Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Виктимность XXI века

Дата публикации: 2020-05-01 10:07:00
Статью разместил(а):
Коркина И.С.

Виктимность ХХI века

Автор: Коркина И.С.

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) – структурное подразделение Омский техникум железнодорожного транспорта (ОТЖТ), г. Омск

 

Аннотация: Социальное исследование, насколько современный человек, его имущество уязвимы в современном цифровом мире.

Ключевые слова: цифровые следы, персональная информация.

 

Мы живем в XXI веке, и одной из основных черт 21 столетия – скорость обмена информацией, всемирная сеть Интернет объединила страны и континенты, стала практически неотъемлемой частью существования большинства населения планеты. Оцифровано практически все, и совершая какие либо действия мы оставляем цифровые следы – номера телефонов, адреса персональных страниц в социальных сетях, номера банковских карт, паспортные данные и т.д.

Итак, что же может стать объектом преступного интернет-посягательства у современного человека:

- денежные средства;

- персональные данные;

- информация личного (в том числе интимного) характера;

- материальное имущество;

- нематериальное имущество, существующее только в пределах сети Интернет (например - имущество компьютерных игр).

Что же такое «виктимность»: Виктимность (от лат. victima — жертва) — склонность стать жертвой преступления. Впервые понятие «виктимность» появилось в криминалистике. Имеется даже соответствующая отрасль криминалистики – виктимология, которая исследует процесс становления жертвой преступления. Можно рассматривать виктимность как комплекс патологических свойств человека, постоянно попадающего в положение жертвы. 

Сторонники существования виктимности могут натолкнуться на возражения, ведь как будто получается, что они обвиняют жертв в тех несчастьях, которые с ними происходят: пресловутый аргумент «сам виноват». В действительности это не так. Вину преступника в преступлении ещё никто не отменял, также как и случайность в обстоятельствах и существование стихийных бедствий. Просто некоторые исследователи подметили определённые закономерности в плане того, например, как преступники выбирают себе жертв или почему одни люди привлекают нездоровое внимание злодеев, а другие – не привлекают [1]. 

В настоящем исследовании, я не буду затрагивать случаи интернет-посягательств по персонифицированным мотивам: личная жизнь знаменитостей, испортить жизнь конкуренту, начальнику, коллеге по работе, я затрону жизнь обычного, рядового гражданина, лично преступнику неизвестного.

Не секрет, что, если нет желания быть ограбленным, обокраденным или обманутым, не стоит афишировать информацию о предстоящей сделке по купле или продаже автомобиля, квартиры, не стоит в людных местах «сверкать» содержимым бумажника, ведь, отчасти, информация о наличии у жертвы денежных средств, собственно и делают ее жертвой.

Целью моего исследования было установить, насколько опрошенные респонденты могут стать потенциальными жертвами интернет-преступников. Мною был предложено тестирование с утверждениями:

1. «Я – активный пользователь сети Интернет» - возвращаясь к вопросу о цифровых следах жизнедеятельности: пользователи всемирной сети Интернет оставляют большое количество информации о себе, своих привычках, своей жизни, которые могут привлечь злоумышленников, сформировать стратегию преступного поведения.

2. «Я часто совершаю покупки в интернет-магазинах, основываясь на наиболее низкой цене, в том числе и по предоплате» - злоумышленники часто создают поддельные сайты известных интернет-магазинов, заманивая покупателей низкими ценами.

3. «Я продавал (продаю) что-либо на российских торговых интернет-площадках («Юла», «Авито»)» - по сведениям, полученным из официальных источников МВД России, большое количество мошенничеств с использованием сети Интернет осуществляется при заключении сделок купли-продажи на торговых интернет-площадках;

4. «Я считаю нормальным оформлять (я уже оформлял) кредиты в микрозаймовых организациях» - микрозаймовые организации, которые в целях возврата кредитов не брезгуют продавать сведения о должниках коллекторским организациям.

5. «Я расплачиваюсь в сети Интернет банковской картой» - иногда бывает очень сложно отличить сайт известного интернет-магазина от подделки и совершая покупку – можно просто перевести деньги на счет мошенника, не получая при этом никакого товара.

6.«Я уверен, я смогу распознать мошенников при телефонном разговоре с «сотрудниками банка»» - цифровые методы отъема денежных средств у граждан зачастую идут в ногу с методами социальной инженерии, называние фамилии, имени, отчества жертвы, номера его банковской карты, иной персональной информации, делает речь злоумышленника крайне убедительной.

7. «Вполне возможно купить флагманский смартфон со скидкой 70%, производители часто через интернет-магазины устраивают такие акции в целях борьбы с конкурентами» - я очень часто, посещая сеть Интернет вижу рекламные баннеры с предложением купить «iPhone X» за 15-20 000 рублей, и в лучшем случае, жертва вместо флагмана получит его плохую копию.

8. «Я считаю, что если у меня нет высоких доходов, мошенникам я неинтересен» - это известное заблуждение, идущее от рассказов о Робине Гуде, к сожалению, мошенникам все равно сколько денег у жертвы – 5000 или 500 000.

9. «Я играю в компьютерные онлайн-игры, которые предусматривают платежи или покупки» - некоторые онлайн-игры предусматривают постоянную привязку банковской карты к игровому аккаунту, безопасность такого действия, на мой взгляд, весьма сомнительна.

10. «Я блокирую или не принимаю телефонные звонки с неизвестных мне номеров» - за исключением Москвы и Московской области, мошенники редко угадывают региональные номера, поэтому, стоит подумать, отвечать ли на звонок из Псковской области, находясь в Омске.

11. «Я считаю, что инвестирование, предлагаемое на условиях брокерской компании (Forex, Teletrade и т.д.) может быть неплохим источником дохода даже для новичка финансового рынка» - часто в телефонной или почтовой рекламе фигурируют предложения поучаствовать в инвестиционных проектах типа «Forex», «Teletrade» и т.д., но если это выгодно, почему так мало миллионеров?

12. «Забронировать» товар при покупке у частного лица на «Авито» небольшой предоплатой – это вполне разумный и оправданный поступок» - если предоплата покупки в интернет-магазине имеет определенную долю риска нарваться на мошенника, то переводить деньги неизвестному лицу, опубликовавшему картинку на «Авито» - это уже чистый адреналин.

13. «Я слышал (я знаю) о людях, которые ответив на рекламное SMS-сообщение выигрывали крупную сумму денег или другие ценные призы» - рекламное сообщение о том что ваш номер телефона выбран в качестве призового – это уже известная схема Интернет-мошенничества, жертва последовательно, сообщение за сообщением, отвечает на какие-то вопросы, и в конце – узнает, что стоимость одного такого сообщения в десятки и даже сотни раз превышает обычную.

14. «Я публикую много информации о себе в социальных сетях (Instagram, VKontakte, Odnoklassniki)» - жизнь, привычки, сведения о друзьях и близких, все это может стать добычей злоумышленника.

15. «Если быстро «зайти и выйти» в финансовую пирамиду, можно немножко подзаработать» - следует всегда помнить о том, что в финансовой пирамиде зарабатывают только те, кто находится на ее вершине, а информацию о своих участниках они собирают не хуже коллекторов.

Вышеуказанные утверждения и их оценка сформированы мной на основе информации, размещаемой Министерством Внутренних Дел Российской Федерации в разделе «Интернет-мошенничество Памятка для граждан».

Для обработки результатов теста мной выбран следующий ключ: за утвердительные ответы на вопросы №1-9, №11-15 и отрицательный ответ на вопрос №10 начислялся 1 балл. Чем выше сумма баллов – тем менее опрашиваемый защищен от преступных посягательств с использованием сети Интернет.

В ходе исследования было опрошено 100 респондентов в возрасте от 17 до 20 лет из числа студентов техникума.

Результатом тестирования стало:

Максиальное количество баллов, полученное при обработке - 12 (1 человек), минимальное – 2 (3 респондента), большую часть (80% опрошенных) составили от 5 до 8 баллов.

По ответам на вопросы, результаты распределились так:

98 % являются активными пользователями сети Интернет;

41 % совершая покупки посредством Интернет-магазинов основывают свой выбор на наиболее низкой цене и не брезгуют предоплатой;

40 % продавали что либо на российских торговых интернет-площадках;

7 % лояльно относятся к микрозаймовым организациям;

76 % платят в Интернете банковской картой;

74 % уверены, что могут распознать мошенников в ходе телефонного разговора;

34 % считают возможным и безопасным покупать в Интернете дорогие вещи с огромными скидками;

31 % считают, что мошенникам интересны только богатые люди;

60 % играют в компьютерные игры с платными услугами;

65 % не отвечают на звонки, номер которых им неизвестен;

25 % готовы сразиться на финансовом рынке инвестиций;

29 % готовы купить желанный товар любой ценой;

18 % считают возможным выиграть деньги через рекламное SMS;

31 % активно освещают свою жизнь в социальных сетях;

28 % не против быстрого заработка в «финансовой пирамиде».

Я не утверждаю, что, набравшие максимальное количество баллов обязательно станут жертвами интернет-мошенников, ни в коем случае. Это лишь показатель того, насколько уязвим современный человек со стороны Интернета. И это не исчерпывающий список мест, где человек оставляет свои цифровые следы.

В заключении, хочется сказать о том, что легкомысленное отношение к информации о себе, может послужить приманкой для злоумышленников. Проблеммность ситуации заключается в том, что человек делает это сознательно, вероятно, даже осознавая возможность противозаконных посягательств. Увеличивая количество уязвимостей, посредством оставления цифровых следов, мы не только привлекаем к себе мошенников, но и вкладываем в их руки инструменты воздействия – это и есть виктимность XXI века.

Я не призываю к параноидальному отношению к сети Интернет. Я лишь говорю о том, что надо внимательно прислушиваться к рекомендациям МВД России, информации, размещаемой банками, администрацией социальных сетей о возможных незаконных действиях третьих лиц. Если нельзя исключить из современной жизни цифровые следы, то необходимо хотя-бы представлять себе последствия таковой уязвимости.

 

Литература:

Максимова А. Виктимность / Мир психологии.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь