Конспект занятия по речевому развитию «Петушок и бобовое зёрнышко»
Конспект занятия по речевому развитию
«Петушок и бобовое зёрнышко»
Образовательная область – «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Цель: закрепить знания о русских народных сказках, развивать речь, память, воображение в процессе знакомства со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;
- познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко;
- добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах;
Развивающие:
- развивать связную речь, интонационную выразительность речи, мелкую моторику кистей рук; развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать художественное воображение и эстетический вкус;
- развивать мелкую моторику и тактильные ощущения при использовании в работе нетрадиционный материал (фасоль).
Воспитывающие: воспитывать взаимопомощь, любовь к русским народным сказкам, доброжелательное взаимодействие со сверстниками.
Методы: Беседа, физминутка «Петушок», задание «Вылепи петушка».
Предварительная работа:
- Работа со сказкой. Разгадывание загадок, чтение художественной литературы сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», дидактические игры, совместное с родителями рисование сюжетов по сказке, Совместное создание книги «Петушок и бобовое зернышко»: подготовка обложки техникой аппликации из бобовых и круп, ламинирование рисунков по сказке, брошюровка;
- Подготовка материала к итоговому занятию: изготовление трафарета (картинка, перенесенная на основу, с помощью копировальной бумаги, покрытая слоем пластилина).
Планируемые целевые ориентиры образования: ребёнок проявляет любознательность к русским народным сказкам, склонен наблюдать, владеет достаточно хорошо активной речью, включённой в общение, проявляет интерес к рассматриванию картинки. У детей развита мелкая моторика. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Ребёнок обладает развитым воображением.
Материалы и оборудование: игрушка «волшебный цветок», материал для аппликации (тарелочки с зернами бобов.), картон с силуэтом петушка, покрытый слоем пластилина.
Ход ООД
1. Открытый вход в деятельность
Приветствие
Вот мы встали все в кружок,
Вот он - сказочный цветок.
Всех приветствует вокруг.
Здравствуй, наш волшебный друг!
Здравствуй, Саша!
(Дети приветствуют друг друга по кругу, передавая цветок).
Мы с цветочком полетели
И на стулья тихо сели.
2. Вводно – организационный.
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка- ежка у окна...
Догадайтесь, кто она? " (сказка)
3. Мотивационная деятельность
- Ребята, к нам сегодня в гости пришли герои из сказки.
- Хотите узнать кто?
- Для этого нам нужно разгадать загадки. Вы готовы?
Разгадывание загадок.
Воспитатель:
Птица ходит по двору,
Будет деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это?
(петушок)
Воспитатель:
Вроде птица - не летает,
Ходит, зерна собирает.
И цыпляток подзывает
(Курица, а еще ее можно назвать «квочка»)
4. Расширение имеющихся знаний.
Из какой русской народной сказки эти герои?
А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? Я вам сейчас расскажу. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от взрослых к детям.
Чтение сказки» «Петушок и бобовое зернышко».
Беседа:
Воспитатель: вы внимательно слушали сказку?
1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?
(Петя, не торопись. Петя, не торопись.) - Нескольким детям предлагается в паре обыграть этот сюжет и проговаривать эти слова ласково, затем ее произносят все дети хором.
2. К кому курочка обращалась за помощью? (К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.)
3. Что курочка просила у хозяйки? (Дать маслица для Петушка)
Как ласково она к ней обращалась? (хозяюшка)
4. Как она просила коровушку? (Коровушка, голубушка, дай скорее молока.) Скажите так же.
5. У кого курочка просила свежей травы для коровушки? (у хозяина)
Что ответил хозяин курочке? (беги скорее к кузнецу за косой)
7. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? (Все, как могли, помогали курочке достать маслица.)
8. Смогла ли курочка вылечить петушка? (Да.)
А почему смогла? (Потому что ей помогали и курочка знала, чем помочь петушку.)
9. Понравилась ли вам созданная нами сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чем?
Эта сказка учит всех не торопиться во время еды, в работе и помогать, заботиться друг о друге, если кто-то попал в беду.
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Работа над интонационной выразительностью речи (обратить внимание детей на то, как в сказке ласково называют действующих лиц).
Хозяйка – хозяюшка;
Петух – петушок;
Корова – коровушка;
Голубка – голубушка;
Курица – курочка;
Горло – горлышко;
Зерно – зернышко;
Молоко – молочко;
Масло – маслице.
Молодцы, ребята. За ваше правильное поведение, внимательность, активность петушок и курочка дарят вам подарки вот такие зернышки (открываю поднос, на котором тарелочки с бобовыми (горохом и бобами). Бобовые зернышки очень любят клевать курочки и петушки. Люди тоже едят бобы, но только специально приготовленные, сваренные.
Что лежит на подносе? Вы верно назвали горох. Он хорошо вам знаком. А вот эти зернышки называются «фасоль». И горох, и фасоль можно назвать бобовыми зернышками. Смотрите сколько много у нас бобов. (ПОВТОР СЛОВА ХОРОМ, И ПО ОДНОМУ) А один – боб. Или можно сказать – бобовое зернышко – проговаривание.
5. Динамическая пауза «Петушок».
Петушок стоит на ножке
И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет).
— Ой, устала ножка,
Похожу немножко (ходьба на месте; то же другой ногой).
6. Практическая работа.
Молодцы, дети, давайте присядем за столы и с помощью подаренных нам зернышек сделаем аппликацию «Петушка».
Воспитатель: Для выполнения аппликаций вам потребуется картон с изображением петушка из пластилина, который мы с вами заранее изготовили и фасоль, подаренная нам курицей. (Чтобы пластилин стал мягче, во время объяснения положить ладошки на силуэты из пластилина)
Вдавливаем фасоль сначала по контуру силуэта петушка, чтобы она плотно прилегала друг к другу, не выступая за контуры. Затем вдавливаем фасоль в свободное место на силуэте. Показ воспитателя.
Самостоятельная работа детей. (Образец убрать)
Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием. Вот такие забавные аппликации у нас получились.
7. Открытый выход из деятельности.
- Ребята, о какой сказке мы сегодня говорили?
- Чему научила вас эта сказка?
- Что вам понравилось на нашем занятии больше всего?