Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Индивидуальный подход в развитии речи дошкольников

Дата публикации: 2020-05-03 13:53:57
Статью разместил(а):
Ларионова Ксения Сергеевна

Индивидуальный подход к развитию речи детей дошкольного возраста

Автор: Ларионова Ксения Сергеевна

г. Красногорск

 

Где-то в самом уголке сердца у каждого

ребёнка своя струна, она звучит на свой лад,

и чтобы сердце отозвалось на моё слово,

нужно настроиться самому на тон этой струны.

В.А. Сухомлинский.

 

Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование правильной устной речи детей. Речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания. Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы;

2. Метод наблюдения;

3. Метод диагностики;

4. Метод обучения.

Практическая значимость работы заключается в ее направленности на решение проблемы подготовки дошкольников к школьному обучению.

Развитие речевой личности ребенка дошкольного возраста должно проходить через игровую деятельность (игра, игра-забава, упражнение, игра-занятие, занятия). 

Следует использовать работу в малых группах: мини-занятия, что является современным подходом и полностью соответствует личностно ориентированной модели. Во время проведения мини-занятий время не оговаривается взрослым и полностью зависит от желания и активности ребенка. Ставить и решать речевые задания можно в любой деятельности, которой интересуются дети, вне рамок нормированного, определенного во времени организованного занятия-урока. Например, изготовление дидактического материала, как правило, инициирует или принимает на себя воспитатель.

Интерес воспитанников к работе взрослого, при доверительном к нему отношении, проявляется в заинтересованных взглядах. Дети подходят ближе, внимательно рассматривают принесенные материалы, задают вопросы. Это и есть точка отсчета активности ребенка, спровоцированная элементом развивающей среды и не ограничена традиционными рамками. Не стоит активно призывать детей к совместной работе , игре, а тем более, отвлекать их внимание от свободной, самостоятельно выбранной деятельности, лучше – заинтересовать подготовить атрибуты к игре-драматизации по известной детям сказке, развернуть книгу с яркими иллюстрациями, предложить узнать по характерным признакам героя произведения. Во время его изготовления у воспитателя возникли определенные трудности, что обязательно вызывает у детей желание помочь ему, приобщиться к совместной работе.

Параллельно с этим пересказываются фрагменты сказки, обсуждаются поступки персонажей, вспоминается их внешний вид, делаются первые попытки проигрывания диалогов, и все это вместе работает на реализацию задач, которые и ставил педагог на фоне практической деятельности (изготовление атрибутов): пересказ сказки, подготовка к игре-драматизации. Выполнение задач происходит непринужденно, не в регламентированное время, не у фронтальной организации детей, когда интересы всех в полной мере не совпадают. Взрослый должен удовлетворить желание ребенка принять участие в совместной деятельности, параллельно реализуя речевые, познавательные, развивающие педагогические задачи.

Ключевые слова: индивидуальный подход, личностно- ориентированный подход, дифференцированный подход, индивидуальные обследования, динамика речевого развития, фронтальные занятия.

Актуальность.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Учитывая ежегодный рост количества детей с различными речевыми нарушениями, сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно. Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.                     Для того  чтобы наладить систематическую, планомерную индивидуальную работу с ребёнком, необходимо провести диагностику речевого развития.

В ходе диагностики воспитатель: 

- выясняет состояние речевого развития ребёнка,

- определяет динамику речевого развития,

- определяет перспективы развития той или иной стороны речи,

- определяет соответствие или несоответствие речевого развития норме,

- определяет, на каком уровне проявляются отклонения в речевом развитии.

Прежде всего, воспитатель наблюдает за детьми в процессе их естественного общения, изучает речь ребёнка на занятиях, в играх, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки речи (заикание, задержку речевого развития и др.). Затем проводит индивидуальное обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребёнка.

После подведения итогов по обследованию планируется индивидуальная работа. Осуществляется индивидуальный подход на фронтальных занятиях, в игровых и режимных моментах. И организуется собственно индивидуальная работа по развитию речи, с использованием различных игр и игровых упражнений, в зависимости от характера речевой патологии.

Индивидуальная работа планируется и проводится с учётом ведущей деятельности детей, вида речевого нарушения, психологических особенностей ребёнка и особенностей его эмоционально-волевой сферы.

Развития навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Для усовершенствования речевых навыков детей необходимо обширный практический материал, тренирующий  слух, память, точность произношения слова, связующую речь,  творческие способности. Это могут быть небольшие по объему тексты, скороговорки, насыщенные нужными звуками, звукосочетаниями, которые дают возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его выполнить упражнение.

Например:

- чистоговорки :

Са-са-са – вот идет лиса 

Су-су-су – видел я в лесу лису

- скороговорки: у Сани сани едут сами, у Сани сом с усами.

Вместе с тем педагог должен владеть упражнениями по развитию речевой деятельности, по формированию правильного звукопроизношения.

Виды игр и упражнений по развитию речевой деятельности детей.

1. Игры и упражнения для развития или уточнения движения органов артикуляционного аппарата.

Например: «Летят снежинки». Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети изображая ветер, спокойно дуют на «снежинки».(Следить, чтобы дети дули плавно и длительно, не надувая щек.)

«Качели»: ребята вспоминают, как качаются на качелях, потом им предлагают «покачать на качелях язык», при этом рот приоткрывается, широкий язык (вниз) опускается за нижние зубы, затем (вверх) поднимается за верхние зубы. При этом губы в улыбке обнажают зубы.

2. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.  Воспитание правильного произношения звука в словах и фонематического слуха. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи.

Например: Упражнение: «Насос»: решили дети покататься на велосипеде, а у них спущены шины, весь воздух вышел . Взяли они насосы и стали накачивать шины . Воздух выходит из насоса и свистит : ссс ......., ссс... Накачаем все вместе шины. Дети имитируют движение, решительно произносят [C].

Упражнение: «Что появилось»: педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется [Ж] (жираф, ёж и т.д.). Ребята называют их. Затем накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую , так же имеющую в названии [Ж] (например «флажок»). Открывая, спрашивает, что новое появилось. Затем предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется [Ж]. Можно использовать картинки.

В заключение хотелось бы отметить следующее, во-первых, что бросается в глаза –  закомплексованность в речи детей в общении, преимущественно, со взрослым. Это выражено в том, что на задаваемый вопрос ребенок отвечает либо односложно “да” или “нет”, либо долго думает. Для детей в сегодняшней жизни мало примеров доброго отношения друг к другу, мало примеров любви. Компьютер стал заменять общение. Как можно уменьшить закомплексованность? Считаем, очень важную роль имеет игра и общение детей посредством игры. Именно в игре дети приобретают свободу общения, свободу движения. Именно в игре ребенок должен научиться, не бояться допустить ошибки. Во-вторых: больше творчества появляется у детей, если интегрировать занятия по развитию речи с предметами художественно- эстетического цикла (сказки, предания, легенды).

В заключение можно сказать, что индивидуальный подход – это эффективное и неотъемлемое средство обучения детей. Недаром, восточная мудрость гласит, что труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные экзотические растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень, иное любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одному лучше всего на песчаной почве, другому – на жирном чернозёме. Каждому ребёнку нужен особый, только для него подходящий подход, иначе он не достигнет совершенства в своём развитии.

 

Список литературы:

1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов  высших и средних педагогических  учебных заведений / М.М. Алексеев В.И.

2.Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук –Ульяновск, 2001.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

4. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. –М.: Айрис – Пресс, 2004.

5. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь. – 2002.

6. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : уч.-метод. пособие /А. Г. Самохвалова – СПб : Речь, 2011. – 150 с.

7. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.

8. Яшина. – з-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь