Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Формирование у младших школьников опыта проектной деятельности

Дата публикации: 2020-11-14 14:31:43
Статью разместил(а):
Андрицьо Ирина Валентиновна

Формирование у младших школьников опыта проектной деятельности как одно из условий достижения планируемых результатов

Автор: Андрицьо Ирина Валентиновна

МБОУ «Средняя школа № 6», г. Кольчугино, Владимирская область

 

Условия становления опыта.

Школа, в которой я работаю – МБОУ «Средняя школа № 6» г. Кольчугино находится в рабочем районе г. Кольчугино.  

Современные дети должны иметь возможность жить богатой внутренней жизнью, эффективно взаимодействовать с окружением, быть способными к постоянному развитию, а значит, повышать свой личностный потенциал. Задача учителя современной школы – воспитать такую личность, которая будет способна к умножению своих внутренних резервов в течение всей дальнейшей жизни. Следовательно, система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Актуальность и перспективность опыта.

"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.". Л.Толстой.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

Именно проектная деятельность позволяет процесс пассивного накопления знаний учащихся ориентировать на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует формированию УУД.

Традиционные методы обучения носят репродуктивный характер, достоинствами проектного метода являются:

• высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся;

• развитие социальных навыков учащихся в процессе групповых взаимодействий;

• приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

• межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Таким образом, проектный метод способствует формированию у обучающихся ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной.

Цель работы: формирование у младших школьников опыта проектной деятельности как одно из эффективных условий достижения планируемых результатов, то есть, формирования УУД.

Задачи:

1) обосновать формы и методы средств, формирования УУД у учащихся начальной школы в проектной деятельности; 

2) определить эффективность формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в рамках организации проектной деятельности.

Ведущая педагогическая идея.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни …

К жизни в современных условиях. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий.

Следовательно, каждое знание получаемое ребенком, должно быть пропущено через себя. Систематическое использование проектной деятельности формирует осознанность учащимися получаемых ими знаний, что имеет прямое отношение к формированию УУД, содержащихся в нормативных документах ФГОС НОО. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.

Планируемые результаты, а именно - УУД будут сформированы, если  будут созданы условия для проектной деятельности.  Именно в  рамках проектной деятельности учащийся становится подлинным субъектом учебной деятельности и учится не только ради приобретения предметных знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам, но и для осознанного их применения.

Таким образом, повысится уровень социальной успешности ребёнка.

Теоретическая база опыта.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность учащегося к саморазвитию путем осознанного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Познавательные УУД:

Таблица 1.

Общеучебные

Логические действия

Действия постановки и решения проблем

самостоятельное выделение и формулирование цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

Регулятивные УУД:

Таблица 2.

Целеполагание

Постановка учебной задачи

Планирование

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Прогнозирование

предположение результата и уровня усвоения

Контроль

сличения способа действия и его результата

Коррекция

внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата

Оценка

осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

 

Коммуникативные УУД:

Таблица 3.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

                                        

Личностные УУД:

Таблица 4.

Самоопределение

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

Смыслообразование

становление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Нравственно-этическая ориентация

действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

 

Особенностью младшего школьного возраста является то, что ведущая деятельность – учебная состоит из: мотивов (движут учеников учиться); учебных задач (овладение обобщёнными способами действий); учебных действий (для решения учебных задач); учебных операций (из них состоят действия).

Центральная линия развития младших школьников –  произвольность всех психических процессов. Центральными новообразованиями являются словесно – логическое мышление, словесное рассуждение, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.

О приоритете развития личности ребенка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали В.Г. Белинский и Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.

Надо учить не содержанию науки, - писал В.Г. Белинский, - а деятельности по ее освоению.

Обучение и воспитание, - читаем у  В.В. Давыдова, - предполагают собственную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей; учащийся является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса.

Под руководством Л.Г. Петерсон, построена дидактическая система деятельностного метода, реализуемая через применение технологии деятельностного метода (ТДМ), которая обеспечивает системное включение ребенка в самостоятельное построение им нового знания.

Дидактические принципы дидактическая система деятельностного метода:

Деятельностное обучение предполагает развитие личности ребенка через самостоятельный поиск, в процессе которого и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия, т.е. формируется способность к самостоятельной деятельности, способность к тому, чтобы быть изменяющимся человеком в изменяющемся мире.

Именно такой человек обладает высоким личностным потенциалом, т.к. личностный потенциал – это система характеристик личности, лежащих в основе успешной саморегуляции в различных сферах жизнедеятельности.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Новизна опыта.

Новизна моего опыта заключается в том, что в нем доказана связь между использованием проектной деятельности и формированием УУД учащихся. Разработана система проектов по различным предметам разной целевой направленности.  

Технология опыта.

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Планета знаний» (под общей редакцией И.А. Петровой). Именно этот УМК использую в своей педагогической практике.

 Основная особенности УМК «Планета знаний» заключается в его целостности:

1. Единство подходов;

2. Единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам;

3. Единстве сквозных линий типовых заданий;

4. Единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Структура, организация учебного материала, система заданий, оформление всех учебных материалов в УМК «Планета знаний» несут смысловую нагрузку, направлены на развитие младших школьников и формирование у них общеучебных умений и навыков.

УМК «Планета знаний» состоит из:

1. Учебников.

2. Рабочих тетрадей.

3. Дидактических и методических пособий.

В УМК «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы. Формирует у учащихся умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли, где приобретаются коммуникативные умения.

Действия учителя при реализации проектной деятельности можно характеризовать так:

1. Помогает определить ученику цель деятельности;

2. Рекомендует источники получения информации;

3. Раскрывает возможные формы деятельности;

4. Содействует прогнозированию результатов выполнения проекта;

5. Создает условия для активности учащихся;

6. Является партнером;

7. Помогает ученику оценить полученный результат.

Действия ученика, выполняющего учебный проект можно обозначить так:

1. Определяет цель своей деятельности;

2. Открывает новые знания;

3. Экспериментирует;

4. Выбирает пути решения возникающих проблем;

5. Несёт ответственность за свою деятельность;

6. Презентует продукт своей деятельности.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

1. Расширять кругозор в интересующих их областях знаний;

2. Находить источники информации;

3. Извлекать информацию, относящуюся к теме;

4. Планировать работу над проектом;

5. Сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;

6. Доводить начатое дело до конца.

В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1. Сбор сведений по теме проектной деятельности.

2. Работа над самими проектами, включенными в содержание темы.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идет работа над проектами. При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

Этапы проектной деятельности.

Первый блок работы:

1. Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.

2. Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации).

3. Сбор информации детьми.

4. Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте в форме книжки, мини – энциклопедии, картотеки.

Второй блок работы:

1. Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.

2. Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.

3. Реализация проектов.

4. Презентация проектов.

Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:

1. Видом деятельности – в учебниках представлены творческие (рисунки, открытки, макеты, модели…);

2. Ролевые – игровые (спектакли, концерты, викторины);

3. Информационные и практико – ориентированные проекты;

4. Количеством участников – индивидуальная или коллективная деятельность;

5. Продолжительностью, количеством этапов, набором ролей; привлечением родителей.

Самые простые коллективные проекты – это проекты, в которых дети выполняют отдельные, независимые друг от друга мини- проекты. Объединение мини-проектов в один общий проект выполняет учитель или родитель.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение радости и гордости за полученный результат. Для этого учитель в процессе работы над проектом помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо если ребенка слушают не только дети, но и родители.

Проекты в УМК «Планета знаний» представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяютя с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь (рубрики «Работа над проектом»), которая помогает организовать и направлять работу учащихся.

Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности, инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1 классе на страницах «Букваря» знакомятся с учебными проектами. По завершению темы «Наша школа» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:

1. Сделай буквы из различных материалов.

2. Напиши другу рисуночное письмо.

Это после посильно для ученика 1 класса. В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

По теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а также показали выставку мод в рисунках и аппликациях.

Тема «Растения» предлагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставили опыты, наблюдали, как развиваются растения. В результате проделанной работы защитили проекты «О пользе фруктов, овощей и ягод».

В первоапрельском проекте «День бантиков» принимали участие и девочки и мальчики, рассказывали историю возникновения Дня смеха.

К 65-летию победы Великой Отечественной войны осуществили проект игровой «Инсценирование военной песни».

В 3 классе два учебных проекта по разным учебным предметам объединены одной целью «Сохраним мир живой природы». По русскому языку учащиеся выполнили плакаты «Покормите птиц зимой».

А по окружающему миру провели исследование «От чего зависит число птиц прилетающих зимой к кормушке?». Результаты этих исследований вполне могут быть применены на практике. Был сделан вывод, что число птиц, прилетающих зимой к кормушке, зависит от температуры воздуха и от силы ветра. Ребята дают совет чаще выкладывать корм в морозные дни.

Результатом деятельности учеников в учебном проекте по теме «Устное народное творчество» стала инсценировка сказки «Царевна лягушка». Где зрителями были родители и учащиеся.

Результатом проектной деятельности было общее с родителями учеников, проведение новогоднего представления.

По русскому языку в 3 классе результатом проектной деятельности стал выпуск сборника стихов о зиме, где каждый желающий написал стихотворение собственного сочинения.

Результат проектной деятельности «Женственные девочки и мужественные мальчики».

Предметное содержание и структура УМК «Планета знаний» по утверждению авторов комплекта соответствует требованиям нового государственного стандарта начального общего образования. Внедрение проектной деятельности в рамках данного УМК позволяет строить обучение детей с учетом их индивидуального темпа развития и построить его личную траекторию движения в образовательном пространстве.

УМК «Планета знаний « создает комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения. У обучающихся возрастает интерес к учению, за счет интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно – воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе царит положительный психологический климат, у учащихся формируются такие общенаучные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно – популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него, а также формировать навыки самоконтроля.

 

Результативность опыта

Критерии отслеживания результатов УУД:

Таблица 2

Критерии УУД

Показатели

1. Образовательные достижения

- результаты школьного мониторинга;

- результаты Всероссийской проверочной работы.

2. Психологическая комфортность

- тест школьной тревожности Филлипса 

3. Способность к познавательной деятельности.

- методика изучения словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене для учащихся 2 класса;

- ГИТ (групповой интеллектуальный тест) для учащихся 3-4 класса. 

 

1.     Образовательные достижения

По итогам школьного мониторинга в классе выявлен высокий уровень качества знаний учащихся, стабильность результатов обучения.

 

Предмет

Качество обучения

2 класс

2014-2015 учебный год 

Математика

78%

Русский язык

81%

Литературное чтение

93%

Окружающий мир

98%

3 класс

2015-2016 учебный год

Математика

82%

Русский язык

83%

Литературное чтение

95%

Окружающий мир

100%

4 класс

2016-2017 учебный год

Математика

84%

Русский язык

85%

Литературное чтение

100%

Окружающий мир

100%

 

По результатам Всероссийской проверочной работы обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и окружающему миру, учащиеся моего 4-а класса показали следующие результаты:

 

Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

«5»

«4»

«5»

«4»

«5»

«4»

Результат

по классу

   75%

25% 

66% 

24% 

33% 

67% 

Результат

по школе

69% 

28% 

66% 

23% 

37% 

58% 

Результат по Владимирской обл.

44% 

43% 

55% 

28% 

24% 

58% 

Результат

по России

49% 

40% 

55% 

27% 

23% 

60% 

 

2.     Диагностика психологической комфортности

Диагностику психологической комфортности осуществляю совместно с психологом школы  при помощи различных методик:

- Тест школьной тревожности Филлипса;

- Методика изучения мотивации обучения младших школьников Лукьяновой М.И., Калининой Н.В.;

- Социометрическая методика Д.Морено.

 

3. Результаты способности к познавательной деятельности

· Методика изучения словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене для учащихся 2 класса.

· ГИТ (групповой интеллектуальный тест) для учащихся 3-4 класса.

Цель: определение уровня умственного развития детей, способности к познавательной деятельности.

Уровень развития

2 класс

3 класс

4 класс

Очень высокий

-

5%

5%

Высокий

15%

17%

29%

Средний

77%

75%

63%

Низкий

8%

3%

3%


Результаты учащихся моего класса свидетельствуют о высоком уровне и положительной динамике развития способности к познавательной деятельности учащихся  класса.

2. Результаты изучения психологической комфортности

Изучение психологической комфортности проводилось с помощью теста школьной тревожности  Филлипса. (Приложение 1)

Задача: выявить уровень тревожности младшего подростка в различных школьных ситуациях, определить,  в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность, и какие конкретно формы принимает.

Общая тревожность в школе:

Уровень

2 класс 

3 класс 

4 класс 

Высокий 

15%

7%

-

Немного повышенный

23%

19%

16%

Средний

62%

74%

84%

Переживание  социального стресса:

Уровень

2 класс 

3 класс 

4 класс 

Высокий 

12%

4%

-

Немного повышенный

8%

15%

4%

Средний

80%

81%

96%

Фрустрация потребности в достижении успеха:

Уровень

2 класс 

3 класс 

4 класс 

Высокий

-

-

-

Немного повышенный

8%

9%

-

Средний

92%

91%

100%

Страх самовыражения:

Уровень

2 класс 

3 класс 

4 класс 

Высокий

20%

16%

12%

Немного повышенный

20%

24%

20%

Средний

60%

60%

68%

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих:

Уровень

2 класс 

3 класс 

4 класс 

Высокий

12%

12%

8%

Немного повышенный

20%

20%

20%

Средний

68%

68%

72%

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу:

Уровень

2 класс 

3 класс 

4 класс 

Высокий

12%

12%

8%

Немного повышенный

20%

20%

20%

Средний

68%

68%

72%

Проблемы и страхи в отношениях с учителями:

Уровень

2 класс 

3 класс 

4 класс 

Высокий

-

-

-

Немного повышенный

4%

4%

-

Средний

96%

96%

100%

Анализ результатов теста показывает, что большинство учеников чувствуют себя в школе комфортно, во всех сферах внутришкольных отношений показывают средний или немного повышенный уровень тревожности, что соответствует возрастной норме.

Можно сделать общий вывод о том, что большинство четвероклассников положительно настроены на школьное обучение, хотят учиться, переживают за свои успехи и неудачи. В основном,  дети имеют уровень интеллектуального развития,  соответствующий возрастной норме, и характеризуются средним уровнем тревожности в стрессовых ситуациях.

Таким образом, применение данного опыта педагогической деятельности имеет высокую результативность по всем представленным направлениям.

Адресная направленность.

Опыт предназначен для преподавателей и воспитателям, реализующих Основную образовательную программу образовательной организации.  Технология проектной деятельности, описанная в педагогическом опыте, доступна и не требует доработки. В ходе работы доказано, что проектная деятельность является условием формирования УУД младших школьников.

Данный опыт педагогической деятельности может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности учителями любого образовательного учреждения, которое ориентировано на личность ребёнка.

 

Библиографический список:

1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. - Тюмень, 1997.

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под.ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.-152с.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г.

4. Белова С.Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. - М., 2006.

5. Борзенков В.Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика. - М., 2000.

6. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках окружающего мира. // Нач.школа. - 2005. - №6.

7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

8. В. Загвоздкин Эффективная школа. О направлениях обеспечения и развития качества школьного образования за рубежом / Управление школой. - 2007. - № 18 \

9. В.В. Сериков. “Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. - 256 с. - (Профессионализм педагога).

10. Вахрушев А.А., Бурский О.В. Учебник. - В 2-х частях. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 96 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь