Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Эссе "Моя педагогическая философия: Урок. Урок? Урок!"

Дата публикации: 2022-07-06 19:53:27
Статью разместил(а):
Баранова Маргарита Михайловна

Эссе "Моя педагогическая философия: Урок. Урок? Урок!"

Автор: Баранова Маргарита Михайловна

  

"Я уважаю людей, которые знают, чего хотят. Большая часть бед во всём мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня". Иоганн Гёте.

В один из хрустально ясных дней октября, когда прозрачное небо льется в окна ВИРО (Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой), я нахожусь там на курсах. Меня спросили: "Вы можете рассказать про урок? Про тот, что первый всплывает в памяти?" И я, пытаясь сосредоточиться, разглядываю удивительно красивые цветы, стоящие в вазе. Солнце играет на гранях сосуда, отбрасывая игривые световые искорки. «Сколько физики в этих искорках», думала я … А  память тем временем возвращала меня в прошлое … Урок физики. Я – ученик, мне задают вопрос, а я пытаюсь ответить. В памяти всплыли уроки, уроки данные не мной … Уроки, которые были даны мне.

Несколько лет назад мой сын помогал мне поливать грядки. Когда мы дошли до полива грядки с капустой, он заметил, что вода, попадая на капустные листы, «сворачивается в шарики и скатывается с нее, а капуста остается сухой» ... Чудо? Странность? Закономерность? Детский пытливый ум не мог оставить вопрос без ответа. Полив весь огород, а на самом деле проведя ряд опытов с различными листьями, он задумался и спросил: «Мама, почему так происходит, почему только капуста остается сухой?»

А ведь ответ на этот вопрос даёт такая наука как физика, которую не заслуженно называют сухой, абстрактной … Но нет более жизненного предмета. Наверняка, не одного моего сына заинтересовал этот факт!

Так почему же дети, столь любопытствующие в детстве и задающие нам уйму вопросов про все на свете, теряют интерес к познанию мира, открытию его тайн, ключ к которым – физика!

Что же с ними происходит? Взросление? Не слишком ли простой ответ! Что же тогда отбивает их интерес к познанию неизведанного? А главное, в какой момент это случается?

11 класс … Урок физики … Я у доски, решаю задачу ... И тут учитель мне говорит: "Повернись к классу, посмотри на них. Что ты видишь?". Я развернулась и увидела, что все заняты ... всем чем угодно, кроме решения задачи ... Стоит отметить, учитель знал, куда я собираюсь поступать. "Вот ты собралась в педагогический … на физмат … А нужна вот им твоя физика (обращая внимание на класс)?".

Вижу, что им – нет, - ответила я, - но она нужна мне. Осадок на душе остался такой, что всё же поступив в педагогический университет, я ещё не знала буду ли работать учителем.

А вот уже третий курс … Студентка на «пассивной» практике ... Обычная средняя школа города Владимира.

Учитель начинает урок с эксперимента, что для меня, как для недавнего ученика, было ново … Потрясающе! Я наблюдаю не монолог – беседу! В диалоге с обучающимися, учитель разбирает явление, увиденное ими, задает вопросы, дети активно на них отвечают, ошибаются, азартно поднимают руки … Им интересно! Вместе они устанавливают признаки явления, выясняют условия, при которых оно протекает ... Открытие истины сделано ими! Урок был живой. В нем была та самая искорка, возникающая в солнечный день, если посмотреть на вазу с цветами.

В голове мелькает: «Разве так бывает? А что, так можно?» Нужно! Вот то, что оторвало бы тогда моих одноклассников от «своих дел» и привлекло бы к уроку.

Единственный в своем роде урок? Нет – система. За первым последовал второй, третий … Конечно, эти уроки перевернули во мне всё … Ведь то, что говорили в университете на лекциях и семинарах, плохо ложится в голове недавнего школьника, тем более того, который видел не так много разных уроков, пока ему не удалось посмотреть на процесс глазами учителя! Это же жизнь, самая настоящая. И в ней неразрывное триединство: учитель - дети - мир физики, полный чудес.

И … захотела! Я захотела быть учителем, чтобы такими же необыкновенными были и мои уроки, чтобы детям было интересно, чтобы они стали активными участниками образовательного процесса…

И вот … я учитель. Я собеседник. Я соавтор открытий, которые делают мои дети на каждом уроке и в каждом мгновении жизни. И что бы там ни говорили учебники, диссертации, фолианты от науки, каждый мой ребёнок чувствует себя первооткрывателем. Как и я в своё время, на тех, первых, незабываемых уроках. Оглядываясь спустя столько лет на них, я понимаю, что именно родившееся там чувство двигало меня вперед, показывало, что физика неисчерпаемо интересная, она всё, что окружает нас, она не абстрактная сухая формула, она - живая ... А ещё мой первый урок – это вечное напоминание, искра, бережно хранимая в глубине души: передо мной сидят ребята, жаждущие ответов на свои «глупые детские», но те самые главные вопросы, которыми дышит, живет, движется познание мира, которые позволяют в капле росы и солнечном зайчике разглядеть законы Вселенной.

От меня все еще ждали ответа на поставленный вопрос. «Посмотрите на эти красивейшие цветы в вазе» - сказала я. А теперь посмотрите в окно. Какой чудесный солнечный день сегодня выдался! Как же много необыкновенной красоты в простых вещах вокруг нас! А еще больше – загадок, на которые обязательно даст нам ответы физика … Пойдемте на урок.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь