колледжей и вузов составляют первокурсники.
Почему это происходит, есть ли в этом вина образовательного учреждения? В начале обучения у первокурсников возникает целый ряд проблем, которые требуют комплексного решения.
Вхождение в учебный процесс.
На первых же занятиях первокурсники сталкиваются с незнакомым порядком обучения, в корне отличающимся от школьного. Они не умеют правильно пользоваться библиотекой (справочно-библиографическим фондом, каталогами), конспектировать лекции, готовиться к экзаменам.
Семинары, лекции, интернет ресурсы для первокурсника являются новым информационным полем и требуют времени для грамотного вхождения в учебный процесс, осуществляемый образовательным учреждением.
В этом плане, возможно, необходимо ввести специальный курс последовательного вовлечении студента в учебный процесс с овладением техникой использовании всего инструментария современного студента, включая информационные носители, для грамотного и профессионального усвоении знаний, как на аудиторных занятиях, так и в рамках самостоятельной учебной работы.
Если на этапе первых двух месяцев обучения студент не овладеет методиками получения и усвоения учебной информации, он отстает от сокурсников и становится претендентом на отчисление после первой сессии.
Первая сессия.
Сдача первых экзаменов требует усилий и труда. Студенты-первокурсники часто переоценивают свои возможности, пытаясь подготовиться к сессии за несколько дней до нее.
Некоторым это удается, но основную массу не готовящихся к первой сессии студентов ждет разочарование. Одних оно заставляет собраться, проявить характер и пересдать предметы, к которым были не готовы, получив урок, который их вводит в нужный для студента режим и нормальный учебный процесс. Других, это приводит к мысли о своей несостоятельности и нежелании продолжать учебу.
В этот момент важна правильная позиция родителей и преподавателей, которые способны повлиять на первокурсника и помочь ему сделать правильные выводы из первой сессии.
Проблемы быта.
Почти половина студентов в крупных городах, после поступления в учебное заведение начинают жить в общежитиях, теряя родительский контроль и опеку, становясь самостоятельными в своем поведении, быте, финансовых расходах, в своем общении. Для одних студентов этот период становится важным этапом становления и развития личности, для других, впервые оказавшихся вне дома, периодом испытаний и стресса. Самостоятельность, умение правильно обустроить собственный быт, влечет за собой и организованность в учебе.
И в этом плане большую помощь студентам может оказать администрация образовательного учреждения способная организовать бытовые условия студентам и контролировать не только быт первокурсников, но и в определенной мере, использование личного времени студентов.
Мотивация к учебе.
Если будущая профессия первокурсника выбрана родителями и не подкреплена желанием получить специальность самого студента, учиться будет нелегко, да и вряд ли из него получится ценный специалист. Желание учиться, получить все знание, какие могут дать преподаватели и само образовательное учреждение должно быть самым ярким и большим чувством у тех, кто хочет себя максимально реализовать в выбранной профессии.
Если подобного желания нет, студент находится не на своем месте и его уход с первого курса вполне закономерен и объективно желателен как для образовательного учреждения, так и для самого студента.
Слишком много людей проходят долгий путь в поиске своей профессии, имея в трудовой книжке записи о приобретенных профессиональных навыках в той или иной специальности: слесарь, сантехник, продавец, водитель, пока в возрасте далеко за 20 лет не обретут основную профессию, с которой потом идут по жизни.
Неверный выбор профессии в 17-18 лет, это не опыт, который нужно принимать. Это ошибки не только мальчика или девочки, мечты которых не сбылись, это ошибки родителей, которые не увидели способности ребенка, а они есть у каждого, не сумели их развить. Не разглядели мечты и желания детей, которые можно воплотить в профессию с помощью образовательного учреждения.
Это ошибки учителей, которые должны замечать творческие наклонности или неординарные способности школьника в тех или иных дисциплинах и вместе с родителями определить возможные пути профессиональной ориентации ученика при выборе учебного заведения.
К сожалению, встречаются и первокурсники, не определившиеся с будущей профессией, попавшие в число студентов «за компанию» с одноклассниками или друзьями, под воздействием рекламы, или по настоянию родителей. Важно понимать, что эти студенты, не будут примерными в обучении, и вряд ли состоятся как дипломированные специалисты по профилю учебного заведения.
Отсутствие мотивации к обучению одна из главных причин плохой успеваемости, охлаждения к учебе первокурсников, и в конечном итоге, отчисления из учебного заведения.
Самоутверждение.
Очень важно первокурснику в первые месяцы учебы получить признание, почувствовать радость от первых высоких оценок, ощутить свою состоятельность как студента. Это позволяет студенту войти в зону психологического комфорта, увеличить степень вовлеченности в учебный процесс и улучшить качество усвоения предметов образовательной программы.
Немалую роль в создании «волны успеха» играют преподаватели, которые должны фиксировать не только ошибки и недочеты в подготовке студентов, но и достижения в овладении предметом, озвучивая их и создавая мотивацию для соревновательного процесса в обучении.
Внимание к первокурсникам, практическая помощь на всех этапах вхождения в студенческий мир, в меру своей компетенции, являются важнейшей составляющей работы любого преподавателя.
А умение донести информацию о важности выбранной профессии, ее уникальности и востребованности, не только пробуждают у студентов желание к получению новых знаний, но и ведут, в конечном итоге, к выпуску образовательным учреждением высококвалифицированных и компетентных специалистов.