Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Психосоциальные особенности поведения людей в блокадном Ленинграде

Дата публикации: 2020-08-23 17:50:16
Статью разместил(а):
Белюстина Анастасия Валерьевна

Психосоциальные особенности поведения людей в блокадном Ленинграде

Автор: Белюстина Анастасия Валерьевна

ГАПОУ "Колледж предпринимательства № 11", г. Москва

 

Аннотация: В статье рассматривается, как голод влиял на поведение человека в период блокады Ленинграда, как выживали ленинградцы в тяжелые дни осады.

Ключевые слова: блокада Ленинграда, голод, особенности поведения.

 

С падением 8 сентября 1941 года Шлиссельбурга Ленинград оказался блокированным с суши. С этого времени началась почти 900-дневная осада города, которая потребовала напряжения всех моральных и физических сил защитников. В блокированном городе осталось более 2 млн. 500 тыс. гражданского населения.

В конце сентября 1941 года положение советских войск на фронте ухудшалось. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укрепленный район. Баррикады пресекали многие улицы. Противотанковые ежи и надолбы пересекали все въезды в город. Осенью 1941 года на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 64930 зажигательных и 3055 фугасных бомб. Обстрелы и бомбежки изматывали людей психически и физически, нарушали работу предприятий, вызывали большие жертвы среди населения. С начала войны расходование основных продуктов питания в Ленинграде не только не уменьшилось, но и увеличилось. С каждым днем продовольственные ресурсы сокращались, население и войска стали голодать. С 1 октября 1941 года рабочим и инженерно-техническим работникам стали выдавать по 400 г. хлеба в день, а остальным категориям населения – по 200 г.

В начале декабря 1941 года положение осажденного города еще более осложнялось. Запасы продуктов питания почти иссякли. С 20 ноября ленинградцам стали выдавать хлеба по 250 г. по рабочей карточке и по 125 г. по служащей, детской и иждивенческой. Кусочек суррогатного хлеба стал в это время средством поддержания жизни. Из него делали несколько сухариков, которые распределялись на весь день.

Очевидцы событий блокадного Ленинграда рассказывали в своих дневниках о том, как осажденные люди предпочитали есть хлеб. «Одни ели, кусая от ломтя, другие, отламывая по крошке, а некоторые резали на кусочки, на тонкие, прозрачные пластинки, и тогда вроде бы хлеба становилось больше. Другие тоже резали, но на толстые квадратики, похожие на кусочки пиленного сахара. И все сходились на том, что самое сытное – корочка.

Были малодушные  – они съедали паек, не успев выйти из булочной. А люди сильной воли доносили все до дому и там делили свой ломоть на части – на завтрак, обед и сон грядущий». А были и такие, которые хлебный кусочек «прятали в чемодан, а чемодан клали в диван, чтобы не съедать этот хлеб сразу».

В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега не выкопанную картошку и овощи. Из кожаных хомутов варили суп. Чтобы притупить мучительный голод, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. К концу декабря 1941 года в Ленинграде не осталось ни одного животного и птицы – все были съедены.

Очень сильно стало себя проявлять такое явление, как «людоедство». Многие ленинградские женщины, таща детские санки с трупом своего ребенка или мужа, с ужасом видели в районе кладбища: мертвецы вокруг валялись, как дрова, и из них были вырезаны куски, где побольше мяса.

Многие солдаты иногда самовольно отправлялись в город, чтобы своими семьям принести еду. Приезжали в Ленинград поздно ночью, и на них нередко нападали людоеды. Поскольку солдат лучше кормили, их нередко предпочитали другим жертвам. Центром торговли мясом, и всем прочим продовольствием, стал Сенной рынок. Иногда на улицах можно было встретить женщин, которые  везли розвальни; из-под мешковины торчали детские ножки, которые впоследствии употребляли в пищу.

С наступлением зимы в городе появились различного рода преступления, которые совершались простыми людьми, доведенными до отчаяния бомбежками и голодом. Они грабили стоявших в очереди людей, выхватывали у них карточки или продукты; они нападали на одиноких прохожих днем или ночью; организовывали набеги в квартиры, забирали ценности, а если житель подавал голос, били его по голове и поджигали квартиру, чтобы скрыть следы.

Возникает и такое явление, как «психология толпы»: люди долгие часы стоят у магазинов, завидуют передним и желают всяческих бед, чтобы те ушли.

В конце ноября температура достигала – 40 градусов. Замерзли трубы, жители остались без воды. Топливо подходило к концу. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки, в которых сжигали мебель и книги. Но подобного топлива хватало ненадолго. Целые семьи гибли от холода.

Транспорт остановился. Люди ходили на работу по несколько километров. Магазины были закрыты. Жители заваривали настойку из хвойных игл и коры дуба. Она помогает от желудочных расстройств, которые появлялись из-за употребления в пищу непривычных продуктов.

Изменения коснулись и внешности человека. Люди все опухшие, страшные, черные, грязные, тощие. Все постарели. Очень часто на улицах можно было встретить дистрофика, которого под руки вели женщины. Он переставлял ноги в валенках, как протезы. Глаза устремлены вперед, точно у одержимого. Кожа лица туго натянута. Губы полуоткрыты, и видны зубы, ставшие как бы длиннее от голода. Нос заострился, весь в язвах. Кончик несколько загнут набок. Лица на улицах или неестественно обтянуты, и глянцевиты (это отеки), или зеленоваты и бугристы.

Острый недостаток питания и топлива, постоянные обстрелы и бомбежки, и вызванные ими нервно-психическое переживание резко увеличили смертность среди населения. Главной причиной была так называемая алиментарная дистрофия. В декабре 1941 года умерло от голода почти 53 тыс. мирных жителей, что превысило годовую смертность за 1940 год. Умерших завертывали в простыню или одеяло, клали на детские саночки или на фанерный лист и везли на кладбище. На кладбищах были вырыты длинные траншеи, куда складывали покойников.

Не работали почти все бани и прачечные, в магазинах не было обуви, одежды, хозяйственных товаров. Лишь иногда работали общественные блокадные бани, в которых мылись все вместе и мужчины, и женщины.

Очень трудно было оказывать помощь больным в домашних условиях. Из-за большого количества больных врачи приходили лишь на следующий день после вызова.

Тяжелый урон Ленинграду нанесли война и блокада. Фашисты обрушили на город 107 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, свыше 150 тыс. артиллерийских снарядов. В результате обстрелов и бомбардировок были разрушены или серьезно повреждены многие промышленные предприятия. Сильно пострадало городское хозяйство. Все это непосредственно действовало на психическое и физическое состояние людей. Прежде всего, люди сумели выжить в нечеловеческих условиях только благодаря большим надеждам и  верой в победу советских войск. В истории не было другого примера, когда многочисленный город выдержал бы столь длительную осаду, длившуюся почти 900 дней.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь