Песни позднего формирования
Песни позднего формирования
Автор: Цыганова Татьяна Викторовна
С середины XVII в. в русской культуре начинается период активного европейского влияния. Процесс проникновения европейской музыкальной культуры шёл двумя основными путями. Во-первых, через придворную музыку, которую по европейскому образцу впервые постоянно завел у себя царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Новый гомофонно-гармонический музыкальный стиль был первоначально знаком принадлежности к высшему сословию, но с XVIII в. стал постепенно распространяться не только среди знати, но и в других социальных слоях русского города в среде чиновников, военных, торгового и ремесленного люда.
Во-вторых, европейская культура проникала на Русь через церковь, которая, как известно, пережила в середине XVII в. реформу патриарха Никона. Одним из следствий реформы стал новый стиль во всех видах церковного искусства. Новая церковная музыка (партес) была заимствована у греческой православной церкви того времени и имела все признаки общеевропейского тонально-гармонического стиля.
Таким образом, с этого времени в музыкальной культуре сначала российского города, а позже и деревни постепенно формируется новый пласт песенной культуры, получивший название песни позднего формирования. Эти песни представлены в разных жанрах (романс, баллада, Духовный стих, солдатская походная песня и др.
Песни позднего формирования получили широкое распространение на всей этнической территории восточных славян. Кроме того, часть традиционных народно-песенных жанров (преимущественно лирическая песня и отчасти эпическая традиция) со временем вобрали в себя некоторые черты этого стиля.
Городская бытовая песня.
Кант (от лат. cantus — песня, пение) — род бытовой многоголосной (чаще трехголосной) песни, распространенный в России, на Украине и в Белоруссии в XVII-XVIIIвв. По своему содержанию канты были либо патриотическими (по случаю каких-либо исторических событий), либо лирическими.
Возникшие в эпоху Петра I приветственные или панегирические канты слагались в ознаменование крупных военных побед или знаменательных событий государственной жизни (победа при Полтаве и т.п.). Тексты к ним писали как выдающиеся литераторы того времени (В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков и др.), так и анонимные поэты. Мелодика кантов характеризуется фанфарными оборотами, полонезными ритмами (с ритмическим дроблением сильной доли), зачастую их исполнение сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.
Псальмы (от польск. psalm) — род бытовой многоголосной песни духовного содержания, распространенный в России, на Украине и в Белоруссии в XVII-XVIII вв. Псальмы, по сути, явились одной из переходныхступеней между церковной и светской музыкой: в отличие от церковных псалмов, исполняемых в храме, псальмы предназначались только для домашнего пения, по меткому выражению известного слависта XIX в. П. Бессонова, «переводили напевы из храма в хоромы».
Поэтическое содержание псальм разнообразно: это и восхваление Господа, и мольбы, жалобы, обращенные к нему, и размышления о жизни. Для музыки псальмов характерно трехголосное (реже четырехголосное) изложение. Нижний голос (бас) идет по основным гармоническим тонам, два верхних голоса движутся параллельными терциями.
К этому же времени относится и зарождение лирического любовного канта, получившего широчайшее распространение в 30 40 годах XVIII в. Интересно, что интонационный строй лирических кантов не только совмещает в себе черты «городского» и традиционного народно-песенных стилей, но и привносит в русскую песенность новые мелодические обороты из современных бытовых танцев (вальса, полонеза, менуэта).
На основе кантов, на протяжении всего XIX в. складываются новые жанры - солдатская походная и патриотическая песня, тюремная песня.
На пересечении канта и исторической песни на рубеже XIX-XX вв. зарождаются так называемые массовые революционные песни - песни городского стиля, повествующие о реальных исторических событиях того времени. Как и кантам, им свойственна маршевая природа ритма, энергичные мелодические интонации, фанфарные мелодические обороты.
Наряду с ансамблево-хоровым трехголосием в городской бытовой культуре XVIII в. постепенно распространяется и сольное пение с простым аккордовым сопровождением на гитаре, балалайке и гармони. С конца XVIII столетия семиструнная гитара становится излюбленным инструментом русского городского быта. Лишь с середины XIX в. серьезную конкуренцию ей начинает составлять гармоника — однорядная или двухрядная.
Городская баллада — жанровая разновидность городской лирической песни. К началу XX в. оформляется в самостоятельный песенный пласт. Такие песни, как правило, повествуют о чьей-либо жестокой судьбе с непременно трагическим исходом (убийством или сам0убийством, ссылкой, тюремным заключением и т.п.), в связи, с чем за ними закрепилось и другое название - жестокий романс.
Необходимо заметить, что по причине широкого распространения песен городского стиля, большинство так называемых общерусских народных песен, ставших широко известными в XIX-XX вв. («Живет моя отрада», «Коробейники», «Ой, мороз, мороз», Мой костер», «шумел камыш» и др.), являются как раз песнями позднего формирования. Поскольку в наши дни они часто звучат в эфире, их часто воспринимают как лучшие образцы народной песни, однако как раз этот пласт народной песенности — явление достаточно позднее и привнесенное, в наименьшей степени отражающее подлинную самобытность народной песенной культуры.
Лирическая песня.
В целом стиль городской песенной культуры оказал заметное влияние и на песенную культуру деревни. Примерно к середине XIX в. жанр лирической песни претерпевает значительные стилевые изменения (особенно заметно проникновение «городского» стиля в «деревенский» именно в местах нахождения казачьих и других военных поселений). Лирическим песням позднего формирования присущи те же черты, что и городским песням той поры: 1) тонально-гармоническая основа созвучий; 2) преимущественно слоговая мелодика; З) регулярная стопная ритмика; 4) типовая сюжетная фабула; 5) силлабо-тонический стих.
До нашего времени дошли и духовные стихи позднего формирования, традиция существования которых в нынешней деревенской среде по большей части письменная (исполнительницы обмениваются текстами, переписывают их друг у друга и пересылают в другие регионы). От устной традиции духовные стихи унаследовали только политекстовость напевов – на один и тот же «городской» по стилю напев нанизывается целый блок типовых по ритму и метру текстов.
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕСНИ.
Революционная песня – народная песня, преимущественно хоровая, выражающая идеи борьбы трудящихся масс за освобождение от классового и национального гнета. Сложилась как новейший жанр фольклора в передовых европейских странах в эпоху буржуазных революций конца XVIII и середины XIX веков.
В процессе бытования и развития Революционной песни сложились её жанровые разновидности: призывные политические гимны, траурные песни-марши памяти жертв революции, повествовательные (баллады о героях), песни каторги и ссылки, сатирически-обличительные, праздничные (первомайские) и т.п. Идейная значимость Революционной песни как сильнейшего средства социалистического воспитания масс. В период жестокой реакции именно Революционная песня оставалась единственным доступным массам жанром, в котором сам рабочий класс выступал одновременно как творец, пропагандист и потребитель жизненно необходимых эстетических ценностей.
Мелодии популярнейших Революционных песен нередко "мигрировали" из страны в страну, легко осваивались, а порой и трансформировались в иной национальной среде. Взаимообмен в области революционного песенного искусства способствовал международному сплочению сил социализма.
Герой новой революционной песни - коллектив, рабочие массы, революционный пролетариат, освобождающий себя в борьбе. Постоянными символами и сравнениями стали образы: ночь — царская Россия, и связанная с нею заря, рассвет, солнце, восходящее над страной (образ революции); бушующие страшные вихри, бессильные уничтожить человека с его стойкостью и волей к победе; стая воронов, коршунов, свора свирепых псов, хищного волка — образы прислужников царизма; рабочий - кузнец, ударами молота разрушающий оковы и кующий счастье; мощная рабочая рука, разрушающая царский трон, низвергающая царя; красное знамя, реющее над миром, и ряд других.
Распространение новых песен осуществлялось через политические прокламации, подпольные песенники, партийные газеты, а в дальнейшем - через пролетарские хоровые объединения, художественные агитбригады, деятельность профессиональных литераторов, музыкантов, артистов, связавших свою судьбу с освободительной борьбой масс.
Музыка Революционных песен на первых порах создавалась путём переосмысления традиционных напевов. Значительное место среди них занимали мелодии известнейших народных песен - крестьянских, чаще городских.
Однако уже на раннем этапе истории Революционной песни появляются мелодии и стихи, специально написанные композиторами и поэтами - участниками революционного движения, среди них русские песни "Есть на Волге утёс" (сл. А.А. Навроцкого, музыка А. Рашевской), тюремная "Слушай" (сл. И.И. Гольц-Миллера, музыка П.П. Сокальского), народнический гимн "Смело, друзья, не теряйте" (сл. М.Л. Михайлова, музыка Н. Пескова), а впоследствии - стихи Г.М. Кржижановского, Л.П. Радина, первых рабочих поэтов (Ф.С. Шкулёва и др.). В ХХ веке, особенно после 1917, выдвигается плеяда композиторов, посвятивших своё творчество жанру политической песни (Д.Я. Покрасс, А.С. Митюшин, А.А. Давиденко, В.А. Белый и др.)
Музыкально-поэтический стиль русской Революционной песни значительно эволюционировал - от единичных опытов начала XIX века к расцвету в годы пролетарских революций 1905-07 и 1917. Историки русской Революционной песни различают три периода её развития, соответствующие трём этапам истории освободительного движения в России (дворянский, народнический и пролетарский).
Песни эпохи декабристского движения (авторы текстов К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев) не имели широкого распространения; это были подтекстовки, главным образом сатирически-обличительного характера, знакомых мелодий из крестьянского фольклора.
Более разнообразны по содержанию песни народнического этапа - настроения жертвенности, сочувствия тяжёлой доле угнетенного народа, скорбная тюремная лирика соседствуют с мажорно-гимническими свободолюбивыми мотивами (поэзия Н.А. Некрасова, H.M. Языкова, Н.П. Огарева, А.К. Толстого).
Прямым продолжением и развитием традиции Революционной песни после Октябрьской революции 1917 года явились красноармейские и партизанские песни периода Гражданской войны и иностранной интервенции 1918-20, первые комсомольские песни начала 20-х гг., а затем и массовые песни советских композиторов. В массовых песнях ведущими темами становятся социалистический патриотизм, мирный созидательный труд, героическая защита завоеваний Октября.