Программа элективного курса "Анализ текста: теория и практика"
Программа элективного курса "Анализ текста: теория и практика"
Автор: Ибатуллина Эльвера Мударисовна
МБОУ "СОШ № 2", с. Стерлибашево, республика Башкортостан
Программа элективного курса «Анализ текста: теория и практика» для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа элективного предмета «Анализ текста: теория и практика» в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Актуальность данного элективного курса обусловлена:
- потребностью в функционально-грамотном выпускнике школы, способном быстро адаптироваться и функционировать в информационной среде;
- недостаточной разработанностью данной тематики в рамках основного курса дисциплины «Русский язык»;
- необходимостью качественной подготовки выпускников школы к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку.
Цель курса: формировать навык умения понимать, анализировать текст данный ученику для восприятия, научиться создавать собственный текст.
Задачи:
- систематизировать знания о тексте, как выражается его тема и какие средства связи используются в тексте, типах и стилях речи;
- развивать умение читать и понимать главное содержание текста различных функциональных стилей;
- совершенствовать умение анализировать текст в единстве формы и содержания;
- развивать навыки передачи письменной речи, раскрывая проблемы, поставленные в тексте, приводя собственный комментарий и оценку фактов и явлений;
- формировать информационные универсальные учебные действия (поиск, анализ, преобразование и свёртывание, передача информации);
- научить правильно оформлять высказывания в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- развивать навыки самостоятельной учебной деятельности;
- воспитать личность, бережно относящуюся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.
Общая характеристика учебного предмета.
Элективный курс «Анализ текста: теория и практика» курс имеет практическую направленность. Работа по программе курса предполагает как формирование круга знаний учащихся, так и развитие у них навыков самостоятельного осмысления художественных, публицистических текстов, умений формулировать собственное суждение о прочитанном. В основе курса лежит обобщение, систематизация и расширение сведений о тексте, полученных учащимися в 5-9 классах.
Данный курс помогает развивать восприятие и понимание первичного текста, учит выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры-иллюстрации предложенного текста. Программа курса предполагает развитие метапредметной связи учебной программы «русский язык», поэтому учащиеся расширяют аналитический ум, логическое мышление на основе художественных текстов, при этом учатся создавать собственный текст-рассуждение..
Занятия по темам курса способствуют развивать:
- лингвистическую компетенцию, то есть учатся проводить содержательный анализ текста: находить проблематику текста и выразить собственное отношение к нему, комментируя его примерами-иллюстрациями из текста, находя авторскую позицию, соглашаясь или отстаивая свое мнение, излагать свои мысли, развивая логическое мышление;
- языковую компетенцию, то есть обучать практическому владению русским языком, его словарным запасом и грамматикой, соблюдая языковые нормы;
- коммуникативную компетенцию, то есть выработать навык использования различных видов речевой деятельности, умением понимать чужую речь, при этом создавая собственное мнение, в конечном счете сочинение-рассуждение.
В программе реализуется личностно-ориентированный подход, который формирует у обучающихся способность творчески читать текст, развивая эстетическую деятельность. Читая и анализируя тексты, ученик самостоятельно интерпретирует их.
Школьники вовлекаются в различные виды деятельности, как чтение, дискуссия; создание сочинений-рассуждений с учётом речевых норм современного русского литературного языка; рецензирование чужих сочинений; анализ языковых явлений с точки зрения правильности, выразительности и этичности их употребления, соблюдая фактологическую точность; работа с разными информационными источниками (художественными, публицистическими, научными текстами, текстами СМИ).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративного, группового и дифференцированного, проблемного обучения, метод исследования.
В элективном курсе используются технологии: ИКТ, личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного, исследовательского обучения, здоровьесберегающие.
Формы контроля: развёрнутый ответ на проблемный вопрос; анализ примера-иллюстрации текста; комментирование текста; сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.
Элективный курс «Текст: от теории к практике» для обучающихся 10 класса средней общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предполагает изучение курса в течение 34 часов.
Форма промежуточной аттестации курса «Текст: от теории к практике»: зачёт или сочинение-рассуждение.
*Формы промежуточной аттестации могут изменяться при внесении изменений в Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся или в Учебный план учреждения.
Содержание учебного курса.
Текст. Понятие о тексте. Основные признаки текста: цельность и связность. Тема и идея текста. Способы выражения содержания текста. Заглавие. Начало и конец текста. Поиск ключевых слов текста, их функциональная нагрузка. Практическая работа с текстом: определение темы, нахождение проблем предложенного текста с открытого банка заданий ФИПИ.
Способы связи предложений в тексте. Синтаксический строй текста. Предложения в составе текста. Способы связи предложений в тексте. Лексические средства связи предложений в тексте: синонимы, антонимы, лексический повтор и т.д.. Грамматические средства связи предложений в тексте. Связующая функция местоимений и союзов. Функции парцеляций. Нахождение в тексте различных способов связи предложений и смысловых частей.
Типы речи. Понятие о типах речи текста, его отличительных признаках: повествование, описание, рассуждение. Особенности построения текста-рассуждения. Языковые средства выражения рассуждения. Практическая работа. Определение типа речи в частях текста.
Стиль текста. Что такое стиль теста? Тексты разных стилей. Общее знакомство с отличительными признаками художественного, публицистического, научного стилей. Практическое умение определять различные стили текстов или его фрагментов.
Средства выразительности текста. Средства художественной выразительности текста. Лексические средства выразительности текста: тропы. Синтаксические средства выразительности текста: стилистические фигуры и приемы. как средство выразительности текста. Определение средств художественной выразительности в тексте по лексическому и синтаксическому уровню языка.
Сочинение-рассуждение на основе текста. Основные требования к сочинению. Критерии оценивания сочинения. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Клише сочинения-рассуждения. Проблематика текстов с базы данных ФИПИ. Способы выражения проблемы: родительным падежом или проблемным вопросом. Трудности при формулировании проблем текста. Комментарий к проблеме текста. Особенности написания 2 примеров-иллюстраций к проблеме текста. Определение авторской позиции в анализируемом тексте. Составление текста рассуждения по требованиям жанра. Выражение собственного мнения о согласии/несогласии с автором текста. Аргументы жизненного или читательского опыта ученика. Заключение. Речевое оформление сочинения: смысловая цельность, точность, связность и последовательность написания текста. Виды ошибок. Написание сочинения по прочитанному тексту.
Учебно-тематический план курса «Анализ текста: теория и практика»:
№ |
Содержание раздела программы |
Количество часов |
1. |
Текст. Тема, проблема, авторская позиция текста |
12 |
2. |
Способы связи предложений в тексте |
3 |
Типы речи и стиль текста |
5 |
|
Средства выразительности текста |
4 |
|
Сочинение-рассуждение на основе текста |
10 |
|
ИТОГО |
34 |
Требования к результатам освоения учениками о программы элективного курса
Личностные результаты:
· сформированность видения, соответствующего современным требованиям выпускникам школы, основанного на различных формах общественного сознания, осознание собственного места в социокультурном мире;
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с духовно-нравственными ценностями и идеалами гражданского общества; способность к самостоятельной, творческой деятельности;
· развитие навыков общения с ровесниками старшими в образовательной, проектной и исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
· умение индивидуально определять цель, задачи деятельности и разрабатывать планы деятельности; самостоятельно реализовывать и корректировать деятельность; раскрывать возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;
· умение плодотворно взаимодействовать и общаться в процессе совместной деятельности, по возможности помогать другим участникам деятельности, уметь признавать ошибки и исправлять их;
· эффективно овладевать познавательной деятельностью, получать полезную информацию из словарей, умение ориентироваться в различных источниках информации из сети интернет;
· владение языковыми средствами: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать средства языковой выразительности;
Предметные результаты:
· усвоение основных научных знаний о русском языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов;
· сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
· способность анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
· умение создавать тексты в виде тезисов, сочинений;
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся научатся:
· формулировать тему, проблему текста, его принадлежность к определенному типу и стилю речи;
· анализировать текст, создавать устные и письменные высказывания, сочинения;
· свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
· грамотно использовать лексические и грамматические средства связи предложений в сочинении, уместно употреблять языковые средства выразительности;
· соблюдать в устной и письменной речи основные орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы языка;
· извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
· оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия содержания и формы;
· научатся отличать язык художественной литературы от других стилей русского языка;
· научатся соблюдать нормы речевого этикета в общении.
Тематическое планирование по темам уроков:
Основные признаки текста. Тема и идея текста. |
|
Способы выражения темы текста. Заглавие. Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка. |
|
Основные требования к сочинению. Критерии оценивания сочинения. |
|
Как найти проблему текста и способы её выражения. |
|
Практическая работа. Определение проблем исходного текста. |
|
Особенности написания комментарий к проблеме текста. |
|
Практическая работа. Написание комментария: 2примеров-иллюстраций к проблеме текста, прокомментировать их и показать смысловую связь. |
|
Авторская позиция в художественном тексте. Выявление авторской позиции. |
|
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения. |
|
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по заданному тексту. |
|
Практическая работа. Анализ написанных сочинений-рассуждений. |
|
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. |
|
Практическая работа. Определение типа речи в частях текста. |
|
Способы связи предложений в тексте: лексические и грамматические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы/ союзы, местоимения и т.д.). |
|
Практическая работа. Определение средств связи в тексте. |
|
Лексические средства выразительности текста. |
|
Синтаксические средства выразительности текста. |
|
Стилистические фигуры как средство выразительности текста. |
|
Выполнение тренировочных упражнений задания 24-25 в формате ЕГЭ. |
|
Выполнение тренировочных упражнений задания 26 в формате ЕГЭ. |
|
Знакомство с образцовыми сочинениями по баллам в формате ЕГЭ задания 27. |
|
Практическая работа. Определение ошибок (где потеряли баллы) в предложенных вариантах сочинений. |
|
Понятие стиля текста. Особенности текстов публицистического стиля. |
|
Особенности текстов художественного стиля. |
|
Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы текста. Ошибки при формулировании проблемы. |
|
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. |
|
Точность и выразительность речи. |
|
Соблюдение этических норм и фактологической точности. |
|
Речевое оформление сочинения. Виды ошибок. |
|
Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту. |
|
Практическая работа. Анализ оценки сочинения по прочитанному тексту. |
|
Практическая работа. Анализ сочинения-рассуждения: что получилось и не получилось. |
Литература:
- Беднарская Л.Д. Элективные курсы по русскому языку для 10-11 классов – Орел, 2007.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций, – М.: ООО Русское слово, 2021.
- Цыбулько И.П., Васильевых И.П. и др. Русский язык. Тематический практикум. Анализ текста. Сочинение по прочитанному тексту. – М.: Просвещение, 2018.
- Павлова О.А., Белова И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы. О.А. Павлова, И.В. Белова – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
- Сенина Н.А., Гармаш С.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ,- Ростов-на-Дону: Легион, 2021.