Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Донское казачество и Православие

Дата публикации: 2018-11-29 23:39:29
Статью разместил(а):
Сычев Андрей Анатольевич

Донское казачество и Православие

Don Cossacks and Orthodoxy

 

Авторы:

Сычев Андрей Анатольевич

Преподаватель ГБПОУ «Арчединский лесной колледж», поселок Арчединского лесхоза, Фроловский район, Волгоградская область, Россия.

e-mail: andrei.sichyow@yandex.ru

Кононенко Евгений Викторович 

Преподаватель ГБПОУ «Арчединский лесной колледж», поселок Арчединского лесхоза, Фроловский район, Волгоградская область, Россия.

Sychev Andrey Anatolevich

Lecturer of the GBPOU "Archedinsky Forest College", the village of Archedinsky forestry, Frolovsky district, Volgograd region, Russia.

e-mail: andrei.sichyow@yandex.ru

Kononenko Yevgeny Viktorovich

Lecturer of the GBPOU "Archedinsky Forest College", the village of Archedinsky forestry, Frolovsky district, Volgograd region, Russia.

 

Аннотация:

В наше безыдейное время, когда происходит переоценка духовных ценностей, обращение к истокам православной веры, под благотворным влиянием которой происходило формирование русского характера, является весьма актуальной и может быть просто необходимой темой для того, чтобы  сохранить преемственность истоков русского патриотизма. Именно сейчас молодому поколению необходим тот внутренний стержень, благодаря которому можно было бы преодолеть морально-нравственное разложение, насаждаемое чуждой нам западной пропагандой. Эту опору можно найти, если обратиться к истокам формирования духовной базы православного казачества. Без понимания значимости основ нашей духовности, все попытки сформировать всесторонне развитую и духовно богатую личность окажутся тщетными. В статье отражены основные исторические вехи зарождения, становления и укрепления Донского казачества, его неразрывной связи с Православием.

Annotation:

In our bezdeydenoe time, when there is a reassessment of spiritual values, turning to the origins of the Orthodox faith, under the beneficial influence of which the formation of the Russian character took place, is very relevant and may simply be a necessary topic in order to maintain the continuity of the origins of Russian patriotism. Right now, the young generation needs that inner core, thanks to which it would be possible to overcome the moral and moral decay implanted by alien Western propaganda. This support can be found if we turn to the origins of the formation of the spiritual base of the Orthodox Cossacks. Without an understanding of the significance of the foundations of our spirituality, all attempts to form a comprehensively developed and spiritually rich person will be in vain. The article reflects the main historical milestones of the birth, formation and strengthening of the Don Cossacks, its inseparable connection with Orthodoxy.

 

Ключевые слова: вера, православие, духовность, патриотизм, казаки, казачество, Дон.

Keywords: faith, Orthodoxy, spirituality, patriotism, Cossacks, Don.

Тематическая рубрика: Свободные педагогические темы.

 

В большинстве исторических описаний казаки предстают перед нами в образе людей, глубоко верующих и духовно богатых, иначе, трудно было бы себе представить,  как  без духовного стержня можно совершать добрые дела и героические поступки, коих на веку казаков было более чем достаточно.

Святая вера в Бога, Царя и Отечество позволяла в нужный момент мобилизовать весь внутренний потенциал русского духа, той основы, на которой базируется отвага, доблесть, храбрость, героизм и, наконец, честь – как высший идеал сформировавшейся личности. А как воспитать такую личность, не прибегая к истокам духовного становления человека?  

Однако, чтобы придерживаться не чисто эмоциональных точек зрения на поднимаемую, и очень серьёзную тему, а более детально и критически подойти к сути проблематики, необходимо провести достаточно тщательный анализ той базы фактического материала, которым мы располагаем на сегодняшний день и постараться воссоздать более или менее объективную картину становления и формирования духовности Донской Земли.

Об истории казачества в Отечественной историографии с одной стороны не так много написано фундаментальных трудов и это вполне объяснимо, ведь за годы Советской власти было сделано всё возможное, чтобы этническая память о казачестве постепенно сошла на «нет». А с другой стороны, в последние десятилетия возросший интерес к казакам стал подталкивать исследователей к тому, чтобы по крупицам воссоздать достоверную картину жизни Российского казачества. Дабы соблюсти нейтральную позицию, касающуюся данной проблематики, обратим внимание на то, что разные авторы так же  по-разному описывают сам факт зарождения казачьего этноса. Поэтому, видимо, целесообразно представить эти разные точки зрения на данный, весьма сложный вопрос - откуда же появились казаки на Донских просторах?

Почти всем изучающим историю древности, знакома одна из версий происхождения всех европейских народов, в том числе и славян: из единой арийской прародины - Древней Арии, находившейся в верховьях рек Сыр-Дарья и Аму-Дарья.

От древних славянских времен ведет свое повествование о праказаках доктор исторических наук, профессор Виктор Павлович Попов, выдвигая вполне обоснованные предположения, что постепенно наиболее храбрые мореходы и пешеходы – славяне – становились храбрыми наездниками. Приручив обитавших в привольных южных степях диких лошадей, передовые отряды праславян смело двигались вдаль от светлых вод российских рек в неведомые, но такие манящие привольные степи. Они постепенно становились лучшими наездниками в тогдашнем мире: быстрыми, ловкими, неуловимыми. Может, это и были первые отряды пионеры праславян, будущие казаки.

Несколько более поздняя историческая периодизация, связанная с процессом формирования Донского казачества упоминается в репринтном издании иллюстрированной Истории Казачества от 1909 года, где говорится: «Так, на земле, занимаемой теперь донскими казаками, жили задолго до Рождества Христова скифы и сарматы - дикие народы, и среди них имели свои торговые города греки. Потом, много лет шла война, и скифов сменили хазары. Они жили несколько столетий по берегам Дона, их потеснили печенеги, а печенегов сменили половцы.

          В то время, когда и печенеги, и половцы занимали земли теперешнего войска Донского, впервые стали приходить туда русские. Наконец половцев сменили татары.

          Вовремя владычества на Дону татар, на Дон идут одиночные смелые русские люди, которые селятся там, силою удерживаются в донских степях и получают название казаков».

          Как видим, здесь идет упоминание о донских казаках, которые пришли на Донские просторы в период татаро-монгольского владычества на этих территориях.

          Но существуют и более точные исторические даты формирования самого войска Донского, описываемые в энциклопедии казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа области Войска Донского под редакцией Владимира Шалыгина, в которой он утверждает: «Считается, что 3 января 1570 года было официально создано Донское казачье войско (по первой сохранившейся грамоте Царя Иоанна IV). Хотя, некоторые историки и краеведы утверждают, что первое упоминание о казаках в русских летописях относится к 1444 году, когда они оказали большую услугу Рязани в защите ее от татар, и даже ко времени Куликовской битвы».

          В сути своей все выдвигаемые предположения и исторические версии не противоречат друг другу, а только дополняют общее содержание истории Донского казачества качественными характеристиками, дающими общую картину этногенеза Донских казаков.          

          Русский историограф Карамзин не без основания говорит о древности имени «казак». В казачьем обиходе оно, вероятно, всегда произносилось так же, как и сегодня – казаки - однако, разные народы, которым приходилось встречаться с нашими предками, выговаривали и писали его не одинаково. Несмотря на плодородие их земли, вся деятельность казаков в обстановке вечных нападений сводилась к одному убыточному занятию – войне. Никакая добыча и военная слава не покрывала кровавых потерь, но опасность делалась привычной, риск обращался в пристрастие. Так стали они военным народом, а имя «казак» сделалось синонимом отважного степного воина.               

          Несмотря на то, что в нашем обыденном восприятии существуют определенного рода стереотипы, касающиеся духовного родства Христианской религии в ее Православном вероисповедании с казачьим этносом, все же будет не лишним постараться подойти к данному вопросу беспристрастно и, по возможности, объективно. Да, действительно, мы зачастую проводим прямые аналогии между казачеством и Православием, отводя Православию роль неотъемлемой части духовной культуры, в том числе и донского казачества. Однако, становление культуры донского казачества, складывание обычаев, обрядов, появление тех или иных праздников, развитие фольклора в значительной мере определялись двумя обстоятельствами: достаточно  поздним  установлением  православия и военным образом жизни казачьего сообщества. К тому же, в течение длительного периода формирования казачества на Дону сюда стекались люди разных вероисповеданий, отвергавшие исполнение религиозных обрядов только по установлениям церкви. Для них гораздо важнее было становление чувства личной веры, веры, не мешавшей жить по законам общинного братства.

          Именно состояние «Бога в душе» являлось изначальной чертой характера донского казака, гармонизировало его духовную жизнь.

          Исторические источники относят начало колонизации восточными славянами низовьев Дона и Волги ещё ко второй половине X века, когда здесь в пору существования Хазарского каганата, возникло Тмутараканское княжество – в 1023 году. Уже в начале XII века Тмутараканское княжество теряет свою независимость и присоединяется к Византии. Именно отсюда стало оказываться мощное влияние на закрепление основ Православия.

           Но уже в первой четверти XIII века в донские степи приходят монголо-татарские завоеватели, и край стал частью Золотой Орды со своей столицей в Сарае.

          Внутриусобные распри в Золотой Орде, которые привели ее к распаду, способствовали тому, что резиденция Сарской епархии была перенесена в Москву и после этого произошла утрата связи донской паствы с архиереями. Дело доходило до того, что казаки под страхом наказания запрещали священникам слушаться распоряжений архиерея, а сам войсковой атаман в своих письмах отражал желание казачества, чтобы архиереи не смели вмешиваться в духовные дела своих  приходов, поскольку все церковные распоряжения должны определяться и утверждаться исключительно казачьим кругом и старшинами.             

          Только со второй четверти XIX века, в период правления Николая I, Святейшему Синоду было предложено разработать план открытия новой епископской кафедры в Новочеркасске, то есть непосредственно на Нижнем Дону.

          В годы первой мировой войны в донских приходах был организован сбор пожертвований в пользу русской армии.

          После февральской буржуазно-демократической революции 1917 года весной того же года, состоялся епархиальный съезд, на котором приветствовали свержение самодержавия и призвали паству Донской епархии к продолжению войны до победного конца и к послушанию Временному правительству.

          В 1917 году РПЦ и казачество составляли мощную опору государства. После октябрьской революции область Войска Донского стала одним из центров сопротивления новой власти.

          Провозглашенная официальная идеология безбожия и атеизм в годы революции и Гражданской войны окончательно подорвала связь казачества, Русской Православной Церкви с государством, так как христианская вера стала больше не нужна, соответственно не нужно и казачество. 

          С первых дней установления власти большевиков в крае начались репрессии против духовенства, прямые грабежи православных храмов.

          Казачество в годы Гражданской войны и после нее подвергалось репрессиям и «расказачиванию»,  и в результате государственной политики раскололось на «белых» и «красных». Для одной части  казачества христианская вера, т.е. православная вера, была основой жизни, поэтому они считали её кораблем спасения, другая часть казачества под давлением приняла нормы и правила жизни советского государства. Вместе с тем, и в годы воинствующего атеизма, бывшие казачьи области оставались верны заветам отцов и бережно хранили православную веру.  

          Во время Великой Отечественной войны руководство государства предприняло все усилия, чтобы возродить деятельность Русской Православной Церкви и создать казачьи воинские формирования. Это говорит o том, что православная вера всегда имела огромное значение для русского народа, а отказ от этой веры привел к тяжелым последствиям, Россия осталась без духовной помощи Церкви, и соответственно без мощной политической силы – казачества. 

          На Параде Победы 1945 г. на Красной площади участие принимали и казаки.

          Казачество всегда считало Русскую Православную Церковь своим духовным наставником, а православие - фундаментом всей жизни казаков. У казачества с Церковью были тесно связаны рождение, крещение, венчание, погребение. Даже хозяйственная деятельность связана с церковным календарем.

Сегодня в Российской Федерации при Президенте существует Совет по делам казачества. Казаки активно приобщаются к православной традиции, черпая для себя ответы на многие проблемные вопросы. Ведь известно, что как преемственность вековой традиции оказывает огромное влияние на становление  и развитие личности, так и Русская Православная Церковь помогает казачеству вернуться в былую эпоху могущества и духовной силы.

          

Список литературы:

1. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси: факты против легенд и мифов»/ Лениздат, 1986г.

2. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. Сер.:Древнерусская литература в школе. – М.:МИРОС, 1992.

3.  Иллюстрированная история казачества. – Волгоград: Ведо, 1994г.

4.  Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. – М. 1990г.

5. Передерий М.П. Взаимодействие русской православной церкви и казачества в истории Российского государства. Сборник научно-практической конференции «IX Кирилло-Мефодиевские чтения», КГУ, 2013г.

6.  Попов В.П. История российского казачества. – Волгоград, 2009г.

7. Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. – Р-Н/Д, 1990г.

8.  Шалыгин В. Мой край родной, казачий. – Волгоград, 2007г.

9.  Шамбаров В. Казачество. История вольной Руси. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2007г.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь