Комплексный анализ художественного текста. Рассказ И.А. Бунина "Качели"
Комплексный анализ художественного текста. Рассказ И.А. Бунина "Качели"
(План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 10 классе)
Автор: Легенькая Анна Николаевна
МАОУ «СОШ № 17», г. Губкин Белгородской области
Базовый учебник: |
Русский язык: учебник для 10-11 классов. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина |
Тема урока: |
Комплексный анализ художественного текста. Рассказ И.А. Бунина «Качели» |
Цель: |
развитие навыков текстуального анализа на основе теоретических сведений и практических упражнений, раскрывающих тему текста, основную идею, тип и стиль речи, особенности композиции, систему художественных образов, речевое оформление |
Задачи: |
Образовательные: сформировать представление о структуре рассказа-миниатюры, особенностях прозаического художественного текста. Развивающие: развивать умение работать с текстами художественного стиля, анализировать роль изобразительных средств языка в произведениях словесности. Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку; формировать эстетические вкусы. |
Формирование УУД: |
Личностные УУД: - положительные нравственные качества; - действия нравственно-эстетического оценивания. Регулятивные УУД: - сотрудничать со сверстниками в процессе образовательной деятельности; - выбор пути достижения цели, планирование решения поставленных задач. Коммуникативные УУД: уметь развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств. |
Планируемые результаты |
Предметные: - анализировать жанр рассказа, раскрывать особенности места и времени, композиции и образной системы художественного текста; - определять контекстуальное значение слов и фраз в художественном тексте, оценивать их художественную выразительность. Личностные: постигать мир человеческих отношений. Метапредметные: - анализировать авторский выбор средств и приёмов, обусловливающих эстетическое воздействие на читателя; - давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом тексте, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения. |
Основные понятия: |
анализ текста, тема, идея, тип речи, стиль речи, композиция, система образов, изобразительные средства языка. |
Межпредметные связи: |
литература. |
Педагогические технологии: |
критического мышления, сотрудничества, личностно-ориентированные. |
Образовательные ресурсы: |
текст И.А. Бунина «Качели»; учебник; конспект; карты для групповой работы (№1, №2, №3, №4); презентация; индивидуальные маршрутные листы. |
Ход урока
Я вижу, слышу, счастлив.
Всё во мне. (И. Бунин «Вечер»)
I. Задание 1. Интеллектуальная разминка, состоящая из пяти тестовых заданий открытого и закрытого типа.
Цель интеллектуальной разминки (ИР) – актуализация теоретических знаний обучающихся по литературе, создание учебной мотивации.
Интеллектуальная разминка.
1. «Что есть что?»
А) Повторение начала поэтических строк или предложений, абзацев (?) (анафора)
Б) Эмоциональная окраска высказывания: насмешка в скрытой форме (?) (ирония)
В) Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний (?) (аллитерация)
Г) Глубокая мысль определённого автора, выраженная в лаконичной форме, отличающаяся выразительностью и неожиданностью суждения (?) (афоризм)
2. «Что есть что?»
А) диалог (?) (разговор двух или нескольких лиц)
Б) инверсия (?) (необычный порядок слов в предложении)
В) эпитет (?) (образное определение, характеризующее явление)
Г) антонимы (?) (слова с противоположным значением)
3. «Четвёртое лишнее».
А) эпитет (троп)
Б) метафора (троп)
В) градация (фигура речи)
Г) метонимия (троп)
4. «Четвёртое лишнее».
А) статья (научный/публицистический стиль речи)
Б) рассказ (жанр художественного стиля речи)
В) доклад (научный/публицистический стиль речи)
Г) лекция (научный/публицистический стиль речи)
5. «Четвёртое лишнее»
А) Н.А. Некрасов (поэт, не прозаик)
Б) Ф.И. Тютчев (поэт, не прозаик)
В) А.А. Фет (поэт, не прозаик)
Г) И.А. Бунин (вошёл в литературу как поэт и прозаик)
II. Работа учащихся по «Маршрутному листу» (Приложение1):
1) самопроверка интеллектуальной разминки;
2) самооценка.
III. Введение. Постановка учебной проблемы.
Аналитическое задание обучающимся по итогам интеллектуальной разминки:
а) проанализируйте ответы теста ИР;
б) сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Комплексный анализ художественного текста. Рассказ И.А. Бунина «Качели».)
IV. Работа с эпиграфом к уроку. Записать тему и эпиграф в тетрадях.
Как вы поняли, почему именно Бунин?
Предположения десятиклассников о выборе для комплексного анализа текста произведения данного писателя подкрепляем авторитетными оценками особенностей бунинского стиля:
1) «Бунин – тонкий стилист, у него громадный багаж хороших здоровых, метких, настоящее-русских слов; он владеет тайной изображать как никто малейшее настроение и оттенки природы, звуки, запахи, цвета, лица; архитектура его фразы необычайно разнообразна и оригинальна; богатство определений и эпитетов умеряется у него строгим выбором, подчинённым вкусу и логической необходимости; рассказ его строен, жив, насыщен.» (А.И. Куприн. «Чтение мыслей», 1916).
2) «[…] Бунин – явление редчайшее. В нашей литературе, по языку – это та вершина, выше которой никому не подняться.» (С.А. Воронин. «Литературное наследство»).
V. Погружение в рассказ Бунина.
1. До чтения текста рассказа «Качели» анализируем его заглавие:
Какой ассоциативный ряд у вас возникает при слове «качели»?
качели → маятник → движение → непостоянство → взлёт-падение → полёт → детство → радость → боль
2. Чтение текста. Рассказ И.А. Бунина «Качели». (Подготовленный ученик).
а) Какое впечатление произвёл рассказ И.А. Бунина?
б) Какие картины, образы вы представили?
3. Восприятие текста. (Работа в группах по карточкам). (Приложение 2)
а) Каков стиль текста? (Группа №1)
б) Определите тип речи. (?) (Группа №2)
в) Как вы определите жанр произведения? (Группа №3)
VI. Исследование текста.
Работа в группах (постоянных) по карточкам. При распределении вопросов для самостоятельной работы уместно учитывать интеллектуальный потенциал, общие учебные умения и навыки участников, а также организаторские способности командира группы. При учёте всех обстоятельств работа каждой группы будет наиболее эффективной.
а) Почему автор дал такое заглавие произведению? (Группа № 4)
б) Какова, по-вашему, тема произведения? (Группа № 1)
в) Какова, на ваш взгляд, идея рассказа? (Группа № 3)
г) В чём, по-вашему, конфликт текста? (Группа № 4)
д) Какова пространственно-временная организация произведения? (Группа № 1)
е) Какие образы создаёт автор в рассказе? (Группа № 2)
ж) Сколько смысловых частей вы выделите в тексте? (Группа № 1)
з) Какова основная проблема (или проблемы) текста? Какие ключевые фразы помогают понять проблему?
и) Какова авторская точка зрения на проблему?
к) Чего ожидает Бунин от читателей?
В процессе исследования текста коллективно заполняется таблица (СТ)
(на доске или панели и параллельно в тетрадях учащихся):
Ключевые фразы |
Проблемы |
Приёмы и языковые средства |
Роль данных приёмов в комментарии к проблеме |
«… носились, стоя друг против друга, на качелях в конце аллеи … Он, натягивая веревки и поддавая взмах доски, делал страшные глаза, она, раскрасневшись, смотрела пристально, бессмысленно и радостно.» |
краткость, миг счастья |
наречия-эпитеты |
полёт на качелях – между небом и землёй – символ краткого счастья, возвышенного чувства |
«Первая звезда, молодой месяц, зеленое небо, запах росы, запах из кухни,- верно, опять мои любимые битки в сметане! – и синие глаза и прекрасное счастливое лицо ...» |
счастье – гармония героев с собой и с окружающим миром |
прилагательные-эпитеты |
мимолётное чувство равно великой любви |
«Убежим, повенчаемся, потом кинемся ему в ноги – заплачет и простит ...» |
счастливое будущее возможно |
глаголы в форме будущего времени, множественного числа |
герои стремятся к любви |
«Идти к дедушке и, упав на колени, просить его благословения? Но какой же я муж?» |
счастье не может продолжаться, это миг |
глаголы-инфинитивы, риторические вопросы (самоирония героя) |
неуверенность героя в будущем |
"В ее глазах – начало любви, а конец – в устах". |
|
афоризм |
любовь, счастье конечны |
«Да, счастливее этого вечера, мне кажется, в моей жизни уже не будет ...» «Пусть будет только то, что есть ... Лучше уж не будет.» |
неповторимость счастья |
лексический повтор, синтаксические особенности: многоточие – обрыв, незаконченность предложения |
любовь – радость и одновременно страдание; автор рисует мир таким, каким видит, а читатель может соглашаться с ним или раскрасить по-своему картину мира |
VII. Д/З: 1) Напишите сочинение в форме ЕГЭ по рассказу Бунина «Качели».
2) Или выполните лингвистический анализ фрагмента текста И.А. Бунина (Русский язык. 10-11 класс: упр. 201, стр. 104-105).
VIII. Рефлексия.
Ответьте на один из вопросов, продолжив высказывание.
Как следует читать художественный текст?
Я понял(-а), что …
Читая художественный текст, …
Чему научились на уроке? Что вызывает затруднения при комплексном анализе текста?
Я приобрел(-а) …
Я научился(-лась) …
Я затрудняюсь при анализе текста определять …
Приложение 1
Маршрутный лист ___Ф.И. ____________
Оценка: задания 1 и 4.
I. Разминка.
|
№1 |
№2 |
А |
|
|
Б |
|
|
В |
|
|
Г |
|
|
Критерии оценки: «5» – без ошибок
«4» – 1 – 2 ошибки
«3» – 3-4 ошибки
«2» – 5 и более ошибок
Отметка:
II. Групповая работа по тексту. Результаты можно оформить в таблицу:
Элемент |
Выражение |
Функция |
Заглавие (?) |
|
|
Тема (?) |
|
|
Идея (?) |
|
|
Особенность конфликта (?) |
|
|
Образный ряд (?) |
|
|
Структура (?) |
|
|
III. Ваши размышления можете структурировать в таблицу (СТ):
Ключевые фразы |
Проблемы |
Приёмы и языковые средства |
Роль данных приёмов в комментарии к проблеме |
|
|
|
|
IV. Ответьте на один из вопросов, продолжив высказывание.
1) Как следует читать художественный текст?
Я понял(-а), что …
Читая художественный текст, …
или
2) Чему научились на уроке? Что вызывает затруднения при комплексном анализе текста?
Я приобрел(-а) …
Я научился(-лась) …
Я затрудняюсь при анализе текста определять …
Приложение 2
Группа № 1. И.А. Бунин «Качели». 1. Прочитайте текст. 2. Определите, к какому стилю речи он принадлежит. Обоснуйте ваш выбор, выделите характерные для данного стиля языковые средства и стилистические приёмы. 3. Какова, по-вашему, тема произведения? 4. Из какого сборника этот текст Бунина? 5. Каков хронотоп произведения? а) Как организуется пространство в тексте? Сколько композиционных элементов можно выделить в произведении? Где происходит каждый эпизод? Почему? Что (кто?) важно для героев? Почему автор так организует пространство? Какую роль играет упоминание имён и фамилий? Как изменяется образ пространства? б) В течение какого времени происходят события текста? Как изменяется образ времени в произведении с упоминанием имён и фамилий? |
Группа № 3. И.А. Бунин «Качели». 1. Прочитайте текст. 2. Определите, к какому жанру относится текст. Обоснуйте ваш выбор, выделите характерные жанровые особенности. 3. Какова, на ваш взгляд, идея произведения Бунина? Что хотел сказать автор нам, читателям, в «Качелях»? 4. Каковы синтаксические особенности текста? Какая форма речи преобладает в тексте? Чем необычен этот текст Бунина? Какие предложения доминируют? Почему? Какую роль играют восклицания? Многоточия? 5. Какова роль образа автора в тексте? Где звучит авторская речь? Каково авторское отношение к героям? Высказывает ли Бунин прямо свою позицию? Чего ожидает автор от читателей? Какова авторская точка зрения по вопросам, поднятым в тексте? |
Группа № 2. И.А. Бунин «Качели». 1. Прочитайте текст. 2. Определите, какой тип речи является ведущим в данном тексте. Обоснуйте ваш выбор, выделите характерные для данного типа речи признаки. 1. Какие основные образы создаёт автор в произведении? а) Есть ли имена у героев? Почему? б) Какой портрет героев рисует автор? Почему нет подробного портрета героев? Что важно автору? в) Какие цвета использует Бунин, характеризуя героиню? Какой облик возникает? г) Какие фонетические средства используются в описании девушки? д) Как создаётся образ героя? Какие средства изобразительности языка использует Бунин, характеризуя героя в начале текста? Почему? Как они раскрывают чувства героя, его состояние? Каков, по-вашему, его возраст? Как звуковые особенности помогают в раскрытии образ героя? Как герой говорит о себе? С кем сравнивает? Почему? Как это помогает понять его образ? |
Группа № 4. И.А. Бунин «Качели». 1. Прочитайте текст. 2. Подумайте, почему именно такое заглавие автор дал тексту? Как раскрывается смысл заглавия в тексте? Как соотносится заглавие «Качели» с темой и идеей текста? 3. В чём, по-вашему, заключается конфликт в тексте? Является ли он ярко выраженным? Есть ли конфликт героев друг с другом? Конфликт героев с окружающим миром? С природой? Что такое любовь в понимании автора? В чём заключается конфликт? 4. Какие ключевые фразы текста помогают понять проблему(ы) текста? С помощью каких языковых средств и приёмов автор раскрывает проблему? |
Литература:
1. Бунин И.А. Собрание сочинений в четырёх томах. Том IV. – М.: Правда. – 1988. – 560 с.
2. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1991.
3. Федулова-Тоужа Роза. О некоторых особенностях языка И. Бунина (Темные аллеи). Обзор славистики, том 55, выпуск 4, 1983.
4. Храмцова Н. Анализ рассказа И.А. Бунина «Качели» // Литература. – №2, 2012.