Формы взаимодействия с родителями с целью создания единого пространства
Формы взаимодействия с родителями с целью создания единого образовательного пространства "Детский сад – семья"
Автор: Станкевич Светлана Эдуардовна
г. Балтийск
"Только вместе с родителями общими
усилиями, воспитатели могут дать детям
больше человеческого счастья"
В.А. Сухомлинский
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные организации много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.
С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Я работаю с малышами, и когда я набрала свою группу, я поняла, что для меня важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи дети поступают в детский сад.
В связи с этим меня больше всего заинтересовала тема – взаимодействие с родителями.
Я использую разные формы организации взаимодействия с родителями:
- консультации
- родительские собрания
- анкетирование родителей;
- опросы;
- советы и рекомендации;
- наглядно-информационный материал.
В нашей группе пользуются популярностью такие формы общения, как «Родительская почта», библиотека игр.
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту, задать интересующие вопросы. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Еще одну форму педагогической пропаганды - дежурства родителей, наряду с открытыми днями, провожу во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений, проведении игровых образовательных ситуаций, и мне это представляется как совместное взаимодействие родителей с детьми в разных видах детской деятельности. Она очень действенная - помогает преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.
Также я решила попробовать использовать интерактивные формы сотрудничества с родителями такие как страничка в Контакте, созданная в начале года для родителей.
Я постаралась дать возможность родителям не только просматривать фотографии, общаться, решать организационные вопросы, но и сделать ее источником информации учебного, методического и воспитательного характера.
Один из разделов страницы - картотека «Речь на кончиках пальцев», но наибольшей популярностью у родителей пользуется раздел – видеотека, где они могут взять электронный материал по интересующей теме: «Артикуляционная гимнастика», «Домашний логопед» и др.
Одной из интерактивных форм является также социальный форум, с помощью которого родители имеют возможность общаться не только на родительских встречах, но и между собой в любое удобное для них время. А также могут посмотреть фото и видеоролики своих детей в момент их повседневной жизни в садике.
Но еще стало для нас открытием, такая форма взаимодействия, как дистанционное сопровождение. Мы ее используем для индивидуальных и подгрупповых консультаций и для родителей часто-болеющих детей.
Современные родители идут в ногу со временем, поэтому в большинстве своем мамы и папы прогрессивны. Они понимают, что их ребенок сможет добиться успеха в жизни только в том случае, если заниматься его развитием с самого раннего возраста.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Тема развития речи очень актуальна: с каждым годом речевая активность дошкольников ухудшается. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютерные дидактические игры, методические разработки, обучающие и развивающие игры, и сайты, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.
Как же вовлечь родителей в совместную работу по активизации речи? Для формирования речи необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, малыми формами фольклора. Художественное слово является носителем духовно-нравственных представлений, оно сохраняет исторический опыт поколений и передает его потомкам.
Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.
Дети в нашей группы с удовольствием играют в настольный театр, перевоплощаются с помощью масок в различных сказочных героев.
В театральном уголке есть ширма, которую изготовили для детей родители, используя ее, мы дружно показываем маленькие спектакли не только с детьми, ни приглашаем к участию наших родителей.
У современных родителей часто возникает вопрос: « Какую роль играют сказки в развитие и воспитание ребенка?»
Здесь очень удобно проводить онлайн-консультации, в процессе которых, возможна обратная связь с родителями и где родители по ходу могут задать любой интересующий вопрос, и получить на него ответ не только воспитателя, но и специалиста.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
И в заключении хочется отметить, что используя информационные технологии в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного. Ведь использование этих технологий в организации деятельности с родителями позволило нам не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы; но и привлечь больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Только не стоит забывать, что внедрение новых форм не для замены традиционных методов, а расширение их возможностей.