Урок математики в 1 классе "Закрепление пройденного по теме "Нумерация чисел в пределах 20"
Урок математики в 1 классе "Закрепление пройденного по теме "Нумерация чисел в пределах 20"
Авторы: Чернышёва Елена Александровна
и Рубан Ольга Юрьевна
ЧОУ «СОШ "Искорка", Белгород
Аннотация: Урок закрепления знаний по математике в 1 классе по теме Закрепление пройденного по теме «Нумерация чисел в пределах 20» разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Структура урока построена согласно методике системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся.
Ключевые слова: математика 1 класс, счёт в пределах 20.
Оборудование: сигнальные карточки, презентация, индивидуальные карточки.
Тип урока по целеполагании: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний.
Задачи урока:
· закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 20, нумерацию и сравнение чисел в пределах 20.
· закрепить изученные приёмы зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания.
· закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах;
· составлять и решать задачи изученных типов.
Основные термины и понятия: десятки, единицы, больше, меньше, геометрические фигуры.
Личностные результаты:
· формирование положительной мотивации к учебе,
· формирование личного (эмоционального) отношения к математике
· воспитывать любознательность, активность, усидчивость, прилежание;
Предметные результаты:
· развивать навык беглого, правильного счёта;
· закрепить умения решать простые задачи;
· закрепить вычислительные навыки.
Метапредметные результаты:
· Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, находить нужную информацию, делать обобщения, умозаключения, выводы
· Регулятивные УУД: выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос
· Коммуникативные УУД: участвовать в учебной беседе, формировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.
Организация пространства: урок.
Работа учащихся: коллективная, индивидуальная.
Межпредметные связи: история России.
Педагогические технологии: личностно–ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.
1. Организационный момент.
2. Основная часть
1. Актуализация знаний.
ДОСКА: 16 марта.
Что вы видите на доске? (дата)
Дайте характеристику числа 16. (натуральное, двузначное, 16 единиц, 1 десяток 6 единиц)
Запишите дату. Представьте 16 в виде суммы разрядных слагаемых. 16 = 10+6
Составить неравенство с числом 16 и знаком меньше,
Составить неравенство с числом 16 и знаком больше.
Составить сумму, в которой второе слагаемое равно 16
Составить разность, в которой уменьшаемое равно 16
Составить разность, в которой вычитаемое 16.
Ребята, а какими цифрами записано число 16? (арабскими).
А я вам хочу показать, как записать это же число римскими цифрами ХVI.
И это не просто число, а исторически принято так обозначать век. Вот, сейчас 21 век, а мы отправляемся в 16 век, в собор Бориса и Глеба 16 века. И сегодня на уроке мы узнаем, в каком же городе построили этот собор.
Введение в тему.
Что еще видите на доске? (геометрические фигуры)
Как вы думаете, по какому признаку я бы могла расположить эти фигуры? (по увеличению количества звеньев).
Расположите ∙ / <
Но наши фигуры непростые, в них спрятаны числа. (Открываю карточки). Какое задание могу вам предложить?
Установить закономерность: 1 2 4 7 11 16 22?
Какое задание могу вам предложить теперь? (распределить на 2 группы) тема нашего урока?
(Двузначные и однозначные числа)
составьте устно неравенства с двузначными этими числами.
Ну, если мы все верно сделали, то, перевернув карточки, мы сможем прочесть название одного из самых старинных городов России. (Дети переворачивают карточки и получается Новгород. Этот город еще называют Господин Великий Новгород. Он расположен по обеим берегам реки Волхов.
2. Работа над составом числа.
Отправляемся в путешествие и покупаем билеты. Билет стоит 100 рублей. Наберите купюрами 100 рублей. И купите у меня билет. (На столе лежит много купюр с числами 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70. 80, 90.
Дети получают билеты с ребусами. Типа: 7я.
3. Работа в группах.
Пребывая в Новгород, мы попадаем, вы не поверите, в Кремль!
Как вы думаете, зачем такие высокие стены вокруг кремля? А ров?
Чтобы перебраться через ров с водой, найдем значения выражений по рядам.
2 + 5 + 3–6 + 4 = 3 + 7–5 + 4 + 2 =
4. Взаимопроверка.
Приглашаю вас посетить самый древний собор Новгородского Кремля. Его название вы узнаете, перевернув карточки на доске.
9 10 6 8 0 13 3 4 12
Какое число больше 11, но меньше 14
Первое слагаемое 5, второе 4, каково будет значение суммы
На сколько 9 больше 6?
Чему равно первое слагаемое, если значение суммы равно 10, а второе слагаемое 4?
Чему равно уменьшаемое, если значение разности 6, а вычитаемое 2? (8)
16 уменьши на столько же
Вера ищет подружек, сколько спряталось девочек, если Вера увидела 8 ног?
7 увеличь на 3.
Кафедральный Софийский Собор возведен Владимиром Ярославовичем в 11 веке. Это самая древняя каменная постройка России, символ Новгорода.
5. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Как я вам уже говорила, Новгород стоит на реке Волхов. На дне этой реки до сих пор находят старинные монеты и драгоценности, и для вас тоже нашли вот такое послание.
6. Работа с задачами.
Выберите верное решение к задачам.
7–3 7 + 2 4 +2 5–1 4–3 10–2
· По реке Волхов плыли 10 кораблей. 2 из них причалили к берегу. Сколько кораблей продолжили свой путь?
· В великой Софийской звоннице было 7 колоколов. 3 забрали на реставрацию. Сколько колоколов осталось?
· Среди раскопок археологи нашли сначала 4 берестяные грамоты, а через некоторое время нашли еще 2. сколько всего берестяных грамот нашли археологи? (Слайд Грамота. Показ браслета)
· Составьте свою задачу
7. Работа с геометрическим материалом.
Мы с вами сейчас отправимся в центр Кремля. К удивительному памятнику.
Начертите незамкнутую ломаную линию, состоящую из 4 звеньев, длина которой 1 дм 4 см.
Это своеобразная историческая энциклопедия в бронзе. Здесь вы увидите многих исторических деятелей России. И, чтобы вы тоже стали замечательными историками и архитекторами, создали свои памятники и вошли в историю России, давайте начнем с малого. Создадим проект простого предмета.
8. Итог. Рефлексия:
На территории Кремля всегда много цветов. Давайте и мы к весне украсим цветами. (Дети получают белые цветы и раскрашивают их)
Литература:
Моро М.И. Учебник «Математика 1 класс». Москва: издательство «Просвещение», 2022 год.