Чтобы знать мир, надо знать историю культуры своей малой Родины
Чтобы знать мир, надо знать историю культуры своей малой Родины
Автор: Тришина Ирина Анатольевна
МБУДО "Баргузинский дом детского творчества", Республика Бурятия
Разреши мне, село, вдвоем с тобой
Возвратиться к прежним твоим годам.
Ты меня поймешь, как никто другой,
Есть о чем задуматься нам...
А задуматься, действительно, есть о чем. Сегодня, когда люди больше думают о собственном благополучии, мы должны задуматься над тем, как сохранить корни своей культуры, ее историю. Не случайно этот год объявлен Годом Культуры.
Родина! Это слово, которое мы слышим каждый день, и почти не вникаем в его суть. Я хочу попытаться проникнуть в мир человеческой любви ко всему, тому, что умещается в одном слове — РОДИНА! Все начинается с малого: с семьи, со своего рода, с любимого села или города, родного края. Когда человек появляется на свет, вместе с жизнью получает самое большое богатство-РОДИНУ! У каждого человека есть такой уголок земли, где он родился, где впервые ощутил ласку матери и увидел свет солнца, где находятся могилы его предков. К этому уголку он испытывает особую привязанность. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленькое село. С годами, становясь взрослей и, обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Её сменить нельзя.
… Говоря об этом, вспоминаешь слова Льва Николаевича Толстого: «Ты помни, мира не узнаешь, пока не знаешь края своего». А чтобы узнать мир, мы должны изучать историю и культуру своей малой РОДИНЫ, знать и уважать её символы.
Будучи школьницей, я несколько лет занималась в Бодонском школьном историко- краеведческом кружке «Отечество» и, поэтому, история моего села мне знакома не понаслышке. С участниками кружка мы опрашивали старожилов, изучали личные семейные архивы.
История моего села Бодон неразрывно связана с историей нашей Родины от её становления до сегодняшнего дня, в неё вписаны разные страницы: грустные и трагические, светлые и героические. Нашему старшему поколению пришлось пережить многое в истории страны и достойно пройти через все трудности и невзгоды.
Село мое зародилось более двухсот лет тому назад. Название рекам, горам и местам больше всего здесь давали тунгусы. Один тунгусский род шел много дней по левому берегу реки Баргузин и увидел тропинку, которая тянется по притоку в гору. У самого подъема тунгусы остановились, поставили юрты и пошли проверять, куда же дорожка дальше ведет. Вскоре они вернулись и сообщили своему князьку Шонинго, что дорожка обрывается у горы, а дальше дремучая тайга. Князек подумал и сказал: «Бодончо»- середина дороги. С тех пор за этим местом закрепилось название Бодон. На месте, где стоял князек со своими тунгусами, выросло село, которое состоит из русской и тунгусской частей (оседлые тунгусы Бодонского общества), тесно примыкающих одна к другой.
Из Верхнеудинского острога убежали два казака: Мисюркеев и Козулин. Попали на реку Баргузин и встретились с Беловодскими тунгусами. Они посоветовали им поселиться в местности Бодон, около самой реки. Река в то время была бурная, разной рыбы водилось много, хоть руками бери. Потянулись сюда и заудинские казаки. Появились новые фамилии, внося новизну в самобытность первопоселенцев, стала деревня расти, пошли мужики строиться по склонам сопок…
Те далекие времена наше село славилось умельцами. Люди делали из серой глины домашнюю кухонную утварь – горшки, крынки, тарелки. Изготовляли кустарным способом стекло. Гнали из сосновых пней смолу, из березы деготь. Использовали белую глину для побелки стен, добывали красно–бордовую краску для окраски полов и домашней мебели. Изготовляли из желтой глины кирпич.
Моё детство прошло в 70-е годы. В деревне были клуб, магазин, кузница, а главное – начальная школа, которая оставила неизгладимый след в моей душе, и я сделала выбор однажды, в совсем юные годы, и никогда не жалею о том, что стала педагогом. Ведь именно учителя являются носителями культуры на селе.
Никогда не забудутся имена моих выдающихся учителей: это -Кожевина Тамара Константиновна, Ильина Дарья Дмитриевна, Цыремпилова Галина Гармаевна, Цыремпилова Людмила Дармаевна, Максимова Тамара Гаврииловна и другие,которые формировали духовные ценности, поддерживали и развивали культурную жизнь нашего села.Многие годы в клубе с их участиемпел народный хор, агитбригада, вокально-инструментальный ансамбль. У бодонцев был девиз: «Песня строить и жить помогает». Помню, как с замиранием сердца вслушивалась в мелодичные переливы родных голосов.
К сожалению, сегодня клуба в нашем селе нет. Но сельчане продолжают петь, проводить праздники, отмечать памятные события. Отрадно, что в школе активно продолжаются проводить занятия по краеведению, основам этнокультурологии, изучению родного языка, мировой и художественной культуры, основы религиозных культур и светской этики. Отвечая требованиям времени, был введен ФГОС, который не только смещает акцент на духовно – нравственное развитие и воспитание, но и формирует у детей личностные качества созидателя и творца. А это значит, что пока есть школа – моя деревня будет жить, сохраняя историческую культуру - это и есть, может быть, первый шаг к выходу нынешнего поколения из духовного кризиса. Ведь в истории моего села собрана народная историческая память – то «золотое» прошлое, из которого родится наше будущее.
В каждом селе есть места, овеянные стариной,легендой,передающейся из уст в уста.
Как любили мы в детстве слушать бабушкины рассказы о таинственных кладах, загадочных пещерах, невероятных событиях случившихся не в сказках, а в жизни. Как жутко было подходить к колодцу, про который говорят, что он бездонный, или к таинственной пещере, где совсем недавно нашли чьи-то кости и пепелище от костра. Но как туда тянуло!
Сейчас другие времена. Избалованные телевидением и Интернетом, мы мало верим в «бабушкины сказки». Бабушки уходят, а с ними уходят и предания. И мы, становясь старше, спохватываемся, что не расспросили, не записали, забыли…
А ведь это не сказки – это наша история, наша культура, наши корни.