Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Подготовка юного музыканта к концертному выступлению

Дата публикации: 2019-04-03 12:47:22
Статью разместил(а):
Григорьева Ольга Юрьевна

Подготовка юного музыканта к концертному выступлению

Автор: Григорьева Ольга Юрьевна

МБУ ДО «Детская школа искусств № 4» г. Сызрань

 

В программе учащихся детских музыкальных школ и школ искусств концертные пьесы занимают особое место. Они дают им возможность проявить свой темперамент, воображение, учат владеть красками звука, позволяют почувствовать себя настоящим артистом за инструментом.

Выход исполнителя на сцену – это публичный показ проделанной работы, за которую он несет ответственность перед слушателями, перед автором произведения, перед самим собой и наконец, перед педагогом. Проанализировав выступления на сцене своих учеников, я пришла к выводу, что излишнее волнение мешает им показать себя с лучшей стороны на сцене. И передо мной встала задача вовремя заметить и распознать проблемы, ведущие к провалу на сцене и корректировать их с помощью различных методов, описанных в методических трудах известных педагогов-музыкантов.

Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – очень важная, она волнует многих педагогов, психологов, исполнителей. И это неудивительно, ведь результатом любого исполнителя является публичное выступление. Это событие всегда очень ответственно, и является не только большим стимулом для дальнейшего творческого роста, но и вызывает волнение, тревогу. Не доученное произведение исполнителя – это не только не уважение к слушателям, но и вызывает отрицательный комплекс неуверенности в себе. Поэтому главной задачей преподавателя достойно подготовить ученика к выступлению.

Первое проявление сценического волнения чаще дают о себе знать в возрасте 10-12 лет.

Как же бороться с концертным волнением? Как готовить ученика к выступлению? Воспитание артистических качеств, требует от педагога тонкого, индивидуального подхода к ученику. В подготовке к выступлению нужно устранить всё, что мешает, что может вызвать нервозность. У ученика не должно возникать сомнений в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздник, а не как страшного суда.

В чем же причина волнения? Известный педагог и композитор С. Майкапар считал причиной волнения непродуктивные домашние занятия, что вызывает ощущение неуверенности и тревоги. Римский-Корсаков – великий композитор часто повторял, что эстрадное волнение больше тем, чем хуже выучено произведение. По мнению педагогов занимающихся вопросами музыкальной психологии, некоторые житейские привычки человека негативно сказываются на его выступлении. Например: часто откладывается на завтра то, что можно сделать сегодня. Многие учащиеся, после того как произведение выучено наизусть, его просто зазубривают при многократных повторениях, которые эффективны, когда включают в себя нечто новое, а не просто восстановление того, что было. Необходимо каждый раз вносить что-то новое в исполнение.

Обычно преподаватели и сами ученики большую часть времени тратят на подготовку технического аппарата, создание музыкального образа, характера и других важных элементов концертного выступления. Но меньше внимания обращают на психологическую подготовку к выступлению на сцене. Каждый исполнитель по - своему испытывает психологическое состояние перед выходом на сцену. Кто-то боится сильно ошибиться, забыть текст, а кто-то хочет поскорее уйти домой, потому что ему все надоело, кто-то смущен обстановкой зала. Но все-таки большинство с радостью ждут общения с публикой. Это в большей степени относится к учащимся младших классов.

Эмоциональное волнение – это особое эмоционально-психическое состояние, которое наблюдается у каждого исполнителя, не зависимо от возраста. Оно возникает в связи его выходом на сцену для выступления перед зрителями или перед экзаменационной комиссией и при этом не зависит от его желания. Состояние эмоционального волнения исполнителя может возникнуть задолго до начала концерта или перед выходом на сцену, но оно должно быть обязательно. Но волнение волнению рознь. Известная приподнятость перед выступлением и во время его естественна, но есть еще волнение-паника, растерянность, которое очень сложно устранить. Работа над собой – очень долгий и сложный процесс, требующий больших усилий.

Примеры:

- Представить восхождение на гору – метафора символизирует пути вверх, преодоление трудностей, прохождение пути небольшими отрезками от точки до точки.

- Ребёнок зажат во время игры. Использовать символ реки. Спокойное внутреннее созерцание воды помогает успокоить и выразить эмоциональное состояние.

Ещё один из методов преодоления боязни сцены – метод самовнушения. Педагогу нужно внушить уверенность ученику в своих силах. «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа, ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая её заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу. Уверенность, что произведение хорошо выучено, спасёт от многих негативных форм эстрадного волнения.

Всякая работа над музыкальным произведением, которая велась учеником в классе и дома проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Конечно, к ощущению сценической устойчивости исполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начало работы над музыкальным произведением. Преподавателю для концерта надо выбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика. Лучше исполнять не сложные произведения хорошо, чем плохо играть трудные. Существует точка зрения, что учащиеся часто и успешно выступающие в детские годы обладают большей психологической устойчивостью.

Для того, чтобы удачно выступить на экзамене, зачёте или конкурсе, необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Состояние готовности или установка на успех имеет большое значение. Установка- готовность организма к совершению определённого действия – то есть быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в удачу. Исполнитель должен игнорировать любой промах, допущенный при исполнении, иначе, разволновавшись из-за фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Преподаватель может посоветовать своему ученику игру перед воображаемой аудиторией: «Представь, что ты играешь на публике. Войди в это состояние, твоя главная задача сосредоточиться на исполнении. Никто и ничто не должно тебя отвлекать». Помогает видеозапись своего исполнения. Осознание того, что произведение записывают, заставляет сконцентрироваться на произведении и повышает самоконтроль.

Очень важен режим накануне выступления. Незадолго до выхода на сцену педагогу надо прекратить все замечания. В день концерта не нужно много заниматься. Полезно играть программу в неторопливом движении, в спокойной манере. Хорошо выспаться, это успокаивает нервную систему и избавляет голову от ненужных мыслей. Съесть немного сахара или кусочек шоколадки. Сладкое уменьшает ощущение «дрожание рук». А. Щапов – известный педагог – советовал перед выходом на сцену заставлять себя спокойно сидеть в удобной позе – при несколько расслабленной мускулатуре, тренируя этим необходимую волевую выдержку.

Полное сосредоточенное внимание на самом произведении, непрерывная концентрация внимания на развитии художественного образа, увлечённость, поможет сохранить самообладание на сцене. «Прежде, чем ваши пальцы коснуться клавиш, вы должны начать мысленно пьесу, определить в уме темп, характер, звуки первых нот до игры» - советовал А. Рубинштейн – великий музыкант. Трудно вывести одинаковые для всех «рецепты» психологической подготовки к публичному выступлению, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению, но добросовестность предварительной работы – главное в стабильности выступления.

Важна правильная, последовательная работа над произведением, необходима система в самих занятиях. Не стоит бояться неудач и ошибок – это тоже своего рода опыт. В заключении хочется сказать о том, что любой музыкант - исполнитель должен помнить, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои силы и мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из его рук. Он должен выступать посредником между композитором и слушателем, показать лучшее, на что он способен.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь