Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Исследование "Эволюция развития фашизма"

Дата публикации: 2020-08-25 00:16:51
Статью разместил(а):
Белюстина Анастасия Валерьевна

Исследование "Эволюция развития фашизма"

Автор: Белюстина Анастасия Валерьевна

ГАПОУ "Колледж предпринимательства № 11", г. Москва

 

Аннотация: В статье рассматривается генезис развития и становление фашизма. Освещены факторы, влияющие на возникновение данной идеологии, разновидности и его характерные черты. 

Ключевые слова: фашизм, неофашизм, шовинизм, агрессия, национал-либерализм, коммунофашизм, неприятие гуманизма, крайний антикоммунизм.

Рубрика: гуманитарное направление.

 

Исторически фашизм сформировался в 20-30-х годах XX в. на идеях расовой и классовой исключительности, антисемитизма, антидемократических воззрениях Ницше, Джентилле, Шпенглера, идеалах территориальной экспансии и вождизма, а так же на этатистских настроениях.

Возникнув на пороге 20-х годов, как реакция на мировой экономический и политический кризис, фашизм вскоре превратился в ожесточенного и опасного противника.

Агрессия фашистских держав поставила под вопрос независимость, само существование многих народов Европы, и не только Европы.

Разгром фашистских держав в ходе второй мировой войны привел к тотальному краху данной идеологии. Однако в некоторых капиталистических странах правящим классам удалось сохранить фашистские режимы. Период «холодной войны» с характерным для него антикоммунизмом привел к оживлению фашистских элементов. Действуя в изменившихся условиях, фашистские силы, принимают новое обличие. Поэтому, говоря о современном фашизме, чаще всего употребляют термин «неофашизм».

В неофашизме можно выделить два основных направления. Первое представляет собой лишь слегка трансформированное фашистское движение, пытающееся сберечь все, что только возможно, из идеологии и методов германского национал-социализма и итальянского фашизма 30-40-х годов. В своем большинстве подобные организации предпочитают избегать публичности. Гораздо большую опасность представляет другое направление в неофашизме, пытающееся использовать в своих интересах явления разложения современного общества.

С точки зрения идеи марксизма-ленинизма «фашизм» трактуется как «кровавая, террористическая диктатура наиболее реакционных отрядов эксплуататорских классов, порожденная кризисом общим капитализма».

Основной костяк массовой базы фашизма составляет мелкая городская и сельская буржуазия, а также деклассированные слои общества.

Идеологию фашизма составляет набор самых реакционных идей, заимствованных у консервативных движений прошлого. Для нее характерно:

1. Крайний антикоммунизм.

2. Неприятие гуманизма.

3. Шовинизм.

Она выступает как крайнее проявление идеологии расизма.

Современные политологи понимают фашизм как антидемократическое, радикально экстримистское и политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры. Политологи утверждают, что как идеологическая система фашизм не имеет определенной идейной программы и может быть приспособлена к определенному кругу различных политических целей. Для концептуализации фашизма, как правило, «характерно выпячивание социальной (этнической, расовой) исключительности и гегемонии, проявление крайней нетерпимости к инакомыслию, откровенная ставка на силовые методы достижения целей, агрессивные формы поведения, провоцирование общественной напряженности и осуществление подрывных акций».

Фашизм легко адаптируется к идеологиям, в основании которых лежат идеи «сильного» государства и подчиненности ему индивидуальных политических прав гражданина, установки на поощрение национального милитаризма.

К основным современным разновидностям фашизма можно отнести:

· неофашизм, базирующийся на традиционных идеях гитлеровского национал-социализма: расовой чистоте, идеях сверхчеловека и так далее;

· национал-либерализм, сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического  гегемонизма, но более терпимо относящихся к индивидуализму и автономии личности;

· неофашизм, где по преимуществу отсутствуют идеи об «этническом мессианстве, но присутствует нетерпимость к философии либерализма», то есть свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства; явным же приоритетом обладают здесь идеи «патриотизма» и «народной почвы»; лежащие в основе «естественного государства» с «беспощадным правительством»;

· коммунофашизм, выдвигающий идеи достижения социального равенства и справедливости на основе безусловного приоритета «ведущих» классов (наций), установление жесткой государственности, дискриминации населения по классовому (национальному) признаку.

Особую антицивилизаторскую роль в мировой истории сыграл «нордический миф» о превосходстве северной или нордической расы (немецкоязычного населения) над всеми другими расами. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм стал официальной идеологией фашизма. Расизм смыкается в ряде случаев с национализмом. Они питают и усиливают друг друга. Следовательно, современные политологи понимают национализм как «идейно-психологическое и политическое течение, складывающееся под влиянием национальных идеологий, облекающих требования этнической общности социокультурного и общегражданского характера в форму политических целей и властных притязаний».

Нацизм, по мнению современных политологов, возникает на основе роста национального самосознания, политического протеста или активизации поддержки политики национального государства гражданами, относящимися к определенной социально – этнической общности. В самом общем виде национализм преследует цель использования полномочий государства для защиты прав и культурной самобытности нации, усиления гарантий социальной адаптации граждан на основе их национальной идентичности вплоть до требований признания национального суверенитета и образования самостоятельной государственности.

С точки зрения идей марксизма-ленинизма трактуется немного по иному, и именно эта трактовка, по моему мнению, более четко, подробно и понятно раскрывает сущность понятия «национализм». Итак, национализм – это психология, идеология, мировоззрение и политика предпочтения одних наций над другими, возвеличивания своей нации, разжигания национальной розни и расовой ненависти, то есть расизма. Следовательно, можно сказать, что «расизм – это система антинаучных взглядов и практических действий, исходящая из убеждений в физической и психической неравноценности человеческих рас и якобы, решающем влиянии этого противоречия на историю и культуру общества». Для расизма характерно человеконенавистничество, деление людей на «высшие и низшие расы», где первые обладают правом господства, а вторые  обречены быть объектами угнетения. Расизм сводит сущность человека к биологии и определяет достоинства или пороки людей и целых народов по их биологическому происхождению, по таким внешним признакам, как, например, форма лица и головы, носа и губ, или цвета кожи, волос и глаз. Разоблачая такой подход, К. Маркс писал: «…сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество…».

Таким образом, расизм и рядом стоящий с ним национализм являются «главными идеологами» фашизма, подкрепляя его жестокостью, ставя на первую позицию террористическую деятельность. Следовательно, фашизм по природе своей агрессивен, так как «нация объявляется господствующей формой организации общества в современном мире. Все интересы – личные и групповые, вся политика – внутренняя и внешняя – все это должно подчиняться «высшим интересам нации».

Существует ли в России движение, в основе идеологии которой стоит фашизм? Да. Существует. Одним из таких движений является движение «Русское Национальное Единство» (с 2006 года движение – «Александр Баршаков»). Программа движения была принята на первом Всероссийском (учредительном) съезде РНЕ 15 февраля 1997 года. Само движение не называет себя фашистской организацией, а национальной. Хотя это утверждение не совсем верно.

Целью движения является «возрождение русской наций и народностей, проживающих на территории России. Возрождение России возможно лишь посредством решения проблем ее национального большинства, которое представляют русские, составляющие 85% населения России. Под русскими понимаются представители триединого русского народа: русские, украинцы и белорусы». С этим  можно не согласиться. Движение не дает четкого определения понятия «русские». Нельзя забывать о том, что на территории России живут представитель разных народов (национальностей). Это и чуваши, мордва, татары, тунгусы, чукчи и так далее.

В программе ничего не говорится об этих национальностях, а следовательно, их не причисляют к числу русских. Следовательно, движение основано на национализме – одном из признаков фашизма.

В ноябре 1998 года состоялась беседа А.П. Баршакова с главным редактором  газеты «Завтра» А.А. Похановым. На вопрос редактора газеты «что условно называется «русским национализмом» Баршаков дал достаточно интересный недвусмысленный ответ: «В своем туманном детстве я прочитал брошюрку, которая называлась «Катехизис евреев в СССР». Придумали ее сами евреи или написал какой–нибудь антисемит-кэгэбэшник, не знаю. Но факт в том, что она, как и «Протоколы», действует в качестве руководства для евреев. Так вот, в этой книжке есть указания евреям: заставьте своего противника оправдываться, навешайте ему самые невероятные бездоказательственные обвинения. Ибо кто оправдывается, тот наполовину уже виноват… когда меня называют фашистом, я никогда не оправдываюсь, не потому, что я фашист, а просто потому, что не хочу оправдываться. Я уважительно отношусь к тезису, что врага нужно бить его же оружием. Все это банальные ярлыки: фашизм, коммунизм, капитализм. Эти слова даже в малой степени не отражают в действительности тех вещей, которые за ними стоят. То есть, значения в них нет. Вот посмотрите, фашизм был в Германии и Италии недолгое время. И вот, прикладывая к нынешнему еврейскому господству в России краткосрочную формулу – фашизм, мы как бы избавляемся от большего. От большего, которое заключается в том, что они имеют двухтысячную практику абсолютно циничного обретения иудаизмом властвования над миром».

В этом ответе достаточно четко прослеживается мысль о существовании «лишних наций». И фактически «воспевается» идея расизма. А как известно, расизм – один из компонентов фашизма.

Интересен еще и тот факт, что фашизм преследует идею «уничтожения недочеловеков, то есть «низших рас», активно при этом используя насилие. Это движение тоже не отрицает и физического истребления наций, не входящих в «триаду русских». Таким образом, мы видим третий факт, по которому однозначно можно причислить «Русское Национальное Единство» («Александр Баршаков») к фашистской организации.

Таким образом, ясно, что фашизм – это открытая террористическая, то есть устрашающая диктатура наиболее реакционных шовинистических и наиболее антикоммунистических элементов капиталистического общества и государства. К фашизму крупная и средняя буржуазия прибегает тогда, когда наглядно проявляется ее неспособность удерживать власть обычными, «так называемыми, демократическими средствами». Фашизм играет на неуверенности, дезориентации людей, на патологической ненависти людей к коллективизму, а так же основан на «казарменном» государственном строе и военной агрессии.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь