Учитель и родители: можно ли научиться сотрудничеству?
Творческое выступление
«Учитель и родители: можно ли научиться сотрудничеству?»
Автор: Процких Елена Александровна
МБОУ "СОШ № 49", Белгород
Выглянуло солнышко,
Взглядом добрым озарило,
Появилось зёрнышко
И росточек свой раскрыло.
Вот и наше зёрнышко
Начинает жить.
Как бы солнышку его своим теплом не иссушить?
В это время дождик начинает лить,
Зёрнышку, давая знания испить.
Солнышко и дождик редко могут вместе на зёрнышко влиять.
Но если научиться, им сотрудничать, то можно радугу на небе повстречать!
Как солнышко и дождик вместе влияют на зёрнышко, так и родители с учителем могут вместе интересно и практично сотрудничать в воспитании ребёнка.
Родители бывают разные:
Активные, пассивные, дружные, послушные.
Их интересы должна я изучить,
Чтобы взаимодействие в работе применить.
В создании союза учитель – родители важная роль отводится педагогу. И важно отметить, что на сегодняшний день родители являются не востребованным ресурсом в учебно-воспитательном процессе. И сейчас настало то время, когда необходимо использовать этот ресурс, поскольку без этого взаимодействия невозможно решить проблемы, которые возникают у детей в процессе обучения в школе.
Я считаю, что в интересах ребёнка, учителю необходимо установить доверительные отношения с его родителями. И для установления взаимодействия с родителями я использую следующие формы работы:
Вместе с родителями идём в кино,
Дружно газету рисуем.
Пишем сценарий на Новый год,
Все и поём, и танцуем.
Таким образом, одной из форм сотрудничества – это установление доверительных отношений с родителями ребёнка. И тут возможно использовать такие приёмы, как беседа с классным руководителем. Например, можно узнать какие мероприятия классный руководитель планирует провести вместе с родителями, и тогда учитель-предметник может принять участие в этих мероприятиях как человек, а не как учитель. Основной целью данной формы является изучение особенностей семьи, сферы интересов родителей, их индивидуальные характеристики.
Также я уверена, одной из важнейших форм в установлении сотрудничества является определение стратегии поведения с родителями, с учетом их индивидуальных особенностей. Например, в зависимости от личных характеристик родителей, от их позиции по отношению к школе, я могу применять разные способы организации индивидуального взаимодействия с родителями. Однако, не все родители идут на контакт с учителем. И тут, особое внимание стоит уделить тому, каким образом пригласить родителей в школу, чтобы они пришли. Я предлагаю такой приём, как использование приглашений на индивидуальную беседу. При этом сам разговор я начинаю только с положительной информации о ребёнке, стараюсь терпеливо выслушать родителей, корректно говорю о недостатках или проблемах ученика, и с учётом его индивидуальных особенностей и его семейно-бытовых условий высказываю свои рекомендации по развитию школьника.
Родительские собрания я посещаю,
В особенности своего предмета посвящаю.
Знакомлю с формами опросов,
И отвечаю на множество вопросов.
Одна из самых распространённых форм, которую я использую в своей практике – это посещение родительских собраний.
Приглашая на уроки,
Всем даю я понять,
Что английский нелегко,
Но интересно изучать.
На мой взгляд, также целесообразно при взаимодействии с родителями приглашать родителей на открытые уроки, или принять участие в организации внеклассного мероприятия по предмету.
Таким образом, я представила данную проблему с точки зрения учителя - предметника. А вот для классного руководителя я предлагаю следующие формы взаимодействия с родителями:
1) Психолого-педагогическое просвещение. Здесь можно использовать такую форму как круглый стол по обмену опытом воспитания.
2) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (например, помощь в организации праздников).
3) Участие родителей в управлении воспитательным процессом.
Мы соберём все формы воедино,
И пусть над нами радуга взойдёт.
И коль в сотрудничестве мы едины,
То смело можем двигаться вперёд.