Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Б. Окуджавы «На любовь своё сердце настрою ...»
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Б. Окуджавы
«На любовь своё сердце настрою ...»
Автор: Беляева Алевтина Евгеньевна
Оформление:
- портрет писателя;
- фотографии и слайды;
- видеозаписи, аудиозаписи.
Ход вечера
Звучит «Песенка об Арбате» Б. Ш. Окуджавы. Проецируются фотографии Арбата.
1-й ведущий.
Булат Окуджава. Это имя не нуждается в особом представлении.
2-й ведущий.
Известность его творчества создает иллюзию, что этого человека мы прекрасно знаем.
1-й ведущий.
А все-таки, что мы знаем о нем, человеке, настроившем «на любовь свое сердце»? В детстве он взял отрывной календарь и из терзающего самолюбия вознамерился выяснить, что еще знаменательного случилось в день его рождения. Оказалось, что эта дата в свое время ознаменовалось чем-то типа какой-то Рабоче-крестьянской конференции. И только…
2-й ведущий.
Он родился 9 мая 1924 года в Москве и рос на Арбате.
Чтец.
Упрямо я твержу с давнишних пор:
Меня воспитывал арбатский двор,
Все в нем - от подлого до золотого;
А если иногда я кружева
Накручиваю на свои слова,
Так это от любви.
Что в том дурного?
2-й ведущий.
Арбатский двор учил законам братства и верности слову, другу, народу.
Чтец:
Тот самый двор, где я сажал березы,
Был создан по законам вечной прозы
И образцом дворов арбатских слыл.
Там, правда, не выращивались розы,
Да и Гомер туда не заходил...
Зато поэт Глазков напротив жил.
Друг друга мы не знали совершенно,
Но, познавая белый свет блаженно,
Попеременно - снег, дожди и сушь,
Разгулы будней, и подъездов глушь,
И мостовых дыханье, - неизменно
Мы ощущали близость наших душ...
(Видеофрагмент о школе и Арбате)
1-й ведущий.
Черные 30-е годы не обошли стороной и мирный арбатский дворик. Окуджава писал: «Репрессировали моего отца, пятерых дядьев, тетю и мать. Девять лет она просидела ...».
2-й ведущий.
А сын «врагов народа» уцелел... Он учился в школе ... Ему было примерно столько лет, сколько вам сейчас, когда настал 1941 год.
(Звучит начало песни «До свидания, мальчики».)
1-й ведущий.
Из воспоминаний Булата Окуджавы: «На войну я пошёл добровольцем, после девятого класса, в 1942 году. Пошёл не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Война - это тяжелая кровавая работа».
2-й ведущий.
У Окуджавы есть автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр!», которую он посвятил своим сыновьям Игорю и Антону! В качестве эпиграфа поэт написал: «Это не приключения. Это о том, как я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж и не знаю, кого мне за это благодарить. А может быть, и некого. Кому-нибудь от этого известия станет радостно, а кому-нибудь, конечно, горько. Но я жив. Ничего не поделаешь. Всем ведь не угодишь».
1-й ведущий. Из повести «Будь здоров, школяр!»: «Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира - беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!» и падай, ползи, засыпай на ходу ...»
Чтец.
«Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это я дома многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал... Помогите мне. Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил... У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове?.. Я еще не успел от этого отвыкнуть... Помогите мне. Я все пройду. До самого конца».
1-й ведущий.
Вот из этого выросли его песни о войне. (Звучит последний куплет песни «До свидания, мальчики!»)
2-й ведущий.
И снова воспоминания Булата Окуджавы: «Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо-Кавказский фронт, и я уже не минометчик, а радист тяжелой артиллерии. Остался жив. Рождения 24-го мало кто уцелел. Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко».
2-й ведущий.
Выходят танки из леска,
Устало роют снег,
А неотступная тоска
Бредет за ними вслед.
(На экране - кадры из к/ф «Белорусский вокзал» с песней Б. Ш. Окуджавы «Мы за ценой не постоим»)
1-й ведущий. Песню из к/ф «Белорусский вокзал» заказал Окуджаве режиссер Андрей Смирнов. Он попросил написать песню, которую пели бы в фильме фронтовики. И вот песня, которая, по замыслу режиссера, должна была украсить, сделать более достоверной сцену встречи фронтовых друзей, стала сама одним из главных действующих лиц фильма.
2-й ведущий. После демобилизации Окуджава поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Дорога в Москву ему, сыну «врагов народа», была закрыта.
В 1947 году из лагеря возвращается его мать.
Чтец.
Из рассказа «Девушка моей мечты»: «Готовясь к встрече, я думал, что будет много слез и горьких причитаний, и я приготовил такую фразу, чтобы утешить ее: «Мамочка, ты же видишь - я здоров, все у меня хорошо, ты вернулась, и мы снова вместе...» И вот я заглянул в ее глаза. Они были сухими и отрешенными, она смотрела на меня, но не видела... Она ничего не говорила...»
(Звучит песня «Новое утро» - «Не клонись-ка ты, головушка ... ».Демонстрируются фотографии.)
1-й ведущий.
Окончив университет, Окуджава по распределению приезжает учительствовать в Калужскую область. Он вспоминает: «Жил я тогда бедно, трудно. Был учителем в деревне. Зарабатывал я в месяц 70 рублей... Ну, вот, как мы жили? Я даже не знаю, как. Ели картошку одну... Картошку ели, и все...»
Чтец:
Из повести «Новенький, как с иголочки»: «Мне немного смешно: сельский учитель. Чему я учить буду? Но здесь прекрасно! Этот холм, мягкий и заросший, это высокое небо, этот полуразрушенный собор, несколько домишек вокруг... А там, за оврагом, - Васильевка, деревенька, похожая на растянувшуюся детскую гармошку».
2-й ведущий.
А в Москву Окуджава смог вернуться только в 1956 году, после реабилитации родителей. Он жил в переулке, который в бурные послереволюционные годы был переименован из Протопоповского в Безбожный. А Окуджава придумал ему новое имя: «Будто сам я не в Безбожном, а в Божественном живу!» Говорят, в Москву даже приходили письма, адресованные в Божественный переулок.
Группа чтецов.
1. Переулок Божественным
Назван мной для чего?
Чтобы слогом торжественным
Возвеличить его?
2. Видно, прозвище прежнее
Без опоры в судьбе:
Так, пустое, небрежное, .
Ни тебе - ни себе.
3. А в сегодняшнем имени
Есть сиянье из тьмы,
Что-то доброе, сильное,
Что утратили мы.
4. Просто есть в нем для города
Не на год, не на час
Что-то вечное, гордое,
Словно это про нас.
1-й ведущий.
Первые песни Булата Шалвовича появились в 1957 году. Они были необычны, непривычны, и поэтому вызвали не только доброжелательный интерес, но и резкие, уничижительные отклики. В газетах появились статьи с презрительными заголовками: «О чем, Окуджава, поёте?».
2-й ведущий.
Вспоминая те времена, поэт Юрий Ряшенцев свидетельствует:
Когда во всех концах державы,
Магнитной лентой шелестя,
Возникли песни Окуджавы,
Страна влюбилась в них, хотя...
Какая брань, какие клички
Тем песням выпали в свой срок!
1-й ведущий.
Но вот «в свой срок» все стало на свои места. И эти песни, и проза Окуджавы теперь широко известны. Никто уже не пытается обвинить поэта в пошлости, очернительстве и прочем.
2-й ведущий.
Поэт как бы берет на себя наши заботы, отвечает на наши вопросы, успокаивает нас и учит, и вселяет надежду...
(Ученики под караоке поют песню Б. Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям» - «Давайте восклицать...».Демонстрируются фотографии поэта.)
1-й ведущий.
Сам Окуджава говорил о своих песнях, что это просто способ исполнения стихотворений. А вот свидетельства Татьяны и Сергея Никитиных: «Для нас магия Окуджавы заключена в музыке, в звучании. Это и неповторимая окуджавовская интонация, и органическое слияние русского романса с грузинским распевом, это скупое, но мастерское использование гитары. ...Есть еще и такой экспериментальный факт: иностранные слушатели, часто не понимая стихов и всего, что за ними стоит, покупают пластинки Окуджавы и слушают его просто как музыку».
(Звучит песня Б. Окуджавы «Музыкант»)
1-й ведущий.
Говорит историк Натан Эйдельман: «Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего времени напишут по мемуарам, по газетам, по архивам... Если захочется потомку... познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, включит правнук магнитофон... и услышит «Не оставляйте надежду, маэстро...».
(Звучит песня «Моцарт на старенькой скрипке играет...» «Песенка о Моцарте»)
2-й ведущий.
У него было удивительное лицо: по-детски доверчивые глаза и презрительно-насмешливые губы. (Демонстрируются фотографии.) И в песнях Окуджавы беспечность соединена с болью, беззащитностью, мудростью. Поэт часто говорил, что он не «вживается» в чей-то «образ», а всегда пишет о себе.
Чтец:
У поэта соперников чету
Ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас - о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя,
Догорает, прощения просит:
Это он не за вас - за себя.
Но когда достигает предела
И душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм
Все, что было его, - нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.
1-й ведущий.
Когда в одном из интервью поэта спросили, какой он видит, оглядываясь в прошлое, свою жизнь, он ответил: «Я вообще-то счастливый человек. Несмотря ни на что... Жизнь моя была интересной. Я делал то, что я хотел. Что мог, я совершил. Самое лучшее мне предстоит еще совершить».
2-й ведущий.
В 1997 году свое 73-летие и День Победы Окуджава решил встретить в Германии со своими немецкими друзьями. «Я рад, что между нашими народами вражды больше не существует», - без всякого пафоса заметил писатель-фронтовик.
2-й ведущий.
А потом был Париж ... И газеты сообщили: «В военном госпитале под Парижем 12 июня 1997 года скончался Булат Окуджава». А ведь когда-то он написал: Париж для того, чтоб ходить по нему, Глядеть на него, изумляться, Грозящему бездной концу своему Не верить и жить не бояться...
1-й ведущий.
При отпевании Булата Окуджавы в церкви святых Космы и Домиана священник отец Георгий сказал, что его стихи могут быть прочитаны, как псалмы, потому что едва ли не в каждом из них чувствуется жажда коленопреклонения и воспарения. Ведь и его «Последний троллейбус» - молитва, в которой «полночный, случайный» троллейбус плывет по городу насилия и лжи, словно утлая ладья, подбирающая тех, кто потерпел крушение. Прикосновение плечами вместо хамского вопля «Куда прешь?!» Молчание, исполненное теплоты...
2-й ведущий.
Вот она - его «Молитва», которую повторяли тысячи людей, никогда не умевших молиться и не открывавших Евангелие.
Группа чтецов.
1. Пока Земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет.
2. Мудрому дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег...
И не забудь про меня.
3. Пока Земля еще вертится,
Господи, - твоя власть!
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть,
4. Дай передышку щедрому,
Хоть до исхода дня.
Каину дай раскаяние...
И не забудь про меня.
1. Я знаю: ты всё умеешь,
Я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый,
Что он пребывает в раю,
2. Как верит каждое ухо
Тихим речам твоим,
Как веруем и мы сами,
Не ведая, что творим!
3. Господи мой Боже,
Зеленоглазый мой!
Пока Земля еще вертится
И это ей странно самой,
4. Пока еще ей хватает
Времени и огня,
Дай же ты всем понемногу...
И не забудь про меня.
(Звучит «Песенка» Б. Ш. Окуджавы «Совесть, благородство и достоинство ...»)