Общее физическое развитие как средство укрепления и сохранения здоровья обучающихся с НОДА
Общее физическое развитие как средство укрепления и сохранения здоровья обучающихся с НОДА
Автор: Рылёва Виктория Игоревна
ГБОУ "Школа № 627 Невского района Санкт-Петербурга"
Аннотация: В статье представлен опыт работы школы по обеспечению двигательной активности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для укрепления и сохранения здоровья.
Ключевые слова: двигательная активность, культура здоровья, общее физическое развитие.
Культура здоровья - важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, отрасль знаний, которая решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека.
Физическое развитие человека составляет основу здорового образа жизни и здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха. Регулярные занятия физическими упражнениями обеспечивают высокий уровень иммунитета, улучшают обмен веществ и кровообращение, нормализуют давление, увеличивают силу и выносливость.
Имея нарушения опорно-двигательного аппарата, а также тяжелые множественные нарушения развития, дети в большинстве случаев испытывают «двигательный дефицит». Происходит увеличение статистической нагрузки на определенные группы мышц, снижается сила и работоспособность мускулатуры. Все это приводит к нарушению функций организма. Именно в школьном возрасте необходимо формировать культуру здоровья - положительные принципы осознанного отношения к здоровью. Поэтому в школе созданы условия, обеспечивающие ежедневную двигательную активность обучающихся. Также возникает необходимость нового подхода для привлечения детей к занятиям физической культурой, развитию интереса к движению.
Таким новым подходом стало создание курса внеурочной деятельности «Основы физического развития». Данный курс включает в себя несколько направлений адаптивного спорта, а также направление «двигательное развитие» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Цель занятий - укрепление здоровья, решение многообразных двигательных задач, развитие физических качеств, всестороннее гармоничное развитие личности, подготовка к соревнованиям, отбор для дальнейших занятий спортом.
Секция «Легкая атлетика» включает следующие разделы: теоретические сведения о виде спорта, общая физическая подготовка, бег и ходьба, бег на колясках, прыжки, метания, подвижные игры.
Обучающиеся школы приняли участие в открытой Спартакиаде Специальной Олимпиады Санкт-Петербурга 2020 года и получили золотую, серебряную и две бронзовые медали.
Секция «Спортивные игры» включает такие разделы программы, как: общая и специальная, физическая, техническая подготовка; участие в соревнованиях и сдача контрольных нормативов по отдельным видам подготовки.
На Спартакиаде Специальной Олимпиады Санкт-Петербурга в соревнованиях по футболу наши обучающиеся получили золотые, серебряные и бронзовые награды, в дартсе заняли первые и третьи места.
Секция «Художественная гимнастика» включает следующие разделы программы: общеразвивающие упражнения, элементы акробатики, элементы хореографии, танцевальные движения, упражнения художественной гимнастики с предметами (скакалка, мяч, обруч, лента), теоретические сведения о художественной гимнастике как виде спорта.
Обучающиеся школы принимают участие в различных соревнованиях и занимают призовые места.
Секция «Бочча» – данная программа предусматривает изучение правил игры, технические и тактические приемы: обучение технике выполнения броска, обучение выбору направления для выполнения броска, захват мяча, передвижение по площадке, а также психологическую подготовку и соревновательную деятельность.
Обучающийся нашей школы, неоднократный призер и победитель первенства Санкт-Петербурга, в декабре 2020 года завоевал 1 место в Новогоднем турнире Калининского района.
Секция «Спортивное ориентирование» включает разделы программы: общая и специальная физическая подготовка, морально-волевая подготовка, гигиена, технико-тактическая подготовка, ориентирование по местным ориентирам, правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях, правила соревнований, изучение рельефа местности и его изображения на картах, подготовка к соревнованиям.
В 2020 году наши ребята впервые участвовали в соревнованиях по дисциплине «трейл-ориентирование» и кубке Санкт-Петербурга по ориентированию в помещениях.
Секция «Двигательное развитие» разработана для обучающихся, имеющие тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата. Учитывая сложную специфику двигательных нарушений, решаются следующие задачи: развитие выпрямления и равновесия (постурального механизма), обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу, развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности, развитие зрительно-моторной координации, торможение и преодоление неправильных поз и положений.
Участники данной секции с удовольствием выступают с показательными номерами на школьных праздничных мероприятиях.
Таким образом, в процессе занятий адаптивным спортом в рамках курса «Основы физического развития» у обучающихся нашей школы формируется культура здоровья, воспитывается потребность в двигательной активности, что способствует укреплению и сохранению их здоровья. Благодаря занятиям обучающиеся видят свои способности, а не нарушения. Они становятся уверенными и сильными через свои достижения.
Список литературы:
1. Вебер Р.А. Психолого-педагогические основы физического развития личности. Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 3 (13). с. 17-21.
2. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев, 1985. 79 с.
3. Шешерина Г.А. Формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Г.А. Шешерина, Н.К. Солопова, И.В. Кожевникова и др. – Тамбов: ТОИПКРО, 2012 – 94с.