Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Программа элективного курса "Анализ текста: теория и практика"

Дата публикации: 2023-05-05 11:18:22
Статью разместил(а):
Ибатуллина Эльвера Мударисовна

Программа элективного курса "Анализ текста: теория и практика"

Автор: Ибатуллина Эльвера Мударисовна

МБОУ "СОШ № 2", с. Стерлибашево, республика Башкортостан

  

Программа элективного курса «Анализ текста: теория и практика» для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.  

Программа элективного предмета «Анализ текста: теория и практика» в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю). 

Актуальность данного элективного курса обусловлена:

- потребностью в функционально-грамотном выпускнике школы, способном  быстро адаптироваться и функционировать в информационной среде;

- недостаточной разработанностью данной тематики в рамках основного курса дисциплины «Русский язык»;

- необходимостью качественной подготовки выпускников школы к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку.  

Цель курса: формировать навык умения понимать,  анализировать текст данный ученику для восприятия, научиться создавать собственный текст. 

Задачи: 

  • систематизировать знания о тексте, как выражается его тема и какие средства связи используются в тексте, типах и стилях речи; 
  • развивать умение читать и понимать главное содержание текста различных функциональных стилей; 
  • совершенствовать  умение анализировать текст в единстве формы и содержания; 
  •  развивать навыки передачи  письменной речи, раскрывая проблемы, поставленные в тексте, приводя собственный комментарий и  оценку фактов и явлений;
  • формировать информационные универсальные учебные действия (поиск, анализ, преобразование и свёртывание, передача информации);
  • научить правильно оформлять высказывания в соответствии с нормами современного русского литературного языка; 
  • развивать навыки самостоятельной учебной деятельности; 
  • воспитать личность, бережно относящуюся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры. 

Общая характеристика учебного предмета.

Элективный курс «Анализ текста: теория и практика» курс имеет практическую направленность. Работа по программе курса предполагает как формирование круга знаний учащихся, так и развитие у них навыков самостоятельного осмысления художественных, публицистических текстов, умений формулировать собственное суждение о прочитанном. В основе курса лежит обобщение, систематизация и расширение сведений о тексте, полученных учащимися в 5-9 классах. 

Данный курс помогает развивать восприятие и понимание первичного текста, учит выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры-иллюстрации предложенного текста. Программа курса предполагает развитие метапредметной связи учебной программы  «русский язык», поэтому учащиеся расширяют аналитический ум, логическое мышление на основе художественных текстов, при этом учатся создавать собственный текст-рассуждение.. 

Занятия по темам курса способствуют развивать: 

  • лингвистическую компетенцию, то есть учатся проводить содержательный анализ текста: находить проблематику текста и выразить собственное отношение к нему, комментируя его примерами-иллюстрациями из текста, находя  авторскую позицию, соглашаясь или отстаивая свое мнение,  излагать свои мысли, развивая логическое мышление; 
  • языковую компетенцию, то есть обучать практическому владению русским языком, его словарным запасом и грамматикой, соблюдая языковые нормы; 
  • коммуникативную компетенцию, то есть выработать навык использования различных видов речевой деятельности, умением понимать чужую речь, при этом создавая собственное мнение, в конечном счете сочинение-рассуждение. 

В программе  реализуется личностно-ориентированный подход, который  формирует у обучающихся  способность творчески читать текст, развивая эстетическую деятельность. Читая и  анализируя тексты, ученик самостоятельно интерпретирует их. 

Школьники вовлекаются в различные виды деятельности, как чтение, дискуссия; создание сочинений-рассуждений с учётом речевых норм современного русского литературного языка; рецензирование чужих сочинений; анализ языковых явлений с точки зрения правильности, выразительности и этичности их употребления, соблюдая фактологическую точность; работа с разными информационными источниками (художественными, публицистическими, научными текстами, текстами СМИ). 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративного, группового и дифференцированного, проблемного обучения, метод исследования. 

В элективном курсе  используются технологии: ИКТ, личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного, исследовательского обучения, здоровьесберегающие. 

Формы контроля: развёрнутый ответ на проблемный вопрос; анализ примера-иллюстрации текста; комментирование текста; сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. 

Элективный курс «Текст: от теории к практике»  для обучающихся 10 класса средней общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предполагает изучение курса в течение 34 часов.

Форма промежуточной аттестации курса «Текст: от теории к практике»: зачёт или  сочинение-рассуждение. 

*Формы промежуточной аттестации могут изменяться при внесении изменений в Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся  или в Учебный план учреждения.

Содержание учебного курса.

Текст. Понятие о тексте. Основные признаки текста: цельность и связность. Тема и идея текста. Способы выражения содержания текста. Заглавие. Начало и конец текста. Поиск ключевых слов текста, их функциональная нагрузка. Практическая работа с текстом: определение темы, нахождение проблем предложенного текста с открытого банка заданий ФИПИ. 

Способы связи предложений в тексте. Синтаксический строй текста. Предложения в составе текста. Способы связи предложений в тексте. Лексические средства связи предложений в тексте: синонимы, антонимы, лексический повтор и т.д.. Грамматические средства связи предложений в тексте. Связующая функция местоимений и союзов.  Функции парцеляций.  Нахождение в тексте  различных способов связи предложений  и смысловых частей. 

Типы речи. Понятие о типах речи текста, его отличительных признаках: повествование, описание, рассуждение.  Особенности построения текста-рассуждения. Языковые средства выражения рассуждения. Практическая работа. Определение типа речи в частях текста. 

Стиль текста. Что такое стиль теста? Тексты разных стилей. Общее знакомство с отличительными признаками художественного, публицистического, научного стилей. Практическое умение определять различные стили текстов или его фрагментов. 

Средства выразительности текста. Средства художественной выразительности текста. Лексические средства выразительности текста: тропы. Синтаксические средства выразительности текста: стилистические фигуры и приемы. как средство выразительности текста. Определение средств художественной выразительности в тексте по лексическому и синтаксическому уровню языка. 

Сочинение-рассуждение на основе текста. Основные требования к сочинению. Критерии оценивания сочинения. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Клише сочинения-рассуждения. Проблематика  текстов с базы данных ФИПИ. Способы выражения проблемы: родительным падежом или проблемным вопросом. Трудности при формулировании проблем текста. Комментарий к проблеме текста.  Особенности написания 2 примеров-иллюстраций к проблеме текста. Определение авторской позиции в анализируемом тексте. Составление  текста рассуждения по требованиям жанра. Выражение собственного мнения о согласии/несогласии с автором текста. Аргументы  жизненного или читательского опыта ученика. Заключение. Речевое оформление сочинения: смысловая цельность, точность, связность и последовательность написания текста. Виды ошибок. Написание сочинения по прочитанному тексту.

Учебно-тематический план курса «Анализ текста: теория и практика»:

№ 

Содержание раздела программы 

Количество часов 

1.          

Текст. Тема, проблема, авторская позиция текста 

12 

2.

Способы связи предложений в тексте 

 

Типы речи и стиль текста 

 

Средства выразительности текста 

 

Сочинение-рассуждение на основе текста 

10 

 

ИТОГО 

34 

Требования к результатам освоения учениками о программы элективного курса 

Личностные результаты: 

· сформированность видения, соответствующего современным требованиям выпускникам школы, основанного на различных формах общественного сознания, осознание собственного  места в социокультурном мире; 

· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с духовно-нравственными ценностями и идеалами гражданского общества; способность к самостоятельной, творческой  деятельности; 

· развитие навыков общения с ровесниками старшими в образовательной, проектной и исследовательской деятельности. 

Метапредметные результаты: 

· умение индивидуально определять цель, задачи деятельности и разрабатывать планы деятельности; самостоятельно реализовывать и корректировать деятельность; раскрывать возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов; 

· умение плодотворно взаимодействовать и общаться в процессе совместной деятельности, по возможности помогать другим участникам деятельности, уметь признавать ошибки и исправлять их; 

· эффективно овладевать познавательной деятельностью, получать полезную информацию из словарей, умение ориентироваться в различных источниках информации из сети интернет; 

· владение языковыми средствами: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать  средства языковой выразительности; 

Предметные результаты: 

· усвоение основных научных знаний о русском языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; 

· сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 

· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 

· способность анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 

· умение создавать тексты в виде тезисов,  сочинений; 

Планируемые результаты освоения программы 

Учащиеся научатся: 

· формулировать тему, проблему текста, его принадлежность к определенному типу и стилю речи; 

· анализировать текст, создавать устные и письменные высказывания, сочинения; 

· свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). 

· грамотно использовать лексические и грамматические средства связи предложений в сочинении, уместно употреблять языковые средства выразительности; 

· соблюдать в устной и письменной речи основные орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы  языка; 

· извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; 

· оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия содержания и формы; 

· научатся отличать язык художественной литературы от других стилей русского языка; 

· научатся соблюдать нормы речевого этикета в общении. 

Тематическое планирование по темам уроков:

Основные признаки текста. Тема и идея текста. 

 

Способы выражения темы текста. Заглавие. Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка. 

 

Основные требования к сочинению. Критерии оценивания сочинения.

 

Как найти проблему  текста и способы её выражения. 

 

Практическая работа. Определение  проблем исходного текста. 

 

Особенности написания комментарий к проблеме текста.  

 

Практическая работа. Написание комментария: 2примеров-иллюстраций к проблеме текста, прокомментировать  их  и показать смысловую связь. 

 

Авторская позиция в художественном тексте. Выявление авторской позиции. 

 

Отношение к позиции автора  по проблеме исходного текста

 

Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения. 

 

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ  по заданному тексту.

 
 

Практическая работа. Анализ  написанных сочинений-рассуждений. 

 

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. 

 

Практическая работа. Определение типа речи в частях текста. 

 

 Способы связи предложений в тексте: лексические и грамматические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы/ союзы, местоимения и т.д.).

 

Практическая работа. Определение средств связи в тексте. 

 

Лексические средства  выразительности текста. 

 

Синтаксические средства выразительности текста. 

 

Стилистические фигуры как средство выразительности текста.

 

Выполнение тренировочных упражнений задания 24-25 в формате ЕГЭ.

 

Выполнение тренировочных упражнений задания 26 в формате ЕГЭ. 

 

Знакомство с образцовыми сочинениями по баллам в формате ЕГЭ задания 27.

 

Практическая работа. Определение ошибок (где потеряли баллы) в предложенных   вариантах сочинений. 

 

Понятие стиля текста. Особенности текстов публицистического стиля. 

 

Особенности текстов художественного стиля. 

 

Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы текста. Ошибки при формулировании проблемы. 

 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

 

Точность и выразительность речи.

 

Соблюдение этических норм и фактологической точности.

 

Речевое оформление сочинения. Виды ошибок. 

 

Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту.

 
 

Практическая работа. Анализ оценки сочинения по прочитанному тексту. 

 

Практическая работа. Анализ  сочинения-рассуждения: что получилось и не получилось.

 

 

Литература: 

  1. Беднарская Л.Д. Элективные курсы по русскому языку для 10-11 классов – Орел, 2007.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций, – М.: ООО Русское слово, 2021.
  3. Цыбулько И.П., Васильевых И.П. и др. Русский язык. Тематический практикум. Анализ текста. Сочинение по прочитанному тексту. – М.: Просвещение, 2018.
  4. Павлова О.А., Белова И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы. О.А. Павлова, И.В. Белова – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
  5. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ,- Ростов-на-Дону: Легион, 2021.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь