Внеурочная деятельность в коррекционной школе
Внеурочная деятельность в коррекционной школе
Авторы: Алимова Эльза Илхамовна
и Стогова Наталья Сергеевна
Научный руководитель: Ганиева Светлана Юрьевна
Государственная бюджетная общеобразовательная учреждения Уфимская коррекционная школа интернат № 28 для слепых и слабовидящих обучающихся находящихся в экологически чистом месте, с круглосуточным пребыванием обучающихся.
Составной частью учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность, которая занимает свободное время обучающихся. В это время раскрываются индивидуальные способности каждого ребенка, которые можно не заметить в обычной жизни. И занимающееся спортом умеют организовать свой досуг. В это время обучающееся в интернате занимаются спортом и общественной деятельностью.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья, формирование культуры питания;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Для реализации задач в школе-интернате доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- досугово - развлекательная деятельность ;
- художественное творчество;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- трудовая деятельность;
- кружковая деятельность .
Результатом внеурочной деятельности являются:
· укрепление здоровья обучающихся;
· выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;
· участие в школьных и районных выставках, соревнованиях;
· занятость детей из группы риска.
Существует несколько видов внеклассной деятельности: творческая, спортивная, трудовая, игровая. Во внеурочной деятельности обучающихся приобретают новый опыт, получают всевозможные знания многие раскрывают таланты, а также участвуют в различных конкурсах, соревнованиях, выставках. Это способствует развитию обучающихся и в ряде случаев для некоторых в будущем становится профессией.
Занятия проходят в различной форме: бесед, экскурсий, игр, соревнований, концертов, викторин, праздничных мероприятий, классных и воспитательских часов. На занятиях они находят новых друзей и тем самым адаптируются в среде сверстников , благодаря грамотной работе руководителя.
Большая работа ведётся по созданию условий для наиболее полного удовлетворения потребностей интересов обучающихся, укрепления их здоровья.
В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. Занятия по программе «Разговор о правильном питании» проводим в столовой. Во время проведения данных занятий учим детей правилам хорошего тона, формируем и закрепляем принципы здорового питания. Теория закрепляется практикой во время дежурства учащиеся по столовой. На занятиях они получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретают навыки самосовершенствования.
Большое внимание во внеклассной работе уделяется формированию личности обучающихся через участие в труде по самообслуживанию. Дети поддерживают в школе-интернате чистоту и порядок. Старшеклассники принимают участие в оформлении классов и спальных комнат, где проявляются эстетические чувства и развивается умение оборудовать, оформить своё жильё, создать уют. В убранстве каждой комнаты есть свои особенности. Еженедельно проводятся генеральные уборки всех помещений и закреплённых за группами территорий школьного двора. Происходит социализация ребенка, прививаются различные навыки.
Основной задачей воспитания является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через образование, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. В данной школе оно занимает важное место во внеурочной деятельности, которое направлено на разностороннее развитие и самореализацию личности. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста, здоровья и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Ученики активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Работа в кружках оказывает влияние на формирование таких положительных личностных качеств, как: самостоятельность, аккуратность, ответственность, стремление завершить начатое до конца. Таким образом, целью дополнительного образования является разностороннее развитие детей и, как следствие этого, успешная адаптация в самостоятельной жизни.
Одним из эффективных методов и приёмов, на познавательную деятельность обучающихся, на их эмоциональную сферу, является – игра. Использование игры на занятиях с учащимися с ОВЗ вызывает интерес. Игры направлены на формирование определённых качеств: памяти, внимания, речи, мышления, силы, гибкости, быстроты восприятия, личностных качеств.
В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это дает возможность превращать внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.