Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Можно ли обойтись без оценок при обучении

Дата публикации: 2022-01-23 17:19:22
Статью разместил(а):
Маслова Людмила

Можно ли обойтись без оценок при обучении

Автор: Маслова Людмила

 

«А у меня портфель в руке с огромной двойкой в дневнике!» - начинается детская песенка про школьную отметку. Упоминание «пятёрок», «двоек» и «троек» встречается в стихах про школу, в кинофильмах. Художник Федор Решетников посвятил школьной оценке картину «Опять двойка». Люди привыкли, что при обучении ставят отметки. Оценки кажутся само собой разумеющимися и необходимыми, но так ли это.

Школьная отметка пришла на смену телесным наказаниям учащихся, как более гуманный способ оценивания. Этот подход в XVII-XVIII веках ввели иезуиты в своих школах. Они стали оценивать учеников в зависимости от их успехов: в группу №1 попадали лучшие ученики, а в группу №3 - худшие. В дальнейшем количество групп и соответствующих им отметок увеличилось до пяти.

В России такая система появилась в ходе педагогической реформы 1782-1786 годов при Екатерине II. Воспитание добросовестности, трудолюбия и прилежания стало основой образовательного процесса, а ученики стали получать оценки за проявленные способности, за прилежание и за поведение.

В наше время, согласно закону «Об образовании», выставление отметок ученикам находится в компетенции образовательного учреждения. Каждая школа разрабатывает своё Положение о системе оценивания. То есть каждая школа вправе решать, какую систему оценивания она будет применять. Но традиционно в большинстве школ применяется 5-балльная система оценивания.

Возможно, количественная система оценивания учеников не может полностью удовлетворить потребности участников образовательного процесса и привести к понимаю изучаемого материала у учащихся. Преподаватель в области образования, воспитания детей и поведение человека Альфи Кон ставит под сомнение подходы к воспитанию, основанные на поощрении и наказании, и призывает увидеть в ребёнке личность, нуждающуюся в безусловной любви и принятии.

Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко в книге «Максим Горький в моей жизни» отметил, что «к человеку нужно подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться». Он указывал на то, что в процессе обучения нет необходимости использовать наказание: ученик может сделать ошибку, а затем исправить её.

Философ XX века Л. Рон Хаббард писал, что не нужно обрушиваться с критикой на человека, который ошибся. Акцент нужно делать на способности. Нужно выяснить, почему человек сделал ошибку, помочь её исправить и получить хороший результат.

В школе происходит по-другому: ученик сидит за партой, слушает учителя, выполняет упражнения, делает домашние задания, совершает ошибки и получает отметки. Сделал много ошибок - «двойка», поменьше ошибок - «тройка» и т.д. Хотя ошибка свидетельствует лишь о том, что учащийся что-то не понял и ему нужна помощь.

Когда ученик приходит домой, чаще всего он видит интерес родителей к его отметкам, а не к тому, что он сегодня понял. Родители тоже когда-то учились «за отметки». Так может произойти подмена цели обучения. Ученик начнёт бояться плохих отметок и будет ходить в школу «ради оценки», «ради экзамена», «ради балла на ЕГЭ».

Древнегреческий философ Сократ сказал: «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить». Когда ребёнок только учится ходить, он может упасть, но потом встаёт. Мама помогает ему сделать успешную попытку. Потом он сам делает первые шаги. И получает один из первых в жизни успехов в обучении. Он светится счастьем, потому что он – научился!

  

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь