Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорога добра" для 5-9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорога добра" для 5-9 классов
Автор: Семина Светлана Геннадьевна
ГБОУ "ООШ № 4", г. Новокуйбышевска, Самарская область
Аннотация: Программа курса внеурочной деятельности «Дорога добра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и реализует социальное направление внеурочной деятельности в 5-9 классах.
Ключевые слова: социальное направление, внеурочная деятельность, центры детского сотрудничества.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социальная деятельность обучающихся – целенаправленный процесс взаимодействия подростков с окружением, ориентированный на повышение эффективности решения индивидуальных и социальных проблем.
Социализация обучающихся должна обеспечиваться средствами учебно-воспитательной и познавательной деятельности.
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в идее зарождения взаимосвязей школьной образовательной среды как продуктивного механизма включения обучающихся в социокультурную среду.
Социальную деятельность обучающихся планируется организовать по 4 направлениям:
1. «Я за здоровую нацию!» - изучение, соблюдение и пропаганда правил здорового образа жизни на личном примере, активное участие в мероприятиях социального значения, самоанализ состояния своего здоровья.
2. «Я - юный эколог!» - изучение правил экологической культуры, проявление бережного отношения к природе, привлечение внимания общественности к решению проблем экологии, решение посильных задач природоохранной деятельности .
3. «Я за безопасность!» - знакомство с правилами основ безопасной жизнедеятельности, применение знаний о безопасности в социуме, через проектирование ситуационных задач (профилактика поведения при ДТП, терроризме, пожаре, наводнениях и др.), участие в агитационных акциях по предотвращению правонарушений.
4. «Я - личность!» - участие в мероприятиях, направленных на самосовершенствование, саморазвитие и формирование духовно-нравственных ценностей («Любовь к Родине», «Забота о близких», «Сохранение семейных традиций», «Уважение к разным культурам и народам», «Толерантность», «Помощь и поддержка», «Общение и сотрудничество»), самоопределение будущей профессии.
Механизм взаимодействия осуществляется через Центры детского сотрудничества, что даёт возможность саморазвитию, самообразованию, самореализации личности ребёнка, как активного гражданина современного общества.
Выстраиваются этапы продуктивного сотрудничества:
1. Информационный этап - «Центр-бюро»
2. Этап проектирования - «Мозговой центр»
3. Практический этап - «Центр-созидание»
4. Аналитический, регулятивный и оценочный этап - «Центр статистики и перспектив».
В реализации программы обучающиеся являются активными участниками, взаимодействуя в детских Центрах, которые возглавляют лидеры групп, оказывают помощь волонтёры школы, где обучающиеся приобретают навыки социализации, находят путь к успеху, ощущают свою значимость в коллективе, развивают личностный потенциал. В процессе совместной деятельности участники могут переходить из одного Центра в другой, пробуя себя в разных ролях, оценивая свои способности.
Обучающиеся учатся общаться как в очном режиме, так и через интернет-пространство, взаимодействовать с волонтёрами, учатся выстраивать отношения: «Ученик - Ученик», «Ученик - Учитель», «Ученик - Родитель», «Ученик - Социальный партнёр».
Программа позволяет создать условия для развития организаторских и лидерских способностей обучающихся, для приобретения опыта разрешения конфликтов конструктивным способом, находить компромисс, влияет на развитие межличностных отношений, позволяет осуществлять деятельную связь между начальной школой и основной школой.
Предполагается, что при подготовке мероприятий волонтёры будут проводить с активистами 1-4 классов и обучающимися основной школы информационные минутки, мастер-классы, экспресс-собрания, оказывать помощь в подборке материала для классных и общешкольных дел.
Обучающиеся 5-9 классов могут быть консультантами на мероприятиях младших классов, ориентируя ребят в трудных вопросах.
Программа предусматривает обучение правилам культуры общения, как самостоятельно, так и с помощью педагога, родителя и социальных партнёров (обучить умению вести диалоги, строить обсуждения, составлять вопросы для интервью, вести экспресс – опросы, развивать умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения); анализировать проделанную работу; пробуждать интерес к работе с информацией.
Программа построена по принципу от «простого к сложному», и дальнейшему углублению теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе.
Программа предусматривает подготовку и проведение тематических акций, спортивно-оздоровительных и духовно-нравственных мероприятий при взаимодействии городских служб, сотрудничестве с жителями микрорайона, местными СМИ, администрацией города и т.д.
Актуальность социальной деятельности обучающихся определена возрастными особенностями и потребностями подросткового возраста.
Успешная социализация обучающихся на ступени основного общего образования обусловлена тремя факторами: ожидание, изменение поведения и стремление к конформизму. Под влиянием групп школьных сверстников, родителей, учителей и социальных партнёров у обучающихся изменяется поведение, формируются социальные умения, необходимые для исполнения актуальных социальных ролей.
Целенаправленная социальная деятельность программы исходит из того, что основным социальным ожиданием подростков является успешность, признание со стороны семьи и сверстников, состоятельность и самостоятельность в реализации собственных замыслов. При этом подростки, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения, более значимые для обучающихся, чем образцы родителей, учителей и других взрослых.
Социальная деятельность может успешно реализовываться в школьной среде, где признаваемыми и ожидаемыми для обучающихся являются конструктивные и созидательные образцы поведения педагогов, более старших учеников, поддерживаются духовно-нравственные идеалы гражданина России.
Программа позволяет выполнить основные назначения школы - это стремление объединить детей, ориентация их на принятые образцы и стратегии поведения, противодействие их попыткам самоутверждаться за счет других, борьба с антиобщественным поведением, установление правил, регулирующих поведение.
В рамках реализации программы устанавливаются межпредметные связи («Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «История», «Обществознание», «Русский язык», «Литература», «Биология», «География», «Информатика», «Музыка», «Изобразительное искусство»).
Цель программы: поиск наиболее оптимальных средств для активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта, согласно нормам, правилам и ценностям, позволяющим успешно функционировать в обществе через эффективное деятельное сотрудничество всех участников образовательных отношений и внешних партнёров.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— расширять область знаний об истории России, здоровьесбережении, экологии, профессиональной сфере, безопасной жизнедеятельности;
— формировать личность детского лидера, обладающего высокой культурой общения и влияния на людей;
— способствовать формированию навыков самостоятельного достижения результата и освоения организаторских качеств через взаимодействие детских Центров сотрудничества;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
— прививать потребность обучающихся к самостоятельной деятельности;
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Целевая аудитория и возраст детей
Реализация программы внеурочной деятельности «Дорога добра» предполагает контингент обучающихся 5-9 классов в возрасте от 11 до 16 лет.
Сроки реализации: Программа внеурочной деятельности «Дорога добра» предусматривает общий объём прохождение материала за 170 академических часов (в течение 5 лет обучения). Занятие проходит 1 раз в неделю: в 5 классе - 34ч., в 6 классе - 34ч., в 7 классе - 34ч., в 8 классе - 34ч., в 9 классе - 34ч.
Формы обучения: обучение осуществляется в очном режиме.
Формы организации деятельности: Занятие проходит в групповой форме (с учётом возрастных особенностей обучающихся) 1 раз в неделю по 1 академическому часу: 5 класс - 34ч., 6 класс - 34ч., 7 класс - 34ч., 8 класс - 34ч., 9 класс - 34ч.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная форма работы - консультации, выполнение самостоятельного задания с учетом возможностей обучающегося, выполнение практического задания на разном уровне сложности;
- «карусель» – форма занятия, на котором обучающиеся самостоятельно определяют свою роль и долю участия в том или мероприятии, «перемещаясь» из одного «Центра сотрудничества» в другой, выполняя разные обязанности;
- фронтальная форма работы - работа со всеми обучающимися одновременно;
- групповая форма работы - разделение обучающихся на группы («Центры») для выполнения определенной работы, работа в паре на установленных позициях;
- коллективная форма работы - выполнение определенной работы всем составом классного объединения;
- классные и внеклассные;
- школьные и внешкольные
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
1. Встречи с интересными людьми, беседы, часы общения |
6. Классные часы, диспуты, тренинги |
11. Конкурсы, викторины, соревнования, эстафеты, олимпиады, состязания, турниры, игры |
2. Экскурсии (реальные и виртуальные) |
7. Проекты, презентации |
12. Мастер-классы |
3. Просмотр и обсуждение фильмов, кинолектории, создание видеороликов |
8. Сочинения, выпуск брошюр, газет, памяток, буклетов |
13. Практическая деятельность по сохранению здоровья (разминки, зарядка, закаливание, тренировки), акции |
4. Выставки, спектакли, выступление агитбригады, концерты, праздники |
9. Трудовой десант, субботник, рейды |
14. Познавательный час, библиотечный час |
5. Онлайн - сообщество (интернет страничка) |
10. КТД (коллективно-творческое дело) |
16. Консультации, слёты активистов. |
Режим занятий: Занятие проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Планирование результатов реализации программы
(уровни результатов внеурочной деятельности)
Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, среди других, часто незнакомых людей, которые не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.
Результаты внеурочной деятельности и личностные результаты
Таблица 1.
Направления деятельности и личностные результаты по ФГОС |
Результаты Программы |
ЗОЖ и экологически безопасное поведение |
Ведение здорового образа жизни. Бережное отношение к окружающей среде |
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Принятие духовной культуры общества. Уважение традиций семьи |
Российская гражданская идентичность |
Знание истории своей большой и малой Родины. Уважение к наследию человечества |
Готовность к профессиональному выбору, уважение к труду |
Трудолюбие и профессиональное самоопределение Ответственность за собственный выбор |
Толерантность и поликультурный опыт |
Коммуникабельность и бесконфликтность |
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Дорога добра»
Личностные результаты:
5 класс:
- развитие способности понимать эмоции других людей, опыт конструктивного взаимодействия;
- развитие умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- развитие мышления, воображения, речевого аппарата;
- опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- развитие навыков лидера при выполнении практических заданий;
- уважение к героям исторических событий ВОВ;
- бережное отношение к природе, соблюдение правил безопасности;
- установка на проявление интереса к видам профессий;
- понимание норм ЗОЖ.
6 класс:
- формирование социокультурных норм поведения в обществе;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие негативных факторов;
- оценка ситуации с точки зрения правил поведения, морали и этики;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
- формирование уважения к героям исторических событий ВОВ;
- понимание значимости экологических проблем;
- начальные ориентиры в сфере различных профессий.
7 класс:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание величия Отчизны;
- развитие потребностиздоровьесбережения;
- понимание значимости профориентации;
- принятие общественных норм отношения к памятникам культуры и к окружающему миру;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре;
- восприятие недопустимости правонарушений в социуме.
8 класс:
- развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности;
- формирование ценностного отношения к Родине, профессиональной сфере, ЗОЖ, безопасности жизнедеятельности, решению экологических проблем.
9 класс:
- формирование ответственного отношения к своим поступками, самостоятельному выбору действий;
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- ценностное отношение к труду и творчеству, своему здоровью, природе, Родине, безопасной жизнедеятельности, старшему поколению, семье;
- установление приоритета в выборе будущей профессии.
Метапредметные результаты:
5 класс:
- приобретение навыков групповой работы;
- обогащение ключевых компетенций: деятельностных, коммуникативных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- умение организовывать свой активный и пассивный отдых.
6 класс:
- приобретение опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
- поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи;
- умение принимать на себя ответственность за пробы в социальном взаимодействии.
7 класс:
- получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
- умение планировать волонтерскую деятельность.
8 класс:
- способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для обучающегося и других людей;
- способность дискутировать по социальным вопросам и творчески преобразовывать образцы поведения;
- умение организовывать волонтерскую деятельность.
9 класс:
- умение осознанно выбирать направления и формы любительских занятий, увлечений, хобби;
- адекватная оценка своих возможностей;
- умение организовывать волонтёрскую деятельность.
Предметные результаты:
5 класс:
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- знание исторических дат России;
- знание об обслуживающих профессиях:
- знания о природном сообществе;
- знания о здоровьесбережении и правилах безопасности.
6 класс:
- повышение уровня правовой грамотности учащихся;
- знания о нормах поведения в обществе и ответственности за их нарушение;
- знание о земляках- героях Самарского края;
- знание о видах спорта, которые способствуют укреплению здоровья;
- знание о взаимосвязи деятельности человека и природных ресурсов;
- информированность о разнообразии профессий.
7 класс:
- умение составить и реализовать творческие и социальные проекты;
- опыт проведения социальной акции;
- знания о факторах, влияющих на здоровье человека;
- знания об экологических проблемах, созданных человеком;
- знание о деятельности жителей Самары в годы ВОВ;
- знание о профессиях нашего региона;
- знания законов правоохранительной системы, мер ответственности.
8 класс:
- умение составить и реализовать социально-образовательный проект;
- опыт самостоятельной деятельности по организации акций;
- умение оценивать значение развития военной, авиационной, нефтехимической промышленности и сельского хозяйства Куйбышевской области в годы ВОВ;
- знание о видах промышленных профессий нашей области;
-знание о значении сохранности природных ресурсов, о предотвращении экологических проблем;
- умение сопоставлять негативные и позитивные факторы здоровьесбережения;
- знание своих прав и обязанностей, согласно Конституции РФ.
9 класс:
- знание сферы профессий нашего города и региона;
- профессиональное самоопределение;
- опыт самостоятельной деятельности по организации мероприятий и акций;
- знание принципов и норм ЗОЖ, умение делать осознанный выбор здоровьесбережения;
- знание истории нашего государства, негативные противоречия со стороны Запада;
- знания о возможных способах решения экологических проблем в посильной форме деятельности;
- знание своих прав и обязанностей перед обществом.
Критерии и способы определения результативности
Занятия по данной программе развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности, проекты, творческие работы, участие в акциях, самоанализ и самооценка.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: (самостоятельность работы; осмысленность действий; разнообразие освоенных задач).
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в Портфолио достижений обучающихся (количественный и качественный состав): участие в мероприятиях, призовые места разного уровня (городских, окружных, областных, Всероссийских).
Мониторинг:
- приоритет ценностных ориентиров (анкетирование),
- предпочтения досуговой деятельности (анкетирование),
- область знаний о будущей профессии (анкетирование),
- отношение к своему здоровью (анкетирование),
- уровень развития самоуправления 5-9 класс (Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (М.И. Рожков),
- уровень воспитанности (методика Н.П. Капустина 5-9 кл.),
- определение уровня самооценки (Методика “Какой Я?”, модификация методики О.С. Богдановой),
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности
Эффективность образовательного процесса оценивается по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, мастер-классах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и отслеживается в системе разнообразных форм контроля: (наблюдение, собеседование, групповая и индивидуальная самостоятельная работа, подготовка и защита своего проекта, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня).
Для диагностики обучающихся основной школы используется:
- встроенное педагогическое наблюдение;
- наблюдение в специально моделируемой ситуации;
- проективные методики (рисунки, ассоциации, карточки);
- анализ эссе.
Обозначенный состав методов оптимален, с 1-го по 9-й класс диагностируются одни и те же результаты, но поэтапно: от освоения понятий (1-4 классы), к формированию ценностных отношений (5-9 классы).
Преемственная диагностика – это слаженные действия всей команды школы. Весь диагностический ряд согласуется (состав понятий и информации, виды активности для формирования ценностных отношений, которым то или иное ценностное отношение укрепляется). Предполагается, что выпускник основной школы сможет вернуться к результатам своей диагностики в начальной школе и отрефлексировать собственный личностный рост.
Требования к личностным результатам освоения программы сгруппированы по пяти группам личностных результатов:
1. Смыслообразование и морально-этическая ориентация.
2. Российская гражданская идентичность.
3. Готовность к выбору профиля, профессии; уважение к труду.
4. Поликультурный опыт, толерантность.
5. Культура ЗОЖ; экологически безопасное поведение.
По каждому результату представлены критерии достижения и показатели (маркеры) для непосредственной фиксации результата. Рекомендованы методы и виды диагностических процедур, а также измерители, в которых выражается итог каждой диагностической процедуры.
Структура чек-листа в таблице 2 универсальна и может применяться на каждом уровне общего образования. В основе предложенной структуры принцип взаимосвязи понятийного (уровень начального общего образования), эмоционально-ценностного компонентов личностного развития (уровень основного общего образования).
Чек-лист будет использоваться и как опорная матрица контроля эффективности программы. В таблице курсивом выделены критерии, показатели, методы, виды диагностических процедур и измерители для обучающихся 5-9 классов, обычным шрифтом- для 1-4 классов.
Таблица 2.
Чек-лист мониторинга личностного развития обучающихся
в ходе реализации программы
Диагностируемый результат |
Критерии |
Показатели |
Метод, вид диагностической процедуры |
Измерители |
Смыслообразование и морально-этическая ориентация |
Владеет, уместно использует в учебной и межличностной коммуникации понятия «правила поведения»; «хороший тон»; «культура общения»; «порицание»; «осуждение» |
- правильно определяет понятие; - приводит простой пример из жизни или литературы |
Опрос на знание/понимание понятий |
Численность/ доля правильных определений от общего количества опрошенных |
- приводит пример и аргументирует его; |
Диагностическое эссе на тему «Что значит быть развитым и самостоятельным человеком?» |
Численность/ доля учащихся, получивших отметку «хорошо» по совокупности маркеров |
||
Проявляет активность в освоении норм и традиций социальных и этнических групп |
- с интересом участвует во внеурочных мероприятиях, посвященных традициям социальных и этнических групп; - вносит посильный вклад в подготовку и проведение таких мероприятий |
Учет активности (портфолио или документация классного руководителя) |
Численность/ доля учащихся, проявивших интерес к внеурочному мероприятию Численность/ доля учащихся, внесших вклад в подготовку и проведение мероприятия |
|
Российская гражданская идентичность |
Владеет, уместно использует в учебной и межличностной коммуникации понятия «отечество», «родина», «малая родина», «Россия», «гражданин России» |
- правильно определяет понятие; - приводит простой пример из жизни или литературы |
Опрос на знание/понимание понятий |
Численность/ доля правильных определений от общего количества опрошенных |
Имеет общее представление об отечестве, малой родине |
- составляет связный рассказ о своей малой родине; - приводит простейшие тезисы об эмоциональной связи с малой родиной, его народом (этносом); - пишет о России как многонациональном государстве; - называет формальные атрибуты гражданина России |
Диагностическое эссе на тему «Что значит быть гражданином России?» |
Доля учащихся, получивших отметку «хорошо» по совокупности маркеров |
|
Готовность к к труду |
Знаком с миром профессий |
- называет профессию и приводит три-четыре вида деятельности, характерных для этой профессии; - называет формальные атрибуты профессии: образование, диплом, сфера труда |
Тест с выбором вариантов ответа |
Численность/ доля учащихся, правильно называющих профессии и примеры к ним, от общего количества опрошенных |
Проявляет активность в диалогах о своих мечтах, интересах и склонностях |
- ответственно готовится к диалогам, ищет информацию и использует ее для аргументов; - с интересом говорит о своих планах; - называет те свои качества, которые «пригодятся» в той или иной профессии; - приводит в пример людей-профессионалов, с которых хотел/а бы брать пример |
Встроенное педагогическое наблюдение |
Доля учащихся, получивших отметку «хорошо» по совокупности маркеров |
|
Поликультурный опыт, толерантность |
Оперирует знанием многообразия национальных культур |
- объясняет своими словами или выбирает правильный вариант объяснения на вопрос, что такое культура; - приводит свои примеры или выбирает правильный вариант двух-трех атрибутов национальной культуры России и (или) этнической культуры своего народа (праздники, кухня, национальные костюмы, обряды и др.); - определяет сам или выбирает правильный вариант определения термина «поликультурность» |
Тест с выбором вариантов ответа |
Численность/ доля учащихся, выполнивших тест не менее чем на 75% |
Проявляет активность в мероприятиях как носитель культуры социальной и (или) этнической группы |
Составляет словесный портрет «Я – носитель … культуры». Отражает в словесном портрете: - правильное наименование нации, с чьей культурой себя идентифицирует; - то, что вызывает особую гордость за свою национальную культуру; - уважение к готовность узнавать культуры других национальностей. |
Экспертное заключение на словесный портрет |
Доля учащихся, получивших отметку «хорошо» по совокупности маркеров |
|
- справляется с задачей подготовить краткий рассказ/ презентацию, комментируемый фотоколлаж или другую творческую работу, которая отражает знакомство и эмоциональное принятие учеником какой-либо из национальных культур |
Учет опыта, подтвержденного документом портфолио |
Доля учащихся, имеющих опыт, подтвержденный документами портфолио |
||
Культура ЗОЖ; экологически безопасное поведение |
Освоил первичные знания о ЗОЖ и экологически безопасном поведении |
- определяет правильно понятие ЗОЖ; - называет обязательные составляющие ЗОЖ: питание, бытовые привычки, физическая активность, психогигиена; - показывает осведомленность в том, что экологические вопросы относятся к «глобальных компетенциям» человека |
Опрос |
Численность/ доля учащихся, правильно называющих профессии и примеры к ним, от общего количества опрошенных |
Соблюдает / стремится соблюдать режим дня; проявляет интерес к ЗОЖ и экологически безопасному поведению |
- говорит о себе как обладателе здоровых привычек; - ставит в пример себе и одноклассникам людей, ведущих ЗОЖ; - относится с порицанием к сверстникам и взрослым, нарушающим экобаланс окружающей среды |
Встроенное наблюдение в рамках учебных диалогов на уроках «Окружающего мира» и (или) физкультуры |
Доля учащихся, получивших отметку «хорошо» по совокупности маркеров |
Учебно-тематический план программы:
Тематические аспекты программы |
Количество часов |
Итого |
||||
5класс |
6класс |
7класс |
8класс |
9класс |
||
1.«Я за здоровую нацию!» |
9 ч. |
9 ч. |
9 ч. |
9 ч. |
9 ч. |
45 ч. |
2. «Я - юный эколог!» |
8 ч. |
8 ч. |
8 ч. |
8 ч. |
8 ч. |
40 ч. |
3. «Я за безопасность!» |
8 ч. |
8 ч. |
8 ч. |
8 ч. |
8 ч. |
40 ч. |
4. «Я - личность!» |
9 ч. |
9 ч. |
9 ч. |
9 ч. |
9 ч. |
45 ч. |
Количество часов за год |
34 ч. |
34 ч. |
34 ч. |
34 ч. |
34 ч. |
170 ч. |
Список литературы:
1. Мудрик А.В. Социализация человека. Издательский центр «Академия», 2006.
2. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте. Психология. – 1997.
3. Смирнова М.А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Самара. 1999.
4. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
5. Егорова Е.А. «Организация досуга учащихся. 5-9 классы. Сценарии внеклассных мероприятий», Издательство: Учитель, 2009.
6. Шавринова Е. Н. Воспитание и социализация учащихся (5-9 классы): учебно-методическое пособие, Издательство: КАРО, 2015
7. Усова С.Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии [Текст] / С. Н. Усова // Инновац. проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 25-29. — Библиогр. в конце ст.
8. Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.М. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта» 2012. 201с.