Слово об учителе
Слово об учителе
Автор: Сечевица Елена Александровна
ГБОУ "СОШ № 90", Санкт-Петербург
Сегодня очень часто можно слышать, что о том, как трудно молодому учителю, что молодые специалисты с большой неохотой идут работать в школы, что в современных образовательных учреждениях сложно применить свой практически опыт, раскрыть творческий потенциал. Мы только и слышим: «ничего не изменить», «дети плохие, родители тоже». В это можно верить, а можно только предположить, что все обстоит именно так. Но я абсолютна уверена в том, что в силах учителя очень и очень многое, как минимум – воспитание человека. Быть учителем – ответственный труд, не каждому он по силам. Одни приходят работать в школу и остаются на всю жизнь, другие разочаровываются, не справляются и уходят. Остаются только те, кто состоялся как человек, как личность. Смело? Наверное, да. Но это так и спорить с этим сложно. А сегодня это особенно мы поняли, находясь в ситуации изоляции и дистанционного обучения.
Еще буквально три недели назад ежедневные школьные будни казались нам всем, уставшим от большой учебной и психологической нагрузки, чем-то рутинным. Спустя три недели карантина уже каждый из нас с особым чувством говорит о школе, об уроках, но главное - о детях. И не только учителя. Наши ученики вспоминают уроки, им не хватает общения, живого общения с учителями и ребятами. Да, школа — это целый мир, в котором большую часть времени проводят и учителя, и дети, он их объединяет, делая их ближе к друг другу. Здесь радуемся общим успехам и огорчаемся неудачам, вместе решаем проблемы, обсуждаем школьные новости; трудности не обходим, мы их решаем, и вполне успешно.
В последние годы авторитет учителя резко упал, и мне обидно за труд учителя, за высокопрофессиональных специалистов. И совсем не важно, имеет ли он высшее или получил средне-специальное педагогическое образование. Важно его призвание, желание учить, важно «его сердце, которое он отдает детям» (всем хорошо известная крылатая фраза, сказанная В.А. Сухомлинским). Эта фраза сегодня особенно важна и актуальна. Мы должны идти в ногу со временем. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят в современную школу, где учителя, учащиеся, родители – участники важного для жизни школы события.
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который, демонстрирует универсальные и предметные способы действий, которые будут способствовать достижению качественно новых результатов образования. Школа дает ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные вопросы.
«Образовательный стандарт»… Никак нельзя, я считаю, подогнать людей под стандарт. Разве можно отношения учителя и ученика сделать стандартными? Или общие наши школьные праздники, события, конференции подвести под общий стандарт? И когда об этом начинаешь думать или рассуждать с коллегами, то мысленно возвращаешься к классической школе, к тем урокам и учителям, которые учили меня и которым я благодарна. И благодарность моя совсем не за знания, а за то время, когда мы были вместе, когда тебе действительно хотелось идти в школу, а в учителе ты видел прежде всего человека: с ним хотелось и поделиться и доверял ты ему абсолютно.
Именно такому учителю, посвящают стихи и песни, дарят море цветов! А ведь каждый учитель – это ещё и классный руководитель. А быть им - хорошим и любимым классным руководителем - не легче, чем хорошим предметником. Быть классным руководителем – это призвание, это зов души и сердца, основа которого - огромная любовь к детям. Как часто в школе, в процессе нашей педагогической деятельности, мы слышим эти слова. Их произносят дети, родители. Классный руководитель - без преувеличения, близкий человек для наших ребят в школе. А ведь, если вдуматься в значение слова, то уже в нём самом заложена огромная роль руководителя школьной жизни детей. Современный классный руководитель должен сочетать в себе качества и психолога, и учителя, и воспитателя. Должен, но это совсем не означает, что он владеет этими качествами.
Я могу рассказать о классных руководителях много, об их качествах, терпении, об их увлечениях, достижениях в спорте и творчестве. Наши классные руководители - обыкновенные люди, со своими проблемами, удачами и огорчениями. Школа занимает почти все пространство в их жизни. Завершение учебной недели плавно переходит в начало новой недели и опять наступает понедельник. И тем не менее, несмотря на все сложности будней, проблемы, учитель собран, организован и готов поделиться знаниями со своими учениками. Готов поделиться и радостью тоже, он всегда в открытом диалоге с ребятами. Общение - это один из важных аспектов в отношениях с классом.
Уже на протяжении месяца школа на дистанционном обучении, которое осуществляется исключительно через интернет, мобильную аудио- и видеосвязь. Из общения с учителями знаю, что с большой радостью они получают разные видео от ребят: кроме выполненного домашнего задания, ребята обращаются к учителям с пожеланиями, показывают свои игрушки, делятся новостями, признаются в любви и говорят, что очень скучают без школы и друзей. А как переживают учителя столь долгую разлуку с детьми? Сами не ожидали, что именно этот месяц дал почувствовать. насколько сильно они прикипели к школе и детям: «Дистанционное обучение вначале воспринималось, как нечто очень тяжелое. Была тревога, видимо, из–за отсутствия живого общения. А как понять, что дети усвоили материал? А дальше еще тяжелее.
Школа –это не только уроки по расписанию, это постоянное взаимодействие с детьми и коллегами. И вот очень остро стало не хватать мелочей. Тебе желают приятного аппетита, говорят «доброе утро», в конце рабочего дня у тебя возникает сильное желание оказаться дома, в тишине, но на школьном крыльце тебя окружают дети и начинают рассказывать, как прошел их день. Скучаю ли я по ученикам? Конечно. Их шум и разговоры, смех были неотъемлемой частью моей школьной жизни, частью моего дня. Дистанционные отношения сменили все это на тишину», - поделилась Александра Михайловна, учитель истории и классный руководитель 6-б класса.
Елена Геннадьевна, учитель 2-б, пишет, что «вы бы видели, как радовались ребята друг другу на видеоуроке!»
«Школа и дети – это наше живое общение, огромная радость. В этом общении ты находишь новые силы, получаешь заряд энергии, эмоции. Только живое общение с детьми является основной формой обучения», - выразила свое мнение учитель 1-а класса Ирина Александровна.
Оксана Геннадьевна, учитель выпускного 4-в класса, очень эмоционально объяснила свои чувства: «Ни лиц, ни эмоций, как оглохла …».
Но работа продолжается, все заняты дистанционным учебным процессом, и беспокойные творческие характеры учителей уже в пути к новому творческому проекту, посвященному 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. Инициатор проекта - коллектив 6-б класса вместе со своим классным руководителем Марией Викторовной. У них идет работа над фильмом: дети вместе с родителями записывают стихи о войне, прозвучат письма с фронта. Консультация классного руководителя осуществляется в дистанционном режиме постоянно. Мы ждем результат работы класса с нетерпением, фильм будет размещен на сайте школы и в ее официальной группе ВКонтакте.
Также дистанционно мы ведем подготовку к окончанию учебного года – празднику Последнего звонка. Обязательно будут и поздравления выпускникам, и напутствия классных руководителей, и теплые воспоминания, и традиционное слово от первоклассников.
Не смогли мы оставить без внимания и первые шаги нашей дистанционной школьной жизни. В память об этом периоде планируем осуществить еще один проект – создать фильм о школе, о наших обыкновенных учителях, но необыкновенных людях. О первом опыте дистанционного обучения расскажут фотографии и видеоролики, присланные учителями, родителями и самими ребятами.
Остается всем нам пожелать крепкого здоровья и мира! Как никогда мы все об этом мечтаем в режиме изоляции.