Виктимность XXI века
Виктимность ХХI века
Автор: Коркина И.С.
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) – структурное подразделение Омский техникум железнодорожного транспорта (ОТЖТ), г. Омск
Аннотация: Социальное исследование, насколько современный человек, его имущество уязвимы в современном цифровом мире.
Ключевые слова: цифровые следы, персональная информация.
Мы живем в XXI веке, и одной из основных черт 21 столетия – скорость обмена информацией, всемирная сеть Интернет объединила страны и континенты, стала практически неотъемлемой частью существования большинства населения планеты. Оцифровано практически все, и совершая какие либо действия мы оставляем цифровые следы – номера телефонов, адреса персональных страниц в социальных сетях, номера банковских карт, паспортные данные и т.д.
Итак, что же может стать объектом преступного интернет-посягательства у современного человека:
- денежные средства;
- персональные данные;
- информация личного (в том числе интимного) характера;
- материальное имущество;
- нематериальное имущество, существующее только в пределах сети Интернет (например - имущество компьютерных игр).
Что же такое «виктимность»: Виктимность (от лат. victima — жертва) — склонность стать жертвой преступления. Впервые понятие «виктимность» появилось в криминалистике. Имеется даже соответствующая отрасль криминалистики – виктимология, которая исследует процесс становления жертвой преступления. Можно рассматривать виктимность как комплекс патологических свойств человека, постоянно попадающего в положение жертвы.
Сторонники существования виктимности могут натолкнуться на возражения, ведь как будто получается, что они обвиняют жертв в тех несчастьях, которые с ними происходят: пресловутый аргумент «сам виноват». В действительности это не так. Вину преступника в преступлении ещё никто не отменял, также как и случайность в обстоятельствах и существование стихийных бедствий. Просто некоторые исследователи подметили определённые закономерности в плане того, например, как преступники выбирают себе жертв или почему одни люди привлекают нездоровое внимание злодеев, а другие – не привлекают [1].
В настоящем исследовании, я не буду затрагивать случаи интернет-посягательств по персонифицированным мотивам: личная жизнь знаменитостей, испортить жизнь конкуренту, начальнику, коллеге по работе, я затрону жизнь обычного, рядового гражданина, лично преступнику неизвестного.
Не секрет, что, если нет желания быть ограбленным, обокраденным или обманутым, не стоит афишировать информацию о предстоящей сделке по купле или продаже автомобиля, квартиры, не стоит в людных местах «сверкать» содержимым бумажника, ведь, отчасти, информация о наличии у жертвы денежных средств, собственно и делают ее жертвой.
Целью моего исследования было установить, насколько опрошенные респонденты могут стать потенциальными жертвами интернет-преступников. Мною был предложено тестирование с утверждениями:
1. «Я – активный пользователь сети Интернет» - возвращаясь к вопросу о цифровых следах жизнедеятельности: пользователи всемирной сети Интернет оставляют большое количество информации о себе, своих привычках, своей жизни, которые могут привлечь злоумышленников, сформировать стратегию преступного поведения.
2. «Я часто совершаю покупки в интернет-магазинах, основываясь на наиболее низкой цене, в том числе и по предоплате» - злоумышленники часто создают поддельные сайты известных интернет-магазинов, заманивая покупателей низкими ценами.
3. «Я продавал (продаю) что-либо на российских торговых интернет-площадках («Юла», «Авито»)» - по сведениям, полученным из официальных источников МВД России, большое количество мошенничеств с использованием сети Интернет осуществляется при заключении сделок купли-продажи на торговых интернет-площадках;
4. «Я считаю нормальным оформлять (я уже оформлял) кредиты в микрозаймовых организациях» - микрозаймовые организации, которые в целях возврата кредитов не брезгуют продавать сведения о должниках коллекторским организациям.
5. «Я расплачиваюсь в сети Интернет банковской картой» - иногда бывает очень сложно отличить сайт известного интернет-магазина от подделки и совершая покупку – можно просто перевести деньги на счет мошенника, не получая при этом никакого товара.
6.«Я уверен, я смогу распознать мошенников при телефонном разговоре с «сотрудниками банка»» - цифровые методы отъема денежных средств у граждан зачастую идут в ногу с методами социальной инженерии, называние фамилии, имени, отчества жертвы, номера его банковской карты, иной персональной информации, делает речь злоумышленника крайне убедительной.
7. «Вполне возможно купить флагманский смартфон со скидкой 70%, производители часто через интернет-магазины устраивают такие акции в целях борьбы с конкурентами» - я очень часто, посещая сеть Интернет вижу рекламные баннеры с предложением купить «iPhone X» за 15-20 000 рублей, и в лучшем случае, жертва вместо флагмана получит его плохую копию.
8. «Я считаю, что если у меня нет высоких доходов, мошенникам я неинтересен» - это известное заблуждение, идущее от рассказов о Робине Гуде, к сожалению, мошенникам все равно сколько денег у жертвы – 5000 или 500 000.
9. «Я играю в компьютерные онлайн-игры, которые предусматривают платежи или покупки» - некоторые онлайн-игры предусматривают постоянную привязку банковской карты к игровому аккаунту, безопасность такого действия, на мой взгляд, весьма сомнительна.
10. «Я блокирую или не принимаю телефонные звонки с неизвестных мне номеров» - за исключением Москвы и Московской области, мошенники редко угадывают региональные номера, поэтому, стоит подумать, отвечать ли на звонок из Псковской области, находясь в Омске.
11. «Я считаю, что инвестирование, предлагаемое на условиях брокерской компании (Forex, Teletrade и т.д.) может быть неплохим источником дохода даже для новичка финансового рынка» - часто в телефонной или почтовой рекламе фигурируют предложения поучаствовать в инвестиционных проектах типа «Forex», «Teletrade» и т.д., но если это выгодно, почему так мало миллионеров?
12. «Забронировать» товар при покупке у частного лица на «Авито» небольшой предоплатой – это вполне разумный и оправданный поступок» - если предоплата покупки в интернет-магазине имеет определенную долю риска нарваться на мошенника, то переводить деньги неизвестному лицу, опубликовавшему картинку на «Авито» - это уже чистый адреналин.
13. «Я слышал (я знаю) о людях, которые ответив на рекламное SMS-сообщение выигрывали крупную сумму денег или другие ценные призы» - рекламное сообщение о том что ваш номер телефона выбран в качестве призового – это уже известная схема Интернет-мошенничества, жертва последовательно, сообщение за сообщением, отвечает на какие-то вопросы, и в конце – узнает, что стоимость одного такого сообщения в десятки и даже сотни раз превышает обычную.
14. «Я публикую много информации о себе в социальных сетях (Instagram, VKontakte, Odnoklassniki)» - жизнь, привычки, сведения о друзьях и близких, все это может стать добычей злоумышленника.
15. «Если быстро «зайти и выйти» в финансовую пирамиду, можно немножко подзаработать» - следует всегда помнить о том, что в финансовой пирамиде зарабатывают только те, кто находится на ее вершине, а информацию о своих участниках они собирают не хуже коллекторов.
Вышеуказанные утверждения и их оценка сформированы мной на основе информации, размещаемой Министерством Внутренних Дел Российской Федерации в разделе «Интернет-мошенничество Памятка для граждан».
Для обработки результатов теста мной выбран следующий ключ: за утвердительные ответы на вопросы №1-9, №11-15 и отрицательный ответ на вопрос №10 начислялся 1 балл. Чем выше сумма баллов – тем менее опрашиваемый защищен от преступных посягательств с использованием сети Интернет.
В ходе исследования было опрошено 100 респондентов в возрасте от 17 до 20 лет из числа студентов техникума.
Результатом тестирования стало:
Максиальное количество баллов, полученное при обработке - 12 (1 человек), минимальное – 2 (3 респондента), большую часть (80% опрошенных) составили от 5 до 8 баллов.
По ответам на вопросы, результаты распределились так:
98 % являются активными пользователями сети Интернет;
41 % совершая покупки посредством Интернет-магазинов основывают свой выбор на наиболее низкой цене и не брезгуют предоплатой;
40 % продавали что либо на российских торговых интернет-площадках;
7 % лояльно относятся к микрозаймовым организациям;
76 % платят в Интернете банковской картой;
74 % уверены, что могут распознать мошенников в ходе телефонного разговора;
34 % считают возможным и безопасным покупать в Интернете дорогие вещи с огромными скидками;
31 % считают, что мошенникам интересны только богатые люди;
60 % играют в компьютерные игры с платными услугами;
65 % не отвечают на звонки, номер которых им неизвестен;
25 % готовы сразиться на финансовом рынке инвестиций;
29 % готовы купить желанный товар любой ценой;
18 % считают возможным выиграть деньги через рекламное SMS;
31 % активно освещают свою жизнь в социальных сетях;
28 % не против быстрого заработка в «финансовой пирамиде».
Я не утверждаю, что, набравшие максимальное количество баллов обязательно станут жертвами интернет-мошенников, ни в коем случае. Это лишь показатель того, насколько уязвим современный человек со стороны Интернета. И это не исчерпывающий список мест, где человек оставляет свои цифровые следы.
В заключении, хочется сказать о том, что легкомысленное отношение к информации о себе, может послужить приманкой для злоумышленников. Проблеммность ситуации заключается в том, что человек делает это сознательно, вероятно, даже осознавая возможность противозаконных посягательств. Увеличивая количество уязвимостей, посредством оставления цифровых следов, мы не только привлекаем к себе мошенников, но и вкладываем в их руки инструменты воздействия – это и есть виктимность XXI века.
Я не призываю к параноидальному отношению к сети Интернет. Я лишь говорю о том, что надо внимательно прислушиваться к рекомендациям МВД России, информации, размещаемой банками, администрацией социальных сетей о возможных незаконных действиях третьих лиц. Если нельзя исключить из современной жизни цифровые следы, то необходимо хотя-бы представлять себе последствия таковой уязвимости.
Литература:
Максимова А. Виктимность / Мир психологии.