Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе ознакомления с природой

Дата публикации: 2021-10-02 09:26:02
Статью разместил(а):
Павлова Ольга Николаевна

Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе ознакомления с природой

Автор: Павлова Ольга Николаевна

ГБОУ "Школа № 1387", г. Москва

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования и развития познавательной активности дошкольников на пороге школы. Автор предлагает систему эффективных форм взаимодействия с детьми по экологическому воспитанию старших дошкольников из опыта своей работы.

Ключевые слова: познавательная активность, предпосылки универсальных учебных действий, экологическое воспитание, поисковая деятельность. 

 

В каждой из пяти образовательных областей, определенных в ФГОС дошкольного образования [1], большое внимание уделяется созданию педагогических условий для проявления активности дошкольников, поддержке их любознательности и развития познавательного интереса к окружающему миру (людям, природе, технике, предметам и явлениям социальной действительности).

Развитие познавательной активности дошкольника вызвано необходимостью формирования позитивного отношения к самому процессу познания и становления личностной позиции будущего школьника. С целью качественной подготовки ребенка к школьному обучению, важно не наличие конкретных знаний и умений, а наличие предпосылок универсальных учебных действий – ребенок должен уметь понимать и принимать познавательную задачу, ставить цель и осуществлять поиск решения, подбирать необходимые способы и средства, уметь контролировать и оценивать полученный результат.

В трудах известных педагогов и психологов (Давыдов В.В., Лисина М.И., Поддъяков Н.Н., Савенков А.И., и др.) доказано, что познавательная активность в дошкольном возрасте проявляется: в интересе ребенка к разнообразным действиям с предметами в окружающем мире, при взаимодействии с природой, в активной речевой деятельности, в желании делиться полученной информацией со взрослыми, заинтересованностью в  совместных играх со сверстниками и др.

Для развития уровня познавательной активности в научно-педагогической литературе рекомендуется применять практико-ориентированные формы обучения (творческие игры, исследовательские проекты и детское экспериментирование). В своей работе с детьми мы опирались на авторскую программу С.Н.Николаевой «Юный эколог» [3] и вели кружковую работу по экологическому воспитанию, которая включала в себя различные мероприятия.

Проводили элементарные опыты по темам: «Осень. Живая и неживая природа», «Свойства живой и неживой природы», «Как и для чего дышит человек», «Речка, реченька, река», «У природы нет плохой погоды», «Путешествие капельки воды», «Цветные льдинки», «Наблюдение за веткой в вазе», «Мусор на нашей планете», «Огород на окне», «Космос». 

Читали и обыгрывали экологические сказки: «Мы друзья природы», «Наши помощники органы чувств», «День Земли. Планета Земля в опасности!», «Земля наш общий дом!», «Как человек охраняет природу».

Организовывали экологические игры: «Деревья зимой», «Зима. Где рождается снежинка», «Зимой в лесу», «Столовая для птиц», «Зимующие птицы», «Клуб знатоков леса», «Лес как экологическая система», «Загадки природы», викторина «Мы - друзья природы», «Правила поведения в лесу».     

Реализовали образовательный проект «Сказки природы», используя в процессе театрализованной деятельности народные сказки России: «Дети ветра», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Кот и воробей», «Как собака подружилась с человеком», Результатом проектной деятельности была постановка театрализованного представления совместно с родителями «Праздник майских дождей».

На познавательных занятиях и в совместной деятельности со старшими дошкольниками работа проводилась систематически и планомерно в соответствии с перспективным планированием О.А.Воронкевич[2]. Циклично вели наблюдения за объектами природы «Весенняя мозаика», «Летние сюжеты», «Осенний калейдоскоп», «Чудеса зимы» и т.д. [4].        

Наши воспитанники совместно с родителями начали активно принимать участие в соревнованиях и конкурсах. Баженов Виктор и Дыченкова Марина стали участниками проектной деятельности школы «Избавление человечества от мусора. Все в наших руках».

В результате проведенной работы уровень развития познавательной активности наших воспитанников значительно повысился. Проявлялось это не только в увеличении задаваемых ими вопросов познавательного характера, но и в стремлении самостоятельного поиска ответов на них. Возросла потребность в общении со взрослыми и сверстниками для демонстрации собственных успехов в экспериментальной, исследовательской и творческой деятельности. Порой ситуативное любопытство старших воспитанников, то есть кратковременный интерес стал все чаще приводить к яркому проявлению познавательной активности, а именно, к любознательности, ведущей к возникновению познавательного интереса, а затем, и к удовлетворению потребности ребенка  в поисковой деятельности для достижения личностного результата.

 

Литература:

1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2010. - 112 с

3. Рыжова Н.А. Программа Наш дом – природа: блок занятий Я и природа / Рыжова Н.А. – М.: ООО КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА, 2005. – 192 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь