Организация проектно-исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми
Организация проектно-исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми как средство развития творческого потенциала
Автор: Бескишко Людмила Петровна
МОУ "Зенинская СОШ"
Аннотация. В статье рассмотрены основные принципы, формы и методы организации проектноисследовательской деятельности с одаренными обучающимися. Умело организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить одаренных детей и создать условия для развития их творческого потенциала.
Ключевые слова: одарённые обучающиеся, проектно-исследовательская деятельность, творческий потенциал.
Одной из актуальных проблем современной системы обучения является проблема выявления, обучения и развития одаренных детей, т.е., обладающих способностью к выдающимся достижениям в любой предметно значимой сфере деятельности человека. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, что способности могут является уже выявленным фактом, а с другой - могут проявиться в процессе деятельности. Одаренный человек выделяется из окружающего сообщества людей яркими выдающимися достижениями, или имеет внутренние задатки, природные данные таких достижений в том или ином виде деятельности. Наличие внутренних условий для проявления выдающихся достижений в деятельности, талантливость - это ключевые основы организации работы с одаренными обучающимися.
Современное общество не может динамично развиваться без творческих, инициативных людей, способных нестандартно решать поставленные задачи, брать на себя ответственность за принятие решения. Поэтому необходимо создать креативную образовательную среду, в которой обучающиеся самостоятельно выстраивали стратегию своей учебной деятельности. Важную роль в проявлении, развитии и реализации творческих способностей обучающихся играет научно-исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие основных этапов, характерных для проведения исследования в сфере научной деятельности: постановку проблемы, изучение теории, посвященной конкретной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, подбор материала из разных источников, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы и заключения. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Участниками исследовательской деятельности, как правило, являются способные одаренные обучающиеся, имеющие высокую учебную и познавательную мотивацию, творческий потенциал и неординарное мышление. Организуя исследовательскую работу с одаренными обучающимися преподаватель должен учитывать следующие принципы:
- активизации познавательной и творческой самостоятельности одаренных обучающихся;
- формирования навыков проектно-исследовательской деятельности;
- формирования способов деятельности в области исследования;
- развития устойчивых познавательных мотивов;
- профессиональной направленности исследовательских проектов;
- практической значимости результатов исследования;
- расширением знаний, стремлением выйти за рамки программы;
- обогащения субъектного опыта обучающегося;
- индивидуальной траектории поиска путей решения поставленных проблем;
- прогностический характер обобщенных выводов.
Включение одаренных обучающихся в процесс проектно-исследовательской деятельности определяется уровнем их познавательной мотивации, которая является результатом диагностических действий преподавателя в ходе проведения подготовительного этапа, осуществляемого на учебных и дополнительных занятиях, индивидуальных консультациях, во внеклассных мероприятиях по дисциплине. Опытный педагог уже на первых уроках выявляет одаренных обучающихся по ряду особенностей: любознательность, активность, заинтересованность и настойчивость в поиске ответов, логика мышления, оригинальность решений, способность к аналитическим действиям.
Создание обучающимися проектов различного уровня так же позволяет реализовать основные принципы исследовательской работы. В практической деятельности чаще всего применяются следующие виды проектов:
- Исследовательские проекты предполагают продуманную структуру, четкие цели, актуальность предмета исследования, значимость методов, экспериментов и опытов, предполагаемых проектом и методов обработки результатов. Обучающиеся формулируют цели своей работы, выбирают методы исследования, обсуждают результаты выполненной работы.
- Творческие проекты не предполагают четкой, детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (презентация, видеоролик, бюллетень, газета).
- Ролевые, игровые подразумевают принятие обучающимися определенных ролей, которые подразумевает проект. В этих проектах результаты их намечается либо в стадии обсуждения проекта либо в конце его. Обучающиеся выступают в роли представителей разных профессий, персонажами литературных произведений ... Обучающиеся очень активно проявляют себе в осуществлении таких проектов, с интересов выполняют все задания.
- Ознакомительно-ориентировочные (информационные) предполагают четко продуманную структуру, которая может изменяться в процессе работы над проектом. Собирается информация о каком-либо объекте, явлении. Структура такого проекта, может быть выглядеть следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат, презентация.
Формами организации исследовательской деятельности обучающихся являются индивидуальные и групповые проекты, которые различаются по продолжительности выполнения. Работа над проектом включает несколько этапов:
- Подготовка: определяются тема, цель проекта.
Преподаватель объясняет смысл проектной деятельности, обсуждает с обучающимися проект, помогает им правильно поставить цели.
- Планирование подразумевает ряд этапов:
а) определение источников информации;
б) определение способов сбора и анализа информации;
в) форма отчёта;
г) установление критериев оценки результатов и процесса;
д) распределение обязанностей между обучающимися, участвующих в проекте.
Исследование подразумевает сбор информации. Собирается теоретический материал, а затем обучающиеся выполняют практическое исследование: опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.
Результаты и выводы подразумевают анализ собранной информации (теоретическую и экспериментальную), оформление результатов проведенного исследования и формулировка выводов.
Представление результатов подразумевает представление результатов проведенной работы. Формы представления могут быть различными.
Оценка результата и процесса предполагает участие обучающихся в оценке проекта, его обсуждении и осуществлении самооценки. При этом качество представленного отчета, информационных источников, деятельность обучающегося оценивает преподаватель.
Таким образом, умело организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить одаренных детей и создать условия для развития их творческого потенциала. Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности происходит в процессе обучения, в основе которого лежит творческое начало самого преподавателя, заинтересованность обучающегося в процессе познания, совместный поиск, стремление к открытиям. Только в процессе сотворчества преподаватель и обучающиеся, взаимодействуя и дополняя друг друга, достигают более высокого уровня развития и реализации своего творческого потенциала. Проектно-исследовательская деятельность формирует и развивает творческие способности обучающихся, способствует развитию воображения, логики мышления, что является основой активизации учебной и познавательной мотивации и творческой самостоятельности.
В наше время актуально высказывание Антона Семеновича Макаренко: «Учеба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу».
Успешность современной личности определяется мобильностью человека, основанной на умении реализовывать свои жизненные планы, перспективно мыслить, находить и привлечь ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Стремление искать, открывать, создавать, творить - путь к саморазвитию и творческой самореализации личности обучающегося.
Литература:
1. Барылкина Л.П. Проектное управление современной школой / Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова // Народное образование. - 2011. - №10. - С. 140-147.
2. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. - 2002. - № 8. - C. 6-10.