Приёмы технологии проблемного обучения на уроках истории
Приёмы технологии проблемного обучения на уроках истории
Автор: Торбеева Елена Николаевна
МОУ «СШ № 2 имени Героя России Валерия Иванова», г Волжск, Республика Марий Эл
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, какие практико-ориентированные задания в рамках технологии проблемного обучения можно проводить на уроках истории в классах основной школы.
Ключевые слова: практико-ориентированные задания, технология проблемного обучения.
Практико-ориентированное обучение – это требование современности и ФГОС.
Цель такого обучения не только получение знаний, но и формирование компетенций (умений и навыков), которые можно применять за пределами предмета, в повседневной жизни, профессиональной сфере. Полученные компетенции учат детей принимать верные решения в реальной жизни и в новой для них жизненной ситуации.
Сегодня роль истории в формировании мировоззрения, патриотизма, уважения к истории своего Отечества является ведущей в преподавании предмета. Это достижимо, если учащиеся будут уметь критически мыслить, анализировать факты, рассматривать исторические события, делать умозаключения и представлять свои выводы.
Одни ученики считают историю простым предметом, достаточно только ориентироваться в хронологии, механически запоминать события и даты. Для других этот предмет сложен. Они не всегда понимают зачем изучать то, что уже давно прошло и пользы от этих знаний нет никакой. Мотивировать современного ученика к изучению истории достаточно сложно. И здесь нужны стимулы, которые лежат не только в предметной, но и в метапредметной сфере, связи прошлого и настоящего.
Чтобы научить ребёнка думать, анализировать и делать выводы, нужно создавать на уроке такую ситуацию, чтобы каждый ученик, ведомый учителем, рассматривал исторический процесс или событие с разных аспектов.
Здесь вполне уместны могут быть приёмы практико-ориентированных заданий на уроках истории, во внеурочной деятельности и самостоятельной работе учащихся.
Особенность технологии проблемного обучения – создание проблемной ситуации на уроке и поиск пути её решения, используя различные источники информации. Проблемную ситуацию можно создать практически на любом уроке истории. Ребятам больше нравиться активное участие в уроке, когда они вместе с учителем формулируют проблему, а затем выдвигать гипотезы и, путем поиска фактов и рассмотрения исторических ситуаций, ищут её решение. Такая работа может быть элементом урока при изучения новой темы, уроком-обобщение, семинарским занятим.
Структура практико-ориентированных заданий:
1) введение в проблему;
2) точные указания на деятельность по выполнению задания;
3) определение источников информации, необходимые для рассмотрения и успешного решения задачи, ответа на вопросы;
4) определение критериев оценивания;
5) формулировка выводов исследования и их представление.
Самое главное - научить ребят решать проблему всеми возможными способами, с помощью любых источников информации. Ключевое слово в этом случае – аргументируй.
Примерно так могут выглядеть некоторые проблемные ситуации на уроках истории.
5 класс. Тема Военные походы фараонов.
Проблема: Фараон Тутмос осуществил огромное количество военных походов.
Вопрос учителя: В чем была необходимость военных походов для фараона и государства?
Решение: используя различные источники информации ребята должны доказать, что военные походы приводили:
- к расширению территории;
- укреплению власти фараона;
- увеличению богатства страны и фараона.
Ребята должны привести аргументы и доказательства. Класс можно разделить на группы. Каждая из групп работает над своим высказыванием.
1 группа. Используя карту, ребята должны доказать, что военные походы способствовали увеличению территории государства (легенда карты)
2 группа. Используя иллюстрации и исторические источники, ребята должны доказать, что власть фараона укреплялась (особенности изображение фараона в бою, на колеснице)
3. группа. Используя текст учебника, карту Египта в атласе по истории Древнего мира, составить развёрнутую карту схему походов и завоёванных богатств.
В итоге каждая из групп, проведя исследование учебной литературы или карты, аргументирует свои выводы. Проблема всесторонне была рассмотрена и проанализирована с помощью различных источников.
9 класс. Тема: Наполеоновские войны. Тильзитский мир.
Проблема: Тильзитский мир 1807 года был необходим России и Франции.
Вопрос учителя: Можно ли считать Тильзитский мир между Россией и Францией взаимовыгодным?
Решение: используя различные источники информации доказать, что мир выгоден как России, так и Франции.
Источники информации: Карта «Наполеоновские войны», иллюстрации, текст учебника, текст договора и воспоминания современников, справочная литература.
В начале урока ребята должны вспомнить исторические события, предшествующие подписанию мира и проследить взаимосвязь между этими событиями.
Ребят можно разделить на две группы. Одна представляет интересы России, другая – Франции. В ходе урока учащиеся должны объяснить, почему мир был подписан в необычном месте; аргументировать вывод о том, что Россия была вынуждена подписать мир с Францией; что он был крайне непопулярен в политических и общественных кругах российского общества; мир был необходим и Франции.
Основным источником информации и аргументации является текст Тильзитского договора, как исторического источника. Внимательно познакомившись с текстом договора, ребята должны выделить основные положения договора и оценить их последствия для стран его подписавших.
В итоге, проведя исследование разных видов источников, ребята должны сделать вывод о необходимости заключения мира как Францией так и Россией.
10 класс. Тема: Социальная политика Хрущёва Н.С. «Хрущёвки» или «хрущёбы».
Проблема: «Хрущёвки» или «хрущёбы».
Вопрос учителя: Как оценить строительство «хрущёвок» с позиции советских граждан 60-х гг. и граждан РФ сегодня. Что это было «хрущёвки» или «хрущёбы».
Решение: используя различные источники информации ребята должны оценить плюсы и минусы строительства нового жилья, которое называли «хрущёвками» с позиции советских граждан и современных людей. Критерии оценивания ребята должны продумать сами и написать небольшое сочинение-рассуждение на эту тему, аргументируя свои высказывания.
Источники: план-схемы домов и квартир массового строительства 60-х гг., статистические данные, воспоминания людей старшего поколения, различные точки зрения историков и экономистов по данному вопросу.
Форма урока – семинар. Ребята предварительно готовились дома и в классе на уроке должны доказать свою точку зрения.
Таки образом, применение приёмов проблемной технологии позволяет учащимся:
- работать с различными источниками информации;
- уметь выбирать тему(проблему), ставить цели и формулировать задачи;
- уметь делать выводы и умозаключения, приводить факты и доводы, чтобы доказать гипотезу;
- разнообразно и интересно представлять результаты и выводы;
- развивать кругозор, повышать культуру речи;
- повышать самооценку;
- развивать коммуникационные способности.
Литература:
1. Вигасин А.А. История Древнего мира, 5 класс, -М.: Просвещение, 2010.
2. Волобуев О.В. История России: начало XX - начало XXI в., 10 класс, - М.: Дрофа, 2016.
3. История Древнего мира. Атлас 5 класс, - М.: Издательство ДИК, ДРОФА, 2013.
4. Ляшенко А.М. История России: XIX - начало XX вв. 9 класс; - М.: Дрофа 2016.
5. Швченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.