Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Речевое развитие детей с ДЦП

Дата публикации: 2018-10-19 10:47:16
Статью разместил(а):
Носова Оксана Анатольевна

Речевое развитие детей с ДЦП

Автор: Носова Оксана Анатольевна

ГКУСО МО "БРЦ "РОСИНКА", отделение "Мать и Дитя"

 

На  развитие механизма речи в онтогенезе большое влияние оказывает социально-психологические условия, в которых растет ребенок.

Речь - это социально психологическая функция, которая является обеспечением общения между  людьми.

Однако не любой вид общения способствует развитию речи. Процесс общения формируется лишь тогда, когда оно востребовано  и обращенная  речь воспринимается адекватно

При правильном развитии речи, такие ее составляющие как  фонетика, лексика, грамматика между собой взаимосвязаны.

У детей с ДЦП как правило нарушено сенсомоторное развитие, ребёнок может не реагировать на зрительные и слуховые раздражители. В связи с этим страдает фиксация взора и локализация источника звука.

В первые годы при церебральном параличе у ребенка речь развивается медленнее, первые слова появляются к 2-3 годам, фразовая речь к 4-5 годам. У каждого ребенка  существуют индивидуальные сроки развития речи, которые колеблются  в зависимости от тяжести и локализации поражения головного мозга, состояния интеллекта, начала логопедической работы.

Е.Ф. Архиповой было проведено исследование 155 детей с ДЦП в возрасте от 6 мес. до 2 лет, в котором было выявлено, что  у детей была малая звуковая активность, лепет был беден звуками. Патологическое состояние артикуляционного аппарата препятствовало спонтанному  развитию артикуляционной моторики, появлению новых звуков. В большинстве случаев у детей не было той последовательности развития лепета, которая встречается у здоровых детей [1].

У 60-70% детей из исследуемой группы встречается нарушение звукопроизносительной стороны речи,  в основном это связано с общими двигательными расстройствами. Например, нарушение речи из-за гиперкинезов языка, губ и т.д., меняющийся тонус мышц. При атонически-астатической форме речь медленная прерывистая, монотонная. Нарушается звукопроизношение в виде пропусков звуков, происходит их искажение или замена. При кинестезии ребенок не ощущает положение языка, губ, что характерно затрудняет артикуляцию. Тяжелые речевые расстройства возникают при нарушении слуха, которые чаще встречаются у ребенка с гиперкинезами. Также нарушение звукопроизношения может усиливаться по причине расстройств голосообразования и дыхания.

В самом начале речевого развития многие звуки отсутствуют, далее эти звуки заменяются близкими по артикуляционному укладу мышц, произносятся искаженно, это приводит к неразборчивости речи ребенка и ограничивает общение со сверстниками и взрослыми.

У детей с ДЦП также наблюдается недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи, нарушения в работе артикуляционного аппарата , ведут к  неспособности правильно воспроизводить артикуляционные позы губ и языка, в следствии этого страдает звукопроизношение.

По данным М.В. Ипполитовой, Н.В. Симоновой, дети с ДЦП 6-7 лет очень редко употребляют предлоги: под, над, перед, между. Также они не дифференцируют временные и пространственные отношения: «поближе ко мне», «от меня чуть-чуть в сторону» и т.д., у них  возникают трудности  при построении предложений, согласовании сказуемого с подлежащим, употребление правильных падежных окончаний. У детей с ДЦП ограничен пассивный и активный словарь, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе  различных видов деятельности. Ограничен запас слов  в описании предметов и их качеств и действий. Забывают словесные формулировки, неточно употребляют   лексико-грамматические группы, часто используют речевые штампы. Фразовая речь,в тяжелых случаях, формируется  лишь к периоду школьного обучения [2].Клиническая форма нарушений речи при ДЦП разнообразна,что связано с вовлечением в патологический процесс различных зон мозга.

Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает не только накопление словарного запаса, но и правильное использование грамматических средств. Это можно проследить при затруднении различения фраз с правильным и неправильным интонационным согласованием слов. Из-за ограниченного словарного запаса, недостаточных представлений об окружающем мире и маленького практического опыта, ребёнок  плохо понимает обращенную к нему речь. Все эти нарушения могут привести к снижению интеллекта.

Нарушения голоса у детей также разнообразны и зависят от классификации дизартрии. Чаще встречаются дети,  у которых слабый, тихий, истощенный голос,  в процессе разговора они не могут произвольно менять высоту голоса.  Часто он может быть глухой, хриплый, назализированный, сдавленный, гортанный, напряженный.

Мелодико-интонационная сторона речи при ДЦП также нарушена, это влияет на разборчивость и эмоционально выразительную окраску. Нарушения голоса связаны с  параличами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок гортани. Большое влияние на голос оказывают мышцы гортани, которые натягивают голосовые связки. При спастическом сокращении  мышц голосового аппарата, в некоторых случаях исключается возможность вибрации голосовых складок, в связи с этим затрудняется процесс образования звонких согласных и он заменяются глухими [48].

Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей с церебральным параличом при дизартрии является то, что при всех видах активных движений в конечностях  также нарастает мышечный тонус и в речевой мускулатуре. Это усиливает дизартрические расстройства. Поэтому на подготовительном этапе работы по коррекции дизартрии необходимо добиться общего мышечного расслабления и снижения тонуса в речевой мускулатуре.

Клиническая форма дизартрии определяется в зависимости от того, какой отдел двигательной системы пострадал.

 При всех формах дизартрии нарушается звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения тех или иных фонематических признаков. Внятность произношения снижается из-за усиления слюноотделения, а также проявляются хлюпающие звуки. Просодика речи нарушается.

В соответствии с поражением определенного места головного мозга, выделяются следующие формы:

1. Бульбарная – обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге.

Бульбарная дизартрия чаще встречается у детей с приобретенными поражениями центральной нервной системы. У таких детей темп речи замедляется, произношение приобретает смазанный характер. Нарушена фонематическая сторона речи. Так как при нарушении голосового отдела страдает голосоподача, и гласные, соноры, шумные звуки теряют вокальный компонент. Бульбарные  расстройства сопровождаются дополнительными призвуками, вызванными не только нарушением регуляции слюноотделения, но  иногда и насильственные сосательные движения мешают звукопроизношению.

2. Псевдобульбарная - поражение экстрапирамидной системы, при этом нарушается управление тонусом мышц.

Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерно замедленное, напряженное произношение. Ограничение в дыхательном отделе приводит к тому, что воздушная струя недостаточна, сильна для образования звуков в передней части артикуляционного аппарата.  Ребёнку не может правильно образовать губные звуки. \Также при меньшей степени дыхательной недостаточности затруднено образование переднеязычных звуков. Недостаточно проявляется модуляция голоса, появляется  сиплый оттенок. Это связано с тем, что  спастичность голосовых связок приводит к неполному их смыканию. Спастичное сужение кончика языка приводит к образованию межзубного произношения звуков. В целом произношение имеет нечеткий характер, а вследствие повышенной саливации и ограничения артикуляционных движений получается – «каша во рту».

3. Экстрапирамидная дизартрия является следствием поражения экстрапирамидной системы. При этом нарушается управление тонусом мышц.

Дети с такими поражениями диагностируются  с гиперкинестической формой  церебрального паралича. Для них характерны проблемы развития просодических компонентов, так как  темпо-ритмическая организация нарушена. Обычно у таких детей нарушена координация дыхания, голосоподача  и артикуляция. И поэтому речь строится как на выдохе, так и на вдохе.

4. Мозжечкововая дизартрия - поражает мозжечок, возможной  симптоматикой являеются расстройства координации. Движения при мозжечковой дизартрии вначале излишне активны, а  потом замедляются, также и в речевом высказывании начало слишком громкое, а конечное - тихое. В речи преобладает послоговый характер. У детей с церебральным параличом дыхание, голосообразование, артикуляция нарушены. В связи с этим стирается различие между носовыми и ротовыми звуками. Речь у таких детей напоминает – речь во время плача - всхлипывание во время забора воздуха, громкое начало речевого потока в связи с усиленным выдохом, затихание голоса, связанное со слабой воздушной струи, наличие хлюпающих звуков и носовой оттенок голоса.

5. Корковая дизартрия - следствие очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Для таких нарушений присуща дезорганизация сложных двигательных навыков. Корковые дизартрии делятся на постцентральные и премоторные, ведущими симптомами является апраксия, т.е. потеря контроля за выполнением движений со стороны корковых анализаторов.

 При постцентральной корковой дизартрии возникает кинестетическая апраксия, что затрудняет воспроизведение артикуляции. А при премоторной корковой дизартрии возникает кинетическая апраксия, т.е. нарушается плавность переключения от одних элементов движений к другим. Известно, что выделение корковой дизартрии до сих пор  признается не всеми, даже при приобретенных мозговых поражениях.

 

Специфика коррекционно-логопедической работы при ДЦП.

Несмотря на то, что не у всех детей с ДЦП встречается патология речи,  все эти дети нуждаются в коррекционно-логопедической работе с самого раннего возраста.

К сожалению несмотря на то, что  детям с первых месяцев ставят  диагноз ДЦП и есть возможность выявить патологию доречевого развития, коррекционо-логопедическую работу начинают в 3-4 года, и логопед работает чаще всего уже со сложившимся дефектом речи, а не занимается их  профилактокой. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы с детьми при ДЦП вытекает из особенностей пластичности детского мозга  и способности компенсировать нарушенные функции.

Коррекционно-логопедическую работу лучше проводить в игре. Для того чтобы выявить и изучить структуру нарушения речи, необходимо динамическое наблюдение за ребенком. Важно развивать все, включая двигательно-кинестетические анализаторы (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Работа логопеда проводится в тесном контакте с психиатром, неврологом, педиатром,  инструктором ЛФК, родителями ребенка. Родители – это важнейшие участники педагогического процесса, особенно если ребенок не посещает дошкольное учреждение. В задачу логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития. Основными направлениями коррекционной работы являются:

·        Развитие игровой деятельности;

·        Развитие речевого общения;

·        Расширения знаний и представлений об окружающем мире;

·        Развитие сенсорных функций;

·        Развитие внимание, памяти, мышления;

·        Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев для подготовки к овладению письмом.

Логопедическая работа  в речевой период начинается с обучения манипулировать игрушкой, что развивает лексическую сторону речи. В самом начале занятия делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, активизируют внимание и произнесение доступных звуков ,слогов, простых слов . При выполнении заданий педагог сначала дает четкую инструкцию или показывает ребенку, что нужно делать, побуждает его к речи игровыми  приемами, интересными для ребенка. Стимулирует речь ребенка с помощью звукоподражаний, аморфных слов-корней,  предложений. Важно также формировать слуховое внимания, восприятие темпа и ритма речи, учить . дифференцировать интонацию голоса и окраску речи, Это достигается с помощью выразительного чтения сказок по ролям. Для развития слухового внимания можно использовать такие игры как: «Чей голос?», «Угадай что звенит?» «Играй как я.» и т.д.

В дошкольном возрасте развитие речи направленно на расширение словаря и развитие грамматического строя речи.

На каждом занятии следует знакомить детей с новыми предметами, их обозначениями.

На занятиях по развитию речи рекомендовано проводить игры, в ходе которых  ребенок называет предметы, действия, изображения на картинках. Следует использовать максимально наглядный материал и иновационные  компьютерные технологии. Необходимо на занятиях развивать двигательно-кинестетические анализаторы (ощупывание предмета  рукой и узнавание его).

В то же время вводят слова, которые обозначают качество предмета. Для сравнения на занятиях используют для сравнения  противоположные предметы. В старшем дошкольном возрасте для закрепления и активизации словаря используют описание предметов, отгадывание загадок, дидактические игры и постоянное общение с ребенком.

При псевдобульбарной дизартрии в условиях повышенного артикуляционного мышечного тонуса, работа начинается с расслабляющего логопедического массажа (мышцы шеи, губ, языка, лица). Дальнейшая работа включает дыхательную гимнастику, развитие голоса, артикуляционного праксиса,  работу  над звукопроизношением.

Работа над звукопроизношением с детьми ДЦП зависит от формы дизартрии:

·        При псевдобульбарной - расслабление общих и лицевых мышц, преодоление гиперсаливации, синкинезий;

·        При мозжечковой – укрепляющий массаж артикуляционных мышц, упражнения для координации дыхания. Тренировать способность воспроизводить и сохранять артикуляционный уклад;

·        При экспирамидной - учить следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, закрывать и открывать глаза, воспроизводить, удерживать, ощущать разные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного к другому;

·        При корковой афферентной - развивать кинестетические ощущения и ручной праксис;

·        При корковой эфферентной - артикуляционная гимнастика направлена на то, что бы ребенок перемещал кончик языка (вверху, внизу). Основное  в этом - стимуляция переднеязычных звуков.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь