Обучение глобальному чтению детей с эмоционально-волевыми особенностями и умственной отсталостью
Обучение глобальному чтению детей с эмоционально-волевыми особенностями и умственной отсталостью
Автор: Симонова Ирина Ивановна
ГБОУ "Школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга", «Центр Реабилитации и Милосердия», Санкт-Петербург
Аннотация: В статье рассмотрены принципы глобального чтения как одной из методик обучения чтению, показаны преимущества использования этой методики в работе с детьми с эмоционально-волевыми и ментальными нарушениями, предложены варианты заданий для работы по этой методике.
Ключевые слова: глобальное чтение, обучение детей с эмоционально-волевыми и ментальными нарушениями, РАС, умственная отсталость, синдром Дауна.
Существуют различные подходы к обучению чтению. Аналитико-синтетический предполагает обучение распознавать звук, соотносить его с буквой, складывать буквы в слоги, а затем в слова. Это наиболее распространенный метод. Метод глобального чтения использует другой подход - обучение чтению целыми словами, воспринимая их целиком, “глобально”.
Методика глобального чтения была разработана американским врачом и исследователем Гленом Доманом в первой половине XX века. Она успешно применялась для обучения детей с нарушениями в развитии - умственной отсталостью. Нужно уточнить, что Доман с коллегами разработал комплексную программу, которая уделяла внимание обучению детей не только чтению, но и физическому развитию.
Позже оказалось, что данный метод успешен и в работе с нормально развивающимися детьми. Это связано с некоторыми особенностями развития мозга в его онтогенезе, а в частности, с тем, что до 7-10 лет у человека преобладает функции правого полушария. Этим объясняются особенности высших психических функций этого возраста.
Включая младший школьный возраст, дети очень эмоциональны, у них неустойчивое внимание, они подвижны и, главное, их мышление носит конкретный, наглядно-образный характер.
Вследствие этого обучение чтению путем демонстрации графического рисунка - слова, опора на способность воспринимать информацию целиком, становится очень эффективным.
Мне думается, что этому методу незаслуженно уделяют очень мало внимания. Тогда как у метода глобальной чтения есть много преимуществ.
Одно из главных - основной целью становится именно смысл слова, а не длительный процесс слияния букв, а затем слогов в слова и только потом осознания смысла написанного. Кроме этого, дети, обученные с использованием методики глобального чтения, избегают таких сложностей, как побуквенное чтение, замены и смешения звуков при чтении, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного.
Что касается детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и мышления, метод глобального чтения показал себя очень хорошо. Это связано с тем, что у таких детей, как правило , зрительный канал получения сенсорной информации из окружающего мира преобладает. Поэтому использование этого метода позволяет не только научить ребенка читать. Он помогает развить импрессивную речь и мышление даже у неговорящего ребенка.
Суть метода заключается в многократном показывании и поговаривании слов, написанных на карточках. У Домана это были достаточно крупные карточки, графический рисунок был красного цвета.
Практика показывает, что подход может быть более индивидуальным. Это касается размера карточек, цвета и размера шрифта. Не требуется ждать от ребенка ответного озвучивания слова. Темп работы также индивидуален. Показ карточек должен происходить быстро - не более 3-5 секунд. Это необходимо, чтобы ребенок не смог устать, отвлечься или потерять интерес к происходящему.
Начинаем показ с одной карточки и доводим примерно до 15 карточек. Таких показов должно быть не менее 3 раз в день. Будем считать, что карточка со словом “выучена”, если мы показали ее около 15 раз. По одной обновляем набор карточек.
В некоторм смысле, это механический процесс. Исключительно демонстрация и оречевление написанного. Однако таким образом идет процесс накопления и анализа мозгом ребенка информации, в результате чего он овладевает чтением.
Несколько иначе будет происходить работа с ребенком, имеющим нарушения в развитии - РАС, синдром Дауна, умственная отсталость. Такому ребенку следует показывать наряду со словом изображение предмета или действия. Кроме того важно определить первые наиболее актуальные для ребенка слова и использовать слова из различных лексических тем.
Кроме простой демонстрации картинок и слов, можно использовать различные упражнения. Ниже предлагаются варианты таких упражнений.
1. Совмещение картинки и слова.
Например, перед ребенком кладут карточку со словом «дом». Учитель указывает на слово и произносит: «Дом». Затем учитель дает ребенку другую карточку со словом «дом» и говорит: «Положи, где дом». Ребенок кладет одну карточку на другую. Это повторяется, пока ребенок не освоит навык.
2. Выбор карточки.
Учитель кладет две карточки на стол — одну со словом «дом» и одну с другим словом. Он говорит ребенку: «Дай мне дом». Ребенок смотрит на две карточки, выбирает «дом» и передает карточку учителю. После того как ребенок осваивает этот навык, учитель может затруднить задачу с необходимостью выбора из большего количества вариантов.
3. Называние карточки.
Ребенок должен прочитать слово «дом», когда он видит карточку с этим словом. Учитель держит карточку и спрашивает: «Какое это слово?» Ребенок отвечает: «Дом». Учитель повторяет процедуру от пяти до десяти раз, чтобы убедиться, что навык освоен.
4. Лото.
На основе списка слов, которые учил ребенок, учитель делает таблицы для игры в лото. Он пишет слова на отдельных карточках и помещает их в банку. Во время игры он дает ребенку таблицу и стопку фишек. Затем он вытаскивает одно слово и читает его вслух. Ребенок кладет фишку на слово, если оно есть в его таблице.
5. Сортировка.
Учитель выбирает десять слов, которые учил ребенок, и пишет их на двух наборах карточек. Он кладет по одной карточке в миску, а остальные карточки перемешивает. Он говорит ребенку вытянуть слово из пачки, прочитать его вслух и положить в соответствующую миску. Так ребенок повторяет совмещение одинаковых слов и одновременно читает их вслух.
В заключение необходимо добавить, что эффективной будет только регулярная работа в течение длительного времени.
Библиографический список:
1. Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка. М.:Аквариум, 1996.
2. Глен Доман. Как научить ребенка читать. Ласковая революция. М.: Астрель, 2004.