Развитие речи детей через театрализованную деятельность
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Автор: Гилязова Айгуль Альбертовна
МАДОУ "Центр развития ребенка "Фея" Детский сад № 83"
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыки, и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Значение театрализованной деятельности:
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
- дети получают эмоциональный подъём;
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
- позволяет формировать опыт социального поведения;
- стимулирует активную речь.
Таким образом для себя я ставлю следующие целевой ориентир - создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Для развития театральной деятельности в группе № 8 созданы следующие условия:
- имеются различные виды театров: теневой, кукольный, пальчиковый, игрушек, настольный;
- костюмы и маски для игр-драматизаций;
- набор декораций, аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы».
Формы и методы работы с детьми:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- упражнения по этике во время драматизаций;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках.
Через работу по этюдам развивается способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся мини концерты в группе, танцевальные импровизации под музыку, побуждаю детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.
В процессе организованной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения использую показ настольного, пальчикового и др. театров.
В играх-драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно-ролевых игр решаются задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса. Дети привлекаются к изготовлению атрибутов, элементов декораций, костюмов, масок.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время театрализованных игр раскованно и свободно.