Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука добра" для 1-4 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука добра" для 1-4 классов
Автор: Семина Светлана Геннадьевна
ГБОУ "ООШ № 4", г. Новокуйбышевска, Самарская область
Аннотация: Программа курса внеурочной деятельности «Азбука добра» (1-4 классы) реализует социальное направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ключевые слова: социальное направление, внеурочная деятельность, центры детского сотрудничества.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на приобретение школьниками опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтерской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Программа включает смыслообразующие идеи:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Новизна и отличительные особенности.
Новизна данной программы заключается в том, что процесс формирования «модели социализированного обучающегося», основан на «включении» обучающегося в позицию «активного созидателя добрых дел», это происходит через взаимодействие детских Центров сотрудничества (группа, класс, школа) по 4 аспектам:
1. «Я за здоровую нацию!» - изучение, соблюдение и пропаганда правил здорового образа жизни на личном примере, активное участие в мероприятиях социального значения.
2. «Я - юный эколог!» - изучение правил экологической культуры, проявление бережного отношения к природе, привлечение общественности крешению проблем экологии.
3. «Я за безопасность!» - знакомство с правилами основ безопасной жизнедеятельности, применение знаний о безопасности в социуме, через проектирование ситуационных задач (профилактика поведения при ДТП, терроризме, пожаре, наводнениях и др.), участие в агитационных акциях по предотвращению правонарушений.
4. «Я - личность!»- участие в мероприятиях, направленных на самосовершенствование, саморазвитие и формирование духовно-нравственных ценностей («Любовь к Родине», «Забота о близких», «Сохранение семейных традиций», «Уважение к разным культурам и народам», «Толерантность», «Помощь и поддержка», «Общение и сотрудничество»), влияющие на выбор будущей профессии.
Выстраиваются этапы продуктивного сотрудничества:
1. Информационный этап - «Центр-бюро».
2. Этап проектирования - «Мозговой центр».
3. Практический этап - «Центр-созидание».
4. Аналитический, регулятивный и оценочный этап - «Центр статистики и перспектив».
Во время реализации программы обучающиеся становятся активными участниками, взаимодействуя в детских центрах сотрудничества, которые возглавляют лидеры групп, оказывают помощь волонтёры школы, где обучающиеся приобретают навыки социализации, находят путь к успеху, ощущают свою значимость в коллективе, развивают личностный потенциал.
Обучающиеся учатся общаться как в очном режиме, так и через интернет-пространство, взаимодействовать с волонтёрами, учатся выстраивать отношения: «Ученик - Ученик», «Ученик - Учитель», «Ученик - Родитель», «Ученик - Социальный партнёр», соблюдая законы равноправных граждан нашей страны.
Спектр мероприятий программы очень широк. Программные дела развивают кругозор обучающегося, устанавливает межпредметные связи («Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика с элементами информатики», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Технология», «Музыка»).
Программа предусматривает обучение правилам культуры общения, как самостоятельно, так и с помощью педагога, родителя и социальных партнёров(обучение вести диалоги, строить обсуждения, составлять вопросы для интервью, вести экспресс – опросы, развивать умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения); анализировать проделанную работу; пробуждать интерес к работе с информацией.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Программа предусматривает подготовку и проведение тематических акций, спортивно-оздоровительных и духовно-нравственных мероприятий при взаимодействии городских служб, сотрудничая с населением, местными СМИ, администрацией города и т.д.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Нашей стране нужны творческие личности, гармонично развитые, активные и здоровые, способные приносить пользу обществу.
Известно, что стремление к самоосуществлению в жизни - важнейшая потребность человека. Являясь активным субъектом свободного развития в системе общественных отношений, личность нуждается в воплощении своих способностей, поэтому мы должны создать такие условия в образовательном процессе, в которых обучающиеся смогут саморазвиваться и самореализовываться, согласно духовно- нравственным ценностям.
Учитывая данные анализа (2018-2019 уч.г.) по формированию ценностных ориентиров обучающихся, предпочтений в досуговой деятельности, информированности о профессиональной сфере, отношения к своему здоровью и безопасной жизнедеятельности, заинтересованности экологией региона, которые показали проблемные вопросы, очевидна значимость создания программы внеурочной деятельности «Азбука добра».
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании таких условий, в которых образовательные события осуществляются в интеграции образовательного пространства школы и социума для успешного развития и социализации обучающихся, рассматривая 4 аспекта: «Я за здоровую нацию!», «Я-юный эколог!», «Я за безопасность!», «Я-личность!».
Программа предусматривает организацию коллективного дела через установку связи наставничества по принципу: «Научился сам - научи другого!». Это очень важно при развитии лидерских качеств, формировании коллектива и ученического самоуправления. Ребята могут попробовать свои способности, работая в каждом Центре, они могут переходить из центра в центр, выбирая вид деятельности по своему интересу, что поможет им в дальнейшем оценить свои возможности.
Такое взаимодействие помогает определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включая их в систему новых отношений.
Актуальность данной программы обусловлена следующими противоречиями:
· с одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой - невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Взаимодействие в детских Центрах сотрудничества при решении поставленных задач позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости;
· с одной стороны, выпускник начальной школы должен обладать следующими личностными характеристиками: любознательный; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. С другой стороны, классно-урочная форма организации учебной деятельности, в большей степени, создаёт условия только для формирования знаний попредмету;
· с одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модель поведения в процессе совместного дела. С другой -внеурочная деятельность в виде работы над коллективным продуктом – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие обучающиеся могут возглавить какое-либо дело (проект, акция, конкурс) и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям осуществить на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению дела.
Цель программы - формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
1) привлекать обучающихся к активному участию в делах класса, школы и социума, посредством сотрудничества в группе, коллективе, проявления личной инициативы;
2) обучать навыкам общественно-полезной деятельности;
3) формировать у обучающихся способность и готовность к социально-преобразующей добровольческой деятельности;
4) развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
5) расширять область знаний обучающихся по здоровьесбережению, экологии, профессиональной сфере, безопасной жизнедеятельности;
6) способствовать формированию оценки значимости исторических событий в жизни страны, города;
6) способствовать формированию эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им, готовность оказать помощь
Целевая аудитория и возраст детей
Реализация программы внеурочной деятельности «Азбука добра» предполагает контингент обучающихся 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.
Сроки реализации: Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» предусматривает общий объём прохождение материала за 135 академических часов (в течение 4лет обучения). Занятие проходит 1 раз в неделю: в 1 классе - 33ч., во 2 классе - 34ч., в 3 классе - 34ч., в 4 классе - 34ч.
Формы обучения: обучение осуществляется в очном режиме.
Формы организации деятельности: Занятия проходят в групповой форме (с учётом возрастных особенностей обучающихся) 1 раз в неделю по 1 академическому часу: 1 класс - 33ч., 2 класс - 34ч., 3 класс - 34ч., 4 класс - 34ч.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная форма работы - консультации, выполнение самостоятельного задания с учетом возможностей обучающегося, выполнение практического задания на разном уровне сложности;
- «карусель» – форма занятия, на котором обучающиеся самостоятельно определяют свою роль и долю участия в том или мероприятии, «перемещаясь» из одного «Центра сотрудничества» в другой, выполняя разные обязанности;
- фронтальная форма работы - работа со всеми обучающимися одновременно;
- групповая форма работы - разделение обучающихся на группы («Центры») для выполнения определенной работы, работа в паре на установленных позициях;
- коллективная форма работы - выполнение определенной работы всем составом классного объединения;
- классные и внеклассные;
- школьные и внешкольные.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
1. Встречи с интересными людьми, беседы, часы общения |
6. Классные часы, диспуты, тренинги |
11. Конкурсы, викторины, соревнования, эстафеты, олимпиады, состязания, турниры |
2. Экскурсии (реальные и виртуальные) |
7. Проекты, презентации |
12. Мастер-классы |
3. Просмотр и обсуждение фильмов, кинолектории |
8. Сочинения, выпуск брошюр, газет, памяток, буклетов |
13. Практическая деятельность по сохранению здоровья (разминки, зарядка, закаливание, тренировки), акции |
4. Выставки, спектакли, выступление агитбригады, концерты |
9. Трудовой десант, субботник |
14. Познавательный час, библиотечный час |
5. Онлайн-сообщество (интернет страничка) |
10. КТД (коллективно-творческое дело) |
16. Консультации, слёты активистов |
Режим заняти:й Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Планирование результатов реализации программы (уровни результатов внеурочной деятельности)
Первый уровень.
Обучающийся знает и понимает общественную жизнь.
Приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом, родителем.
Второй уровень.
Обучающийся ценит общественную жизнь.
Получение обучающимся опыта переживания и формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде при взаимодействии.
Третий уровень.
Обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни.
Получение опыта самостоятельного общественного действия. Достигается при совместном образовательном производстве детей и взрослых (педагогов, родителей, социальных партнёров).
Планируемые результаты освоенияпрограммы внеурочной деятельности «Азбука добра»
Личностными результатами освоения курса является:
· ценностное отношение к труду и творчеству, своему здоровью, природе, Родине, безопасной жизнедеятельности;
· первоначальные навыки сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
· осознание приоритета нравственных основ культуры общения, труда, творчества, создания нового;
· первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
· потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для обучающихся видах общественной и творческой деятельности;
· мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
- приобретение обучающимися социальных знаний,
- понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- приобретение навыков групповой работы;
- получение опыта разработки классных мероприятий, социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
- способность регулировать собственную деятельность;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях слышать себя и других;
- приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия: опыт работы с информацией, опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Предметные результаты:
у обучающегося будут сформированы:
- умения определять и оценивать значимость исторических событий в жизни страны, города;
- представления в области знаний здоровьесбережения, экологии, профессиональной сфере, безопасной жизнедеятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Критерии и способы определения результативности
Занятия по данной программе развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности, проекты, творческие работы, участие в акциях, самоанализ и самооценка.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: (самостоятельность работы; осмысленность действий; разнообразие освоенных задач).
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в Портфолио достижений обучающихся (количественный и качественный состав): участие в мероприятиях, призовые места разного уровня (городских, окружных, областных, Всероссийских).
Мониторинг:
- приоритет ценностных ориентиров (анкетирование),
- предпочтения досуговой деятельности (анкетирование),
- область знаний о будущей профессии (анкетирование),
- отношение к своему здоровью (анкетирование),
- уровень развития самоуправления 4 класс (Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (М.И. Рожков),
- уровень воспитанности (методика Н.П. Капустина),
- определение уровня самооценки (Методика “Какой Я?”, модификация методики О.С. Богдановой),
- отношение к труду,
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности
Эффективность образовательного процесса оценивается по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, мастер-классах, фестивалях,массовых мероприятиях, по стилю работы и отслеживается в системе разнообразных форм контроля: (наблюдение, собеседование, групповая и индивидуальная самостоятельная работа, подготовка и защита своего проекта, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня).
II. Учебно-тематический план программы:
Тематические аспекты программы |
Количество часов |
Итого |
|||
1класс |
2класс |
3класс |
4класс |
||
1.«Я за здоровую нацию!» |
8ч. |
9 ч. |
9 ч. |
9 ч. |
35 ч. |
2. «Я - юный эколог!» |
8 ч. |
8 ч. |
8 ч. |
8 ч. |
32 ч. |
3. «Я за безопасность!» |
8 ч. |
8 ч. |
8 ч. |
8 ч. |
32 ч. |
4. «Я - личность!» |
9 ч. |
9 ч. |
9 ч. |
9 ч. |
36 ч. |
Количество часов за год |
33 ч. |
34 ч. |
34 ч. |
34 ч. |
135 ч. |
Список литературы:
1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
2. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
3. Санжа Сильви. Профессии. Энциклопедия профессий в картинках. Издательство: Мелик-Пашаев, 2017.
4. Ржешевский О.А., Дамаскин И.А. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. Издательство: Олма-Пресс, 2001.
5. Быков А.К., Мельниченко И.И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. Издательство: Сфера, 2007.
6. Побединская Л.А. Дни воинской славы России. Сценарии праздников в школе. Издательство: Сфера, 2007.
7. Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
8. Чудакова Н.В. Праздники для взрослых и детей: советы, традиции, этикет, игры, викторины. Издательство; АСТ Москва. 1998г. 526с.
9. Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Классные часы, игры, конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009.
10. Суртаев В.Я. Социально-культурное творчество молодёжи: Методология, теория, практика. СПб, 2000.