Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников

Дата публикации: 2020-05-11 09:30:10
Статью разместил(а):
Ткачёв Александр Петрович

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания общеобразовательной школы

Автор: Ткачёв Александр Петрович

МБОУ "Гимназия № 10", г. Воронеж

Актуальность. Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни России оказали большое влияние на процессы, происходящие в молодежной среде. Политика деидеологизации и деполитизации образования, армии и правоохранительных органов, свертывание деятельности детских и молодежных организаций, пропаганда многими средствами массовой информации насилия, психологии индивидуализма и потребительства нанесли огромный ущерб делу воспитания молодежи.

Следует отметить, что с началом «перестроечных» процессов в нашем обществе роль и значение патриотического воспитания потеряли былую актуальность, а деятельность, направленная на развитие патриотизма у молодежи, подвергалась неуемной и деструктивной критике, в чем особенно преуспели средства массовой информации. В значительной мере это способствовало дискредитации не только существовавшей практики патриотического воспитания, всего огромного опыта в его организации и проведении, но и самой идеи формирования личности гражданина-патриота.

В этот период уменьшилось внимание государства к проблемам воспитания подрастающего поколения. Это привело к ослаблению работы образовательных учреждений по нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию. Такое отношению дало толчок к появлению в молодежной среде многих негативных тенденций (рост преступности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, проституции). Многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность по отношению к другим.

Резким изменениям подверглись ценностные ориентации, умонастроения, мотивации деятельности, отношение к окружающему миру, своему призванию и судьбе страны. Усиление бездуховности людей привело к падению интеллектуального потенциала общества. У основной массы молодежи потерян интерес к знаниям, труду, литературе и искусству, творческой деятельности и нравственным ценностям. О молодежи заговорили как о «потерянном» поколении, оторванном от прошлого и лишенного будущего.

Такое положение дел в молодежной среде недопустимо, оно создает прямую угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Особенно остро это проявляется в отношении к воинской обязанности. Одной из причин создавшегося положения является снижение роли и значения военно-патриотического воспитания молодежи, организация которого далеко не в полной мере соответствует потребностям и интересам защиты государства. К сожалению, эта проблема не вызывает тревоги ни у широкой общественности, ни у тех, кто осуществляет руководство этой деятельностью. В аналогичном состоянии находится и система допризывной и основ безопасности жизнедеятельности.

Подготовка молодежи к военной службе, функционирование которой (ввиду отсутствия приемлемой альтернативы) ограничивается, в основном, лишь задачей обеспечения комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Стратегические интересы страны требуют выработки государственной идеологии и общих принципов воспитательной работы, более активного влияния государства на воспитательный процесс и молодежную политику во всех ее аспектах. Систематическая и целенаправленная работа с подрастающим поколением является одной из главных составляющих в преодолении духовного и социально-экономического кризиса в стране, в каждом из его регионов.

Проблема формирования патриотизма и гражданственности привлекала пристальное внимание мыслителей - философов ( Г. Гегеля, И.А. Ильина), писателей (В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова), психологов (В.М. Бехтерева, И. Котова), педагогов (Л.Р. Болотина, В.А. Сухомлинского) на протяжении всей истории человечества. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельной самореализации на благо Отечества.

Это лишний раз свидетельствует об ее актуальности, значимости для развития любого общества и государства.

Более того, в условиях войн, этнических конфликтов, межнациональных разногласий, переходных периодов, революционных ситуаций и общественных катаклизмов идея патриотизма, защиты Отечества и своей территории сплачивала народ, а проявление гражданских чувств определяло характер протекающих социальных явлении.

Период коренных изменений как новое государство переживает сейчас Россия, и от того, какое место в системе образования подрастающего поколения займет воспитание патриотических чувств школьников, зависит не только нравственное здоровье будущего российского общества, но и безопасность всего нашего государства.

Анализ теоретической литературы и практики воспитания позволяет говорить о том, что этому важному вопросу уделяли внимание исследователи, занимающиеся проблемой патриотического воспитания детей разного возраста. В педагогике проблема патриотического воспитания младших школьников и старшеклассников разрабатывалась по разным направлениям: определялись принципы отбора необходимого для изучения материала, шел поиск адекватных методов формирования у детей представлений о стране и обществе, высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста в последнем десятилетии рассматривались в работах  И.И. Валиева, А.В. Елисеева, В.И. Лутовинова и др., подтверждая то, что они остаются одними из важнейших вопросов современности.

В таких условиях проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одной из актуальнейших, так как она оказалась в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоев общества.

Изменение социально-экономической, политической ситуации в обществе потребовало обновить, привести в соответствие с актуальными задачами воспитания, требованиями жизни содержание патриотического воспитания старшеклассников, выбрать наиболее рациональные для данного содержания методы и средства воспитания.

Гуманизация современного образования, обращение к личностно- ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий потребовали перевода учителей и воспитателей на новый уровень взаимодействия с детьми, овладения педагогами новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями, специальной дополнительной подготовки педагогических кадров к работе по патриотическому воспитанию старшеклассников.

Таким образом, налицо существенное противоречие между педагогической необходимостью формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания школы и недостаточными педагогическими условиями.

Педагогическое решение этой проблемы в школьном коллективе, как показывает анализ передового опыта обучающих и воспитывающих систем, в первую очередь, лежит в педагогическом осмыслении социально-психологической и педагогической значимости процесса патриотического воспитания учащихся.

Между тем, педагогическая наука до настоящего времени не дает аргументированного ответа на многие вопросы, относящиеся к сущностным и критериальным характеристикам процесса формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания и механизмам его осуществления в условиях учебно-воспитательного процесса.

Недостаточно исследованными мне представляются организационно-педагогические основы формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания школы, в частности по предмету Основы безопасности жизнедеятельности, в чем я вижу основную и частную проблему моего проекта исследования.

С учётом этого была выбрана тема проекта: «Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания общеобразовательной школы».

Объект проекта: система патриотического воспитания общеобразовательной школы.

Предмет проекта: процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников в рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности.

Цель: теоретически и практически обосновать необходимость формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью были сформулированы следующие задачи проекта исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • Уточнить понятия «патриотическое воспитание», «российский патриотизм», «ценностные ориентации»;
  • Разработать критерии, показатели ценностных ориентаций старшеклассников;
  • Определить исходных уровень сформированности ценностных ориентаций старшеклассников школы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, учебный процесс, формирующий патриотические чувства школьника);

- эмпирические (изучение и обобщение передового педагогического
опыта по проблеме, наблюдение);

- математические методы обработки экспериментальных данных.

Теоретической основой исследования являлись:

  • общетеоретические направления в изучении патриотизма, патриотического долга, гражданской позиции, представленные в трудах А. Анфилова, Т.А. Беляева и др.;
  • аналитические материалы о духовно-нравственной культуре как результате процесса патриотического воспитания учащихся в ходе осуществления учебно-воспитательной работы, содержащейся в трудах В.Г. Ананьева, А.С. Макаренко и др.;
  •  концептуальные положения в изучении и воспитании патриотизма у
    учащихся в трудах В.И. Лутовинова и др.

При разработке практической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся мной изучались работы В.А. Сухомлинского и В.И. Лутовинова.

Базой исследования является МБОУ "Гимназия  № 10" г. Воронеж.

Этапы исследования:

На первом этапе (2020-2021гг) - поисковом - изучалось современное состояние проблемы, уточнены понятия «патриотическое воспитание», «российский патриотизм», «ценностные ориентации»; разработаны критерии, показатели ценностных ориентаций старшеклассников; определён исходный уровень сформированности ценностных ориентаций старшеклассников.

На втором этапе (2021-2022гг) - опытно-экспериментальном – планируется проведение опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания общеобразовательной школы в рамках учебного предмета  Основы безопасности жизнедеятельности; анализ результатов работы; формулировка выводов; разработка рекомендаций.

Понятие «патриотическое воспитание»

Любовь к Отечеству, к человечеству, к своей малой родине, где родился и провел свои первые годы жизни человек как объективное явление современной гуманистической культуры, отражается в нравственной культуре, в ее гражданском самоопределении. В социально-психологическом плане патриотизм интегрирует в себе социальные и индивидуальные качества человека, отражающие характер его гражданской позиции, проявившейся в процессе индивидуального участия в духовно-практической учебно-воспитательной деятельности. В социально-педагогическом плане воспитание патриота - это социальный процесс, протекающий под воздействием как объективных факторов влияния социальной среды (семья, коллектив, школа, общественные организации и др.), так и субъективных условий духовно- практической деятельности самого индивида. Все это ставит перед школой как особо государственно-общественным инструментом, с помощью которого патриотические чувства зарождаются в личности, большую и ответственную задачу по целенаправленному патриотическому воспитанию учащихся.

В связи с тем, что патриотическое воспитание школьника - динамический процесс и биосоциальная категория управления, необходимо специальное целевое подключение учебно-воспитательной системы к решению проблемы патриотического воспитания учащихся, что вполне обоснованно, так как это является функцией, главным образом, учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, преподавателю ОБЖ, руководителю ВПК, создавать в ходе учебной и внеклассной работы такие условия и комплексные формы, которые способствовали бы успешному патриотическому воспитанию старшеклассника и его гражданского самоопределения и самовыражения.

Методика патриотического воспитания предусматривает определение комплексных форм воспитания, которые интегрально воздействуя на формирование гражданского облика патриота.  Патриотизм в психологическом плане представляет собой интегра-тивную характеристику развития личности, созданную на основе мировоззрения, определяющего соответствующий уровень гражданского самоопределения и самоутверждения.

Выявлены комплексные формы патриотического воспитания, имеющие большое значение для формирования личностной гражданской позиции старшеклассника. Комплексные формы патриотического воспитания, интегрального воздействия на формирование идейно-нравственного облика школьной молодежи обеспечивают наиболее целесообразную координацию влияний различных факторов (учителя, детских объединений, семьи), единства их идеологических и педагогических позиций, связывая отдельные мероприятия в целостную систему, подчиненную единой цели и конкретным задачам.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском  обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах государства, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Критериями патриотической воспитанности человека являются:
- сформированность систематических знаний о своей малой родине, её истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории города и России в целом;
- стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины;
- активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанности гражданина.

Патриотическое воспитание является особенно важным для воспитания подрастающего поколения и молодых граждан, так как именно в детстве и подростковом возрасте закладывается основа ответственного выполнения гражданского долга перед сообществом.

Принципы организации патриотического воспитания.
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания выделяются:
- приоритетность исторического, культурного наследия России и родного края, духовных ценностей и традиций,
- гуманизм,
- научность,
- преемственность и непрерывность в развитии патриотического воспитания детей, подростков и молодежи. 

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа, любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства. Патриотизм способен приводить к таким негативным явлениям как шовинизм и ксенофобия

Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания в XVIII веке, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику .Представления о патриотизме связываются с любовью к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают . В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к Родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

На сегодняшний день, патриотизм признан основной национальной идеей. В 2012 г. на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12 сентября 2012 г. Президент РФ В. В. Путин обратился к идеологии патриотизма: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм».  

Необходимость формирования патриотизма провозглашается во многих нормативно-правовых актах, стратегических программах, проектах и публикациях, посвященных проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. С 2001 г. действовали 3 государственные программы патриотического воспитания. В 2016 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Данная программа включает в себя несколько разделов: научно-исследовательский, информационный, методический, а также разделы, ориентированные на усовершенствование направлений и форм работы в сфере патриотического воспитания, и пунктов по развитию волонтерского движения. Так же предполагается, что данная программа будет положена в основу закона о патриотическом воспитании.

С целью патриотического воспитания во многих субъектах Российской Федерации стали возрождаться традиционные военно-патриотические мероприятия, такие как «Зарница», «Орленок». В 2013 году была озвучена инициатива руководством страны и региональными руководителями о возрождении комплекса ГТО в России в современном формате. И с 1 сентября 2014 года в силу вступил Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)» . Данные меры, безусловно, заслуживают положительной оценки, ведь воспитание молодого поколения должно осуществляться на истории и других гуманитарных дисциплинах. Именно в подростковом возрасте формируются морально-нравственные качества и ценности. От того, насколько удачно сформированы взгляды подрастающего поколения зависит не только их будущее, но и будущего всей страны.

В заключение необходимо отметить, что эпоха глобализации и Европеизации медленно, но верно, толкает Россию к социально-культурной деградации, и как следствие отсутствием патриотизма, и полной пассивности граждан к будущему своей страны. В-первую очередь, это связано со сменой ценностных ориентиров в 90-е годы. Когда такие исторически устоявшиеся ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отечеством, безвозмездное служение свой стране, перестали быть основополагающими для российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порожденные либеральной идеологией.

Материальное благополучие стало доминировать над духовным богатством, особенно, это можно наблюдать в ценностных ориентирах молодого поколения, на смену коллективизму пришел индивидуализм, идея сопереживания уступила место эгоцентризму. Такие непоколебимые социальные ценности, как любовь, семья, воспитание детей, были вытеснены сексом, половыми девиациями, однополыми браками. Стало модно жить как потребитель, ведь все можно купить, — любовь, дружбу, Родину, — так зачем же тогда жертвовать собой на благо той самой Отчизны?! Идеи патриотизма, памяти предков, своей истории была променяна на обезличенное западничество.

Справедливо на этот счет высказался Солженицын А. И.: «Исторический Железный Занавес отлично защищал нашу страну ото всего хорошего, что есть на Западе: от гражданской нестесненности, уважения к личности, разнообразия личной деятельности, от всеобщего благосостояния, от благотворительных движений, — но тот Занавес не доходил до самого-самого низу, и туда подтекала навозная жижа распущенной опустившейся «поп-масс-культуры», вульгарнейших мод и издержек публичности, — и вот эти отбросы жадно впитывала наша обделенная молодежь: западная — дурит от сытости, а наша в нищете бездумно перехватывает их забавы.

И наше нынешнее телевидение услужливо разносит те нечистые потоки по всей стране. (Возражения против всего этого считаются у нас дремучим консерватизмом.) Но, поучительно заметить, как о сходном явлении звучат тревожные голоса в Израиле: «Ивритская культурная революция была совершена не для того, чтобы наша страна капитулировала перед американским культурным империализмом и его побочными продуктами», «западным интеллектуальным мусором»»» . Народ Российской Федерации должен сохранить свою самобытность, восстановить национальную идентичность, а государство должно всячески этому способствовать, в первую очередь путем внедрения массового «культивирования». Знать историю просто необходимо, хотя бы потому что-то история циклична, и ее изучение может способствовать предотвращению многих ошибок. Большую часть своего существования Россия провела в войнах, и пора бы запомнить, что сильная Россия никому не нужна. В подтверждение этому служит ситуация с воссоединением с Крымом, что повлекло жесткое неприятие и ненависть у геополитических оппонентов России со стороны Запада.

Целесообразно будет привести известное высказывание Александра III: «У России только два союзника: армия и флот». Хочется верить, что в скором времени, власть пересмотрит свою политику, и последуют перемены, и Россия вновь обретет статус самодостаточной и независимой державы, ведь игнорирование потребности населения властью не раз приводили к трагическим событиям. Без патриотических чувств ни одно государство не может существовать.

 

Патриотизм в России – тема в русских летописях

Конечно, любовь к родине – чувство постоянное, природное. Однако формы его проявления, разумеется, были разными. Обнаружить их можно сегодня только по летописным источникам. Однако  здесь есть сложность, так как летописная традиция на Руси закрепилась лишь с 12 века; выходит, что и рассматривать тему патриотизма научно можно только от этой временной точки. Впрочем, здесь скрывается и еще одна трудность. Как правило, летописи не писались современниками, т.е. очевидцами тех реальных событий. Их «жанр» — скорее «мемуарный», передающий воспоминания, поэтому искать в них действительные чувства и представления участников того времени тоже ошибочно. Но, тем не менее, со скидкой на эти «погрешности» попробуем разобраться.

Одна из первых очевидных летописных реликвий по нашей теме – это «Повесть временных лет». Хотя специалисты могут назвать до 15 литературных источников домонгольского периода  Древней Руси, где тема защиты Родины, объединения для неё становятся основными. Продвижение темы защиты и любви к родине подкрепляется в тексте авторитетом Писания (вся древнерусские князья – братья, как минимум Рюриковичи, междоусобная война меж которыми – грех). Однако, что в летописях понимается под Русской землей? На тот момент — это очень небольшая география, в основном земли нынешней Украины (еще без Новгорода, Суздаля, Смоленска и т.д.).

Из этих литературных памятников также становится понятно, что под родиной понимается еще что-то. Нечто более широкое, хотя и не до конца оформленное. А именно – Русская земля в значении некоторой общности религиозной и этноконфессиональной (т.е., все земли православные). Пометим – любовь и защита Русской земли, еще не являющейся государством («несоответствие» современному значению)

Еще один «атрибут» русского патриотизма Древней Руси – его безымянность. В летописях мы не найдем ни такого слова, ни какого-нибудь соответствующего ему аналога-понятия. Вывод. При отсутствии «термина» исключается и рефлексия о нем, то есть особых и отдельных размышлений на тему русского патриотизма мы тоже не видим.
Заметим, правда, что пафос объединения для защиты – это, конечно, в первую очередь идеал самого автора летописи, цель, к которой он призывал князей и народ, в действительности же, междоусобица меж ними продолжалась и продолжалась.

Патриотизм и православие – что мешало?

Христианство, являющее основным определяющим поведение, образ жизни и мировоззрение русского человека на то момент, никак «не способствовало» оформлению и закреплению патриотического чувства. Известная триада «За веру, царя и Отечество» при всей её последующей исторической логичности и очевидности не только не была озвучена в то время, но и никак не могла бы появиться. Дело в том, что православная Русь, как правоприемница христианского Рима, продолжала его традиции отсутствия «национального самосознания». Вера учила людей думать о неземном царстве Бога больше, чем о своем земном существовании; поэтому все вопросы, связанные с бренным, естественно, отходили в сторону в сознании большинства верующих. Это относилось и к патриотическому чувству, когда любовь к своей родине могла даже вступать в противоречие с церковным учением. Поскольку христианство изначально мыслилось как идея мирового царства для всех, без выборочной «этнологии».

Казалось бы, где выход?

Однако христианство, несмотря на свои «канонические» преграды для патриотических проявлений, все же помогло этому чувству утвердиться на Руси. И, опять-таки, с помощью своего учения.

В средние века на Руси начинает проявляться «местный патриотизм» (локальный или географический). А возникает он на догмате православия о любви к ближнему, где человек считается праведным, если «положит жизнь» свою за ближнего своего.
Впервые такая мысль обнаруживается в летописи «Жития князя Михаила Тверского», когда герой идет на встречу с врагом, воодушевленный христианской нормой защиты ближнего. Причем, как пишет автор, князь выдвигается на бой не ради одного конкретного человека, а ради всего народа своего города.

Так православная жертвенность сочетается с идеей защиты отчизны.
Интересно, что в этой летописи впервые находится «синоним» нынешнего слову «патриот», а именно жертвенно погибшего за души многих горожан тверского князя Михаила летописец называет «отечестволюбец».

Это слово было автором сконструировано, в жизни не употреблялось и не прижилось.

Пометим – в качестве отечества тогда понималась лишь местная локализация, центром притяжения которой был, разумеется, местный христианский храм.

Так,

- В Твери – это Спас

- Во Пскове – это Св.Троица

- В Новгороде – Св.София.

Такой феномен местного религиозного патриотизма просуществовал на Руси в 14-15 вв.

Единое государство – перенастройка патриотических чувств

В середине 15 века при правлении Ивана III русский патриотизм начинает преодолевать «местные локальные» чувства и оформляться в общерусское явление. Связано это с образованием государства, правда, государства еще особого вида. Первое государство, как понятие, обозначало лишь власть единого правителя и не имело отношения ни к территории, ни к населению, ни к границам этого государства. Подобное выделение его «юрисдикции» начинает происходить лишь при Иване Грозном.
Тогда же начинает формироваться и общество, представителей которого исторические писатели станут называть «доброхотящими русской земли», т.е. людьми, хотящими добра своей земле, или патриотами в нашем понимании. Таким образом, движение понятия государства, а вместе с ним и любви к нему проходит от «Мое» (при Иване III) —  до «Наше» (17 век).

Пометим — уже в 16 веке Русская земля представляет собой государство, центром притяжения которого становится не просто географическая территория (земля), а государство на ней. И патриотами будут считаться люди, желающие ему добра, даже если в тот момент на троне нет царя. То есть чувство патриотизма относится не к лично властителю, как раньше. Пример – Смута, когда народ борется за государство, а царя на троне нет. Идея «общего блага» родины формирует государственный патриотизм в России.

Кого мы назовем первым патриотом страны?

Объединение понятий «государство» и «родина» идеей общего блага находит свое выражение уже в письмах царя Алексея Михайловича, а позже полностью «отшлифовывается» в речах Петра I.

В его же время и появляется сам термин – «патриот». Интересно, что появление этого слова можно действительно и точно отследить. Оно возникает в петровском трактате-рассуждении «О причинах Свейской войны». И озвучил его слуга Петров – Петр Шафиров, написав это сочинение в 1716 году в ответ на «европейские» обвинения самодержца в несправедливостях.

В данном тексте и после него «патриот» употребляется в значении «сын отечества», т.е. может относиться к любому человеку, проживающему на русской земле. Поэтому зачастую к данному слову требовалось уточняющее прилагательное – верный, честный и т.д., чтобы подчеркнуть уже необходимую смысловую нагрузку защитника.
Конечно же, в таком значении – человека сражающегося за свое государство, за род свой и за отечество – первым патриотом был сам император Петр. Который, к слову, вместе с титулом императора получил и титул «Отца Отечества».

Таким образом, мы получаем «патриотическую схему» государства, где во главе стоит самодержец (Отец Отечества), а ниже его защитники (сыны Отечества), а также и соответствующие «нормативы» истинного и ложного патриотизма.

К 18 веку слово патриотизм начинает «обрастать» своим «словарем определений и дополнений». Так, появляются сочетания «патриотические чувства», патриотическое «усердие», «пример» и т.д. Начинает формироваться и «русская идея».
На смену конструктам — отечестволюбец, доброхот» и т.д. в язык входит слово патриот и остается в нем. Понятие патриотизма сформировано, о нем появляются специальные рассуждения, рефлексия, а с конца 18 века термин демократизуется, входит в литературу и в жизнь простого русского человека.

Текст подготовлен по материалам курса д-ра истор. наук — М.Крома.

 

Понятие «ценностные ориентации».

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни. Профессиональные ценности – это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости.

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

З.И. Файнбург отмечает "чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности... сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре".

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности.

Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.    

Место и роль преподавателя-организатора ОБЖ в процессе формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания. 

В работе педагога-организатора патриотическое воспитание детей и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности, что обусловливает разработку рациональных и эффективных форм и методов патриотического воспитания.

Рассмотрим функциональные обязанности преподавателя ОБЖ в области военно-патриотического воспитания:

· Совместно с организатором внеклассной воспитательной работы участвует в планировании мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся, оказывает методическую и практическую помощь классным руководителям в подготовке молодёжи к защите государства;

· Осуществляет преподавание основ безопасности жизнедеятельности в учебное время и проводит факультативные занятия во внеурочное время, создаёт необходимую материальную базу;

· Обеспечивает межпредметные связи ОБЖ с общеобразовательными дисциплинами;

· Организует работу военно-технических кружков (Юный стрелок);

· Руководит подготовкой проведением военно-спортивных праздников, смотров строя и песни, военно-спортивных игр «Орлёнок» и «Зарница», привлекает для организации этой работы старшеклассников, учителей, родителей, воинов запаса;

· Совместно с учителеми физической культуры организует подготовку учащихся к сдаче норм ГТО;

· Поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, районным штабом ГО, воинскими частями и подразделениями, военной кафедрой;

· Возглавляет профориентационную работу по военным специальностям, стимулирует развитие склонностей у старшеклассников к военной службе, организует помощь юношам в подготовке их к поступлению в  военные учебные заведения;

· Использует помощь воинских частей, общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания учащихся.

Исключительно большую роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников играет личный пример преподавателя ОБЖ как офицера и военного специалиста. Его увлечённость военной профессией, глубокие знания своего предмета, хорошо поставленное преподавание основ безопасности жизнедеятельности, личная организованность, подтянутость, внутренняя собранность, воинская вежливость и высокая требовательность к себе и учащимся – это всё воспитывает у старшеклассников стремление быть похожими на своего учителя.

 

Школьный Музей боевой славы как средство воспитания патриотизма у старшеклассников.

Серьезная претензия к нынешнему поколению – практически полное отсутствие уважения и любви к своей стране. Раньше военно-патриотическим воспитанием молодежи занимались пионерская и комсомольская организация, но в последние десятилетия эти традиции  были практически забыты.

Сегодня о патриотизме и военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения говорят все чаще, а любовь к Родине становится мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании. В отечественном искусстве, в том числе, в кинематографе, наблюдается повышенный интерес к отечественной истории, к национальным героям. Пример жизни лучших людей нашей Родины развивает в подростках и молодежи представление об идеальных образах людей, на которых они хотели бы быть похожими. Так средствами искусства формируется устойчивая система нравственных идеалов и принципов, которые становятся постоянно действующим нравственным побудителем, определяющим все последующее поведение человека.

Сегодня современному обществу, как никогда, нужны патриоты - интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей. 

Огромную роль в военно-патриотическом воспитании сегодняшней молодежи без сомнения играют преподавание учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности, а также работа школьного Музея боевой славы. 

Воспитательное значение Музея боевой славы огромно, но оно  заключается не только в стимулировании познавательной активности старшеклассников; в развитии их самостоятельности и ответственности; в формировании умения преодолевать трудности. В процессе коллективной работы в  школьном Музее формируются нравственные ценности, в том числе, и любовь к Родине.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм – это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Это и любовь к родителям, к друзьям, к родным местам, к своей школе.

Самостоятельно работая над материалами в школьном Музее боевой славы, на встречах с ветеранами и героями войны, в работе военно-патриотических кружков, старшеклассники учатся извлекать и отбирать  факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения школьников не только живым и увлекательным, но и воспитывает  чувство патриотизма. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.

Таким образом, роль школьного Музея боевой славы в воспитании патриотизма не стоит недооценивать. У любого, даже самого маленького Музея, имеется огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного юношества чувство патриотизма, гражданственности, формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народа, к человеческой личности. Участвуя в работе Музея, наши дети учатся любви – любви к своей семье, друзьям, школе, стране. И, как справедливо написал в своей статье десятиклассник Семен Б.: «Родина не вокруг тебя, она - внутри нас, в нашем сердце, памяти и душе. У нее героическое прошлое и, по истине, великое будущее». Если наше подрастающее поколение будет это осознавать, значит, оно больше не будет потерянным поколением.

Сохранение памяти о боевых традициях страны, воспитание у молодёжи чувства патриотизма, гражданского самосознания и готовности к защите Родины - одной из главных задач современного общества.   Важнейшим звеном, выполняющим эту задачу являются на мой взгляд школьные музеи боевой славы. Музей является центром военно-патриотического воспитания учащихся школы.

За последние годы музей посетили около 800 учащихся. Проведено свыше 39 экскурсий. Учащиеся 5-х классов принимают эстафету поисковой работы от выпускников. На базе музея проводятся месячники, посвящённые Дню защитника Отечества. Встречи с ветеранами ВОВ, воинами, служившими в Афганистане, проводятся конкурсы сочинений.  Школьный музей работает в тесном контакте с общественными организациями "Ветеранов воинов – Афганистана», областном советом ветеранов ВОВ, с Областным краеведческим музеем.   В результате этих совместных действий музей является гордостью нашей школы.  За поисковую работу и военно–патриотическое воспитание учащихся музей награждён дипломами, грамотой, заняли первое место в городском конкурсе Музеев Боевой славы.

Музей продолжает работу по сбору материала и его оформлению. Поддерживаются связи с районным  военкоматом, воинскими частями, в школе ежегодно проходят смотры строя и песни, приуроченные ко Дню Защитников  Отечества, военно-спортивные игры "Орлёнок", «Зарница», соревнования по стрельбе, применение средств индивидуальной защиты, в которых принимают участие не только ученики школы, но и преподаватели и даже родители.

Для проведения массовых мероприятий к памятным датам регулярно организовываются уроки мужества, встречи у музейных витрин, круглые столы.

Герои не умирают, они продолжают жить рядом с нами в витринах музея боевой славы. И чтобы воспитывать достойных граждан страны, нам нужно рассказывать детям о наших дедах-прадедах, о том, как погибали они на фронте за свободу Родины и не считали себя героями, а просто выполняли свой гражданский долг.

И потому так важно для нас собирать материалы, документы, фотографии, чтобы запечатлеть в веках подвиги тех, кто ценой своей жизни спасал Родину.

Только на примерах истории, на рассказах очевидцев можно воспитать настоящих патриотов. Наши ветераны – пожилые люди, но они находят в себе силы приходить на встречи и делиться своими воспоминаниями с детьми. Ведь знания и чувства не передаются генетически, их нужно формировать в каждом поколении. Ведь от того, что и как узнает подросток о стране, во многом зависит, как он в дальнейшем распорядится своей судьбой.

В заключении хотелось бы сказать, что в настоящее время лучшие умы определяют и формулируют национальную идею. Для нас, работников образования, она ясна. Дети – вот национальная идея! Им надо дать образование. Привить любовь к Родине. И будущее государства – в надёжных руках.

Критерии и показатели ценностных ориентаций старшеклассников.

Одним из важных направлений является определение, обоснование и применение на практике критериев и показателей патриотического воспитания. Их разработка и практическое использование необходимы:

- во-первых, для изучения, анализа и оценки реального состояния работы по патриотическому воспитанию;

- во-вторых, для дальнейшего развития научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

- в-третьих, для определения и обоснования действенных направлений, форм, методов, средств, технологий, реализация которых способствовала бы повышению эффективности и достижению более высоких результатов деятельности по патриотическому воспитанию школьников.

Проблема критериев является не только и не столько теоретической, сколько практической, поскольку без нее невозможно правильно ориентироваться в процессе выполнения задач по патриотическому воспитанию и особенно в оценке его конкретных результатов.

При разработке критериев и показателей ценностных ориентаций за основу мною взята система критериев и показателей, разработанная В.И. Лутовиновым.

Критерии оценки по патриотическому воспитанию автор разделил на 2 группы.

К первой группе относятся критерии, отражающие процесс работы по патриотическому воспитанию, деятельность, направленную на формирование и развитие патриотизма у школьников. Они характеризуются конкретными параметрами, соответствующими конечным результатам.

Во вторую группу входят критерии, оценивающие важнейшие стороны, свойства, качества той или иной конкретной личности, социальной группы, категории граждан, являющиеся результатом работы по развитию у них патриотического сознания, готовности и способности достойного служения Отечеству.

Основными критериями второй группы являются:

– когнитивный (познавательный), определяющий уровень развития патриотически ориентированных знаний, представлений, являющихся основой понимания патриотизма и целостного самоопределения личности, группы в качестве субъекта социально значимой деятельности, осуществляемой на благо Отечества;

– мировоззренческо-ценностный, характеризующий степень сформированности системы взглядов, убеждений, принципов, основанных на осознании важнейших проблем, ценностей, приоритетов, интересов общества и государства, позволяющих уяснить роль, место и значение личности, группы в развитии патриотизма, в усилении его позитивного воздействия на все стороны жизни и деятельности;

– мотивационно-потребностный, характеризующий уровень патриотической направленности личности, группы, их ориентации, цели, установки, определяемые духовно-нравственными и социально значимыми потребностями и интересами, высшими побуждениями и устремлениями, другими компонентами, формирующими целеполагание субъекта в качестве гражданина – патриота Отечества;

– деятельностно-поведенческий, определяющий готовность личности (группы) к полноценной самореализации в качестве гражданина – патриота Отечества в одной или нескольких сферах социально значимой деятельности, конкретные результаты, достигнутые в процессе ее осуществления (в целом, в определенный период времени и др.), основные качества, проявляемые на поведенческом уровне.

На основе данных критериев, я для своего проекта исследовательской работы выделил следующие критерии и показатели:

Критерий

Показатели

Мировоззренческо-ценностный

Степень сформированности системы взглядов, убеждений, принципов, основанных на осознании важнейших проблем, ценностей, приоритетов, интересов общества и государства, позволяющих уяснить роль, место и значение личности в развитии патриотизма.

 Выявлены основные критерии, определяющие уровень сформированности облика личности патриота-старшеклассника. Такими критериями являются:

  • общественная направленность личности, проявляющаяся в сохранности нравственных ценностей, мотивов ее участия в коллективной деятельности, в высокой социальной активности и стремлении своими действиями служить Родине;
  • ответственность личности за свои действия и поступки.

 

Критерии и уровни сформированности  патриотизма как качества личности старшеклассника

В «Концепции патриотического воспитания» патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. На уровне личностных качеств патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность,  общественно значимые поведение и деятельность.

Объективным показателем патриотизма является «моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине». Формирование этической культуры (у подростков) и моральная направленность (у взрослых), конечно, могут быть показателем патриотизма. «Нравственность никогда не стоит особняком, но всегда находится в неразрывном сплетении с тканью многостороннего бытия человека в обществе. Она всегда соотносится с чем-то еще, соотносится особым, присущим только ей образом …».

Следует отметить, что  с одной стороны, умение различать добро и зло, действовать в защиту кого-то или чего-то, уважение к другим и т.д.  (т.е. категории, отражающие нравственные начала личности) - могут стать  основой становления патриотизма. С другой стороны – патриотизм может быть тем интегративным полем, где проявляется нравственная культура личности. Эта взаимосвязь естественна, поскольку процесс нравственного воспитания человека предполагает усвоение нравственных норм как ценностей общего жития, готовности сохранять и оберегать все то, что дорого человеку, в том числе - Родину.

О формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных учащимися знаний в области патриотизма; степени самостоятельности патриотических суждений; качеству мировоззренческой убежденности, проявляющейся в делах и поступках школьника. Содержание знаний (знание боевой и трудовой славы народа) и вводит в качестве показателей участие в общественно-полезном труде, самовоспитание и т.д.

Обобщая перечисленные суждения,  заключаю, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых критерия: 

· когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценно),

· эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны), 

· деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира и т.д).

Эти критерии (когнитивный, эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота – знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностных ориентаций, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.

Перечисленные выше критерии могут проявляться на разных уровнях и в различных сочетаниях. Уровней воспитанности по каждому качеству можно представить как минимум два и как максимум - неограниченное количество. Я полагаю возможным выделить три уровня (высокий, средний и низкий) сформированности  патриотизма старшеклассника: 

· высокий уровень – учащийся имеет глубокие знания содержания таких базисных понятий и категорий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», положительное отношение к этим понятия, убеждение в их значимости, готовность и способность отстаивать общественно и личностно значимые идеалы. Данные знания и чувства проявляются в самостоятельности  суждений, умении отстаивать свои позиции. Высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотический направленности, в конкурсах, олимпиадах за честь школы и т.д.;

· средний уровень – учащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной», однако данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях. При понимании необходимости и полезности деятельности общественной направленности, участие в этой деятельности носит ситуативный характер,  нуждается в стимулировании со стороны;

· низкий уровень – знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной» весьма поверхностны, наблюдается негативное отношение к этим знаниям. Наблюдается пассивное потребительское отношение к общественному достоянию, проявляется стремление всячески уклониться от патриотически-направленной деятельности, беспринципность, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию.

 

Анкетирование старшеклассников.

Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос, предложено несколько альтернативных вариантов ответов.

Данная анкета может быть рекомендована к использованию  в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности ценностных ориентаций гражданина-патриота. На основании  полученных результатов  могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводиться социально – психологической службой школы  (педагог – психолог, социальный педагог).

Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа  (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.

Цель анкетирования:

-          определить содержательную сторону  направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;

-          определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;

-          определить градацию личностных качеств,  входящих в понятие «патриот».

 

Анкета «Патриот»

Ф. И. ___________Возраст__________Пол_____________

 

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте,  пожалуйста, на вопросы или оцените следующие предложенные вопросы и задания.

      I. Считаете ли вы себя патриотом?

  1. ДА
  2. НЕТ
  3. ЧАСТИЧНО
  4. НЕ ЗНАЮ

II. Кто на Ваш взгляд в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств:

1. школа            3. окружающие люди, друзья       5. органы власти

2. родители       4. СМИ                                            6. другое

III. Как Вы для себя определяете понятие «патриотизм»?

III.1. По каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

1.      национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;

2.      непримиримость к представителям других наций и народов;

3.      интернационализм, готовность  к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;

4.      бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благо или спасения.

5.      любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

6.      стремление трудится для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;

7.      Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;

8.      Патриотизм это лишь романтический образ, литературная выдумка.

9.      Другое.

III. 2.   Если Вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина Вашего непонимания?

  1. нет желания;
  2. нет возможности;
  3. считаю это не актуальным.

IV. Перед вами список индивидуально – психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

1.      Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот.(нужное подчеркните)

2.      Определите по 10 бальной шкале, на сколько эти качества и ценности сформированы у Вас.

- активная деятельная жизнь

- жизненная мудрость

- здоровье(физическое и психическое)

- интересная работа

- красота природы и искусства

- любовь (духовная и физическая)

- материальное обеспечение жизни

- наличие хороших и верных друзей

- общественное признание

- познание (образование, кругозор)

- продуктивная жизнь

- развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)

- развлечения

- свобода(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

- счастливая семейная жизнь

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечество в целом)

- творчество (возможность творческой деятельности)

- уверенность в себе (внутренняя гармония)

  свобода от внутренних противоречий)

- аккуратность (чистоплотность)

- воспитанность (хорошие манеры)

- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

- жизнерадостность

- исполнительность

- независимость

- непримиримость к недостатком в себе и других

- образованность

- ответственность (чувство долго, умение держать слово)

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

-широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

- честность (правдивость, искренность)

-эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

- чуткость (заботливость)

 V.Отметьте что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1.      умение ценить настоящую дружбу;

2.      готовность помочь другу в трудную минуту;

3.      взаимопонимание;

4.      честность, порядочность, принципиальность;

5.      приятная внешность;

6.      хорошие манеры;

7.      умение модно одеваться;

8.      сила воли;

9.      смелость;

10.  решительность;

11.  интерес, знание литературы, искусство, музыка

12.  интерес к политике;

13.  наличие фирменных вещей, дисков и т.п.

14.  наличие денег на всякие расходы;

15.  способности.

VI. Из предложенных вариантов ответов, выберите тот, который   в наибольшей степени выражает Вашу точку зрения:

  1. Я люблю, когда другие люди меня ценят;
  2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
  3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VII. Закончите предложения.

1. Каждый из нас верит...

2. Каждый  из нас имеет…

3. Каждый из нас готов…

4. Подвиги героев заставили нас задуматься…

  1. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
  2. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
  3. Быть достойным гражданином своей страны значит быть…

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТЫ «ПАТРИОТ».

I. На вопрос "Считаете ли Вы себя патриотом?" были получены следующие ответы:

1. Да - 7 (53,8%)

2. Нет - 1 (7,6%)

3. Частично - 3 (23,2%)

4. Не знаю-2 (15,4%)

Таким образом, больше половины относят себя к патриотам. Сомневаются или частично относят 23%. Три человека не смогли определиться, или не относят себя к патриотам.

II. На вопрос "Кто на Ваш взгляд в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств" были получены следующие результаты:

Школа - 8

Родители – 7

Окружающие люди - 5

СМИ-6

Органы власти - О

Другое - молодежная организация РСМ

не ответил - 1

Подводя итоги, можно сказать, что наибольшее влияние оказывают школа и родители, меньшее влияние - СМИ, окружающие люди. Особое положение занимают молодежные организации, так как необходимо процентное соотношение между представителями организаций и молодежью, не посещающей их. Параметр "органы власти" не прозвучал в ответах детей, что также может быть значим при оценке влияния представителей власти на формирование мировоззрение молодежи.

III. На вопрос "Как Вы для себя определяете понятие патриотизма" дети при ответе выделили следующие категории:

- Любить и дорожить (уважать) своей Родиной, страной - 10

- Любить народ - 2, природу -2, город -2 (итого - 6)

- Чувство долга перед Родиной, самопожертвование ради нее, должны любить и ценить-4.

Вера и преданность - 2.

Рассматривая вопрос в совокупности с вопросами самоопределения понятия "патриотизм" и "по каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя патриотизм" можно увидеть, что те, кто определил патриотизм через долженствование, самопожертвование, понятие веры на первый вопрос отвечали, как правило, не знаю, частично. Не смог определиться с ответом человек, отрицающий свое патриотическое чувство. РS: На следующий вопрос патриотизм им будет определен как не актуальное, не современное для молодежи чувство. Поэтому, можно отметить, что учителю необходимо достаточно осторожно оперировать понятиями, больше опираться на естественные проявления чувств, на близкие учащимся компоненты проявления патриотизма, чаще опираться на жизненный материал самих учеников.

IV. На вопрос, "По каким признакам определяется понятие патриотизма", мы получили следующее распределение:

1. национальное самосознание, гордость, за принадлежность к своей нации, народу -8

2. непримиримость к представителям других наций и народов -О

3. интернационализм, готовность к сотрудничеству... -1

4. бескорыстная любовь к своей Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения -8

5. любовь к родному дому, городу... -10 

6. стремление трудиться для процветания Родины... -6

7. не актуально для современной молодежи -1

8. патриотизм как романтический бред, литературная выдумка -О

Таким образом, наибольшее значение придается таким составляющим, как: любовь к родному дому, национальному самосознанию, бескорыстной любви и самопожертвованию. И, если первое и второе составляющие достаточно адекватны, то последнее с психологической точки зрения можно отнести к возрастной инфантильности, демонстративности, юношескому максимализму. Стремление трудиться на благо своей Родине можно расценивать и как адекватное понимание повседневного патриотизма, и как инфантилизм, в зависимости от того, что вкладывалось в данную фразу респондентом.

V. На вопрос о том, какие качества должны присутствовать у патриота, и, просьбу определить насколько эти качества развиты у самого респондента были получены следующие результаты:

1. Наибольшую значимость респонденты придают уверенности в себе - 11 человек. Уровень развития качества в среднем -8,2; медиана проходит по 9 баллам (то есть половина респондентов дала более высокую оценку -10, половина оценила его развитие менее чем 9).

2. Вторую по значимости строчку заняли воля и честность, отмеченные 10 респондентами в каждом случае. Развитие воли в среднем определяют на 8,4, медиана - 9; честность - 8,5, медиана - 9.

3. Третью строчку занимают активная жизненная позиция, умение осуществлять самоконтроль (составляющая воли), смелость (также составляющая воли), чуткость. Волевые качества, как и раннее, получили высокую оценку; активная жизненная позиция - 9 респондентов, ее развитие было в среднем оценено в 7,8, медиана проходит по 8 баллам. Можно предположить некоторую неудовлетворенность своей активностью на фоне раннее описанных факторов, по которым достаточно высокая самооценка. Чуткость - 9 респондентов, средняя - 8,3; медиана -10 (очень высокие показатели).

4. Больше половины респондентов также отмечали такие качества как здоровье, любовь, наличие друзей (эмоциональная поддержка?, опора?, совесть?), стремление к познанию (образованность), свободу, счастливую семейную жизнь, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность (?), независимость (так исполнительность или независимость?),  ответственность, терпимость. Некоторая противоречивость полученных данных может служить хорошей основой для глубоких бесед о патриотизме с учащимися и представляет, пожалуй, наиболее интересный результат данной анкеты.

5. В характеристику патриотизма не вошли, или получили единичную оценку -материальная обеспеченность, общественное признание, продуктивная жизнь, развлечение, аккуратность, высокие жизненные запросы, непримиримость к другим. Анализ этого материала также может стать хорошей темой для классного часа.

Общий вывод. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств.

На уроках ОБЖ можно проводить анкетирование по анкетам «Отношение к защите Отечества». Примерные анкеты приведены ниже.

АНКЕТЫ "ОБ ОТНОШЕНИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА".

АНКЕТА №1 

Отношение молодежи к защите Отечества. 

Ваш возраст (лет)

до 14

14-18

 

учусь в школе

учусь в ПУ, колледже, техникуме и тд.

учусь в институте

не учусь

Я считаю себя в больше степени патриотом, чем многие мои сверстники

да

нет

Выделите, какой вид службы в Вооруженных Силах России Вы предпочитаете? 

Служба по призыву

Альтернативная гражданская служба

Служба по контракту

Предпочитаю не служить

Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените предложенные ответы по 10-ти бальной системе, где 10 – максимальное число.

Какие признаки или высказывания и на сколько баллов Вы считаете, присущи патриотизму? 

  1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу

 

  1. Непримиримость к представителям других наций и народов

 

  1. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций в интересах своей Родины – России

 

  1. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради блага ее и спасения

 

  1. Патриотизм – удел ограниченных людей?

 

  1. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни

 

  1. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире

 

  1. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка?

 

  1. Патриотизм – политический инструмент, манипулирование личностью и обществом в интересах правящей элиты государства?

 

  1. Другое:

 

Принимая какие-либо серьезные или важные в моей жизни решения, я часто руководствуюсь понятиями о патриотизме:  

  

Почему Вы участвуете в программах патриотического воспитания? 

  

  1. Потому что интересно общаться со сверстниками

 

  1. Потому что волнует будущее страны

 

  1. Потому что больше нечем заняться

 

На сколько баллов Ваш общественная работа и досуг связаны с вопросами патриотизма? 

  

На сколько баллов можно оценить Вашу готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов Родины? 

  

Я считаю, что служба в Армии России… 

  

  1. Необходима молодым людям для улучшения физической формы

  

  1. Необходима молодым людям для становления личности

  

  1. Нужна Родине

  

  1. Не нужна ни кому

  

Я живу в России, а не еду жить за рубеж потому, что … 

  

  1. Я люблю свою Родину

  

  1. Экономически не выгодно

  

  1. Не люблю перемены

  

  1. Время не пришло

  

 

АНКЕТА № 2 

1.      Какие фильмы о войне вы знаете? 

2.      Хотелось бы вам стать похожим на героев этих фильмов? 

3.      Каким качествам этих героев вы завидуете? И хотите воспитать их в себе? 

-          отвага

-          ловкость

-          умение стрелять

-          физическая подготовка

-          жестокость

-          твердость

-          достижение поставленных целей

-          умение сопереживать ближнему

-          умение идти напролом

-          чувство долга

-          верность присяге

-          любовь к Родине

4.      Что вы предпринимаете, чтобы воспитать в себе эти качества? 

5.      Считаете ли вы, что армия делает из юношей настоящих мужчин? 

6.      Каким войском вы отдаете предпочтение 

-          военно-морские

-          воздушно-десантные

-          другие

7.      Что конкретно вам нравится в этом роде войск? 

-          красивая одежда

-          высокий уровень боеспособности

-          обеспечение техникой (оснащение)

-          возможность похвалиться перед друзьями

-          возможность приобрести необходимые навыки

-          другое

8.      Считаете ли вы обязательной воинскую службу для защиты рубежей Родины?  

9.      Какой службе вы отдаете предпочтение? 

-          по призыву

-          альтернативной

-          контрактной

10.   Хотели бы вы пойти служить в армию? 

11.   Каковы причины отказа от службы в армии? 

12.   Что могло бы поднять престиж воинской службы в ваших глазах? 

 

АНКЕТА №3 

1.      Изменилось ли у Вас отношение к армейской службе после сегодняшнего урока?

2.      Считаете ли Вы, что годы, проведенные в армии – потерянное время?

3.      При каких условиях армейской службы, была бы для Вас привлекательной?

4.     Постараетесь ли Вы использовать время на армейской службе с пользой для себя?

5.      Считаете ли Вы, что настоящим мужчиной юношу делает армия?

6.      Может ли страна существовать без сильной, боеспособной армии?

7.      Что, по Вашему мнению, должно сделать государство, чтобы привлечь юноше на военную службу?

8.       Пойдете ли Вы служить в армию?

9.      Страшит ли Вас дедовщина?

10.   Расскажите ли Вы своим детям, что вам удалось "откосить" от армии?

Викторина 

Знаешь ли ты законы РФ 

«О воинской обязанности и военной службе» 

«О статусе военнослужащих» 

1.    Постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется: 

а) с 1 января по 31 марта;

б) с 1 апреля по 30 июня;

в) с 1 октября по 31 декабря.

2.    Воинский учет граждан осуществляется: 

а) командованием воинской части;

б) на сборном пункте;

в) военным комиссариатом.

3.  В течение какого срока гражданин обязан сообщить в военный комиссариат об изменениях в семейном положении, образовании, месте работы и т.д: 

а) одной недели;

б) двух недель;

в) трех недель.

4.  Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте: 

а) от 18 до 25 лет;

б) от 18 до 27 лет;

в) от 18 до 30 лет.

5. Гражданин окончил сельскохозяйственную академию и работает учителем биологии в сельской школе. Он: 

а) освобождается от призыва на военную службу;

б) получит отсрочку от призыва;

в) будет призван на военную службу.

6. Гражданин, имеющий двух детей: 

а) получит отсрочку от призыва;

б) освобождается от призыва;

в) не подлежит призыву.

7. Для военнослужащих, имеющих высшее образование, срок службы по призыву составит: 

а) 12 месяцев;

б) 18 месяцев;

в) 24 месяца.

8. Кто принимает военную присягу: 

а) гражданин, призванный на военную службу;

б) гражданин, заключивший контракт на военную службу;

в) военнослужащий, впервые поступивший на военную службу.

9. Военнослужащий не принявший военную присягу, не может: 

а) назначаться во внутренний наряд;

б) привлекаться к несению караульной службы;

в) привлекаться к работе по обслуживанию боевой техники и вооружения.

10. Военнослужащие в свободное время имеют право: 

а) обсуждать и критиковать приказы командира;

б) участвовать в забастовках;

в) участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, проводимых вне территории воинской части.

11. Право военнослужащих на свободу совести и вероисповедания предусматривает: 

а) участие в богослужениях и религиозных церемониях;

б) отказ от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии;

в) создание религиозных объединений в воинских частях;

12.  Как исчисляется трудовой стаж для военнослужащих, проходящих службу по призыву: 

а) один день службы за один день работы;

б) один день службы за два дня работы;

в) один день службы за три дня работы.

13. Уволенные с военной службы пользуются: 

а) преимущественным правом при поступлении в государственные образовательные учреждения;

б) правом на поступление в учебные заведения вне конкурса;

в) правом на поступление в учебные заведения без сдачи вступительных экзаменов.

14. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут ответственность: 

а) административную;

б) материальную;

в) дисциплинарную.

Ответы: 

1-а       8-а

2-б       9-б                                         12-14 - правильных ответов «отлично»

3-б       10-в                                       10-12 - «хорошо»

4-б        11-а                                       8-9 - «удовлетворительно»

5-а        12-б

6-а       13-а

7-а       14-в

Ожидаемый результат.

В процессе работы над проектом исследовательской работы я пришёл к выводу, что процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников имеет огромное значение и занимает не маловажное место в системе патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Необходимо применять эффективные формы и методы обучения и воспитания учащихся, как на уроках Основы безопасности жизнедеятельности, так и на уроках по другим предметам. Развивать у учащихся ценностные ориентации и личные качества человека-гражданина-патриота. Чтобы каждый старшеклассник и гражданин своей страны имел высокий уровень сформированности ценностных ориентаций по следующим критериям:

·         активная жизненная позиция;  

·         нравственное поведение,  

·         поступки (например забота о близких, друзьях, ветеранах);  

·         гражданственность;  

·         чувство собственной ответственности, сопричастности делам государства;  

·         взгляды, рассуждения, мировоззрение;  

·         желание юношей служить в армии и поступать в военные училища;  

·         гордость за деяния предков;  

·         интерес к общественной жизни; 

·         знание своих корней.

 

Используемая литература:

1. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006. . –№ 2.

2. Солдатенков А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников// Советская педагогика. – 1974. - № 10. – С. 46-52/50. 

3. Суходолова Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 1975. – 27 с.

4. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб.заведений.—М.:Издательский центр «Академия», 2002.—272 с. 

5. Ковылева М.В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию /. Ростов н/Д : Феникс, 2005.

6. Макаренко А.С. Воспитание гражданина: педагогические раздумья. - М.: Просвещение, 1988.

7. Служить Отчизне: список литературы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи / сост. Ю. Ю. Завьялова. Петрозаводск: ДЮБ РК, 2005.

8. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1982. 

9. Ященко Е.Ф. Основы психологии и педагогики.-М.: Просвещение, 2001

10. Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях НВП. – М.: Просвещение,1999.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь