Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников

Дата публикации: 2019-03-30 15:13:24
Статью разместил(а):
Субботина Виктория Николаевна

Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников

Автор: Субботина Виктория Николаевна

МАДОУ № 62, Великий Новгород

 

Проблема развития интереса к лепке у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как, с одной стороны позволяет развивать познавательную активность детей, с другой – их ручную умелость.

Л.И. Божович подчеркивает, что благотворное влияние на продуктивность деятельности делает интерес особо ценным в педагогическом отношении. Интерес – это средство развития познавательных процессов дошкольников. Он положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Интерес направляет познавательную деятельность детей, особенно заметно его влияние в дошкольном возрасте. Э.А. Баранова считает, что «если дети оценивают предлагаемое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области детской деятельности, поскольку становится неважным, не значимым для них».

Интерес служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам продуктивной деятельности (рисованию, лепке, конструированию). В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования лепка входит в область «Художественно-эстетического развития».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Исходя из общего определения интереса как направленности личности на какую-либо деятельность, потребность в этой деятельности и положительное эмоциональное к ней отношение, под интересом понимается сознательная устремленность ребенка к лепке, которая характеризуется такими показателями, как устойчивость, осознанность и активность.

Лепка – увлекательное занятие для детей. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток», «шариков». Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых – облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем, чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям. Овладение лепкой невозможно без развития интереса к этому виду продуктивной деятельности.

Развитие интереса у дошкольников к лепке, по мнению В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой, – это целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любопытства к любознательности, а затем – к элементарному интересу как устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс лепки. Развить интерес старших дошкольников к лепке возможно только в совместной деятельности детей и взрослых.

Изучением особенностей детской лепки еще в начале века заинтересовались A.B. Бакушинский, K.M. Лепилов, Е. А. Флерина и др. В настоящее время выполнен ряд исследований, посвященных вопросам развитая детского творчества в лепке (Н.Б. Халезова и др.), формирования эстетического отношения к скульптуре (Г.М. Вишнева, Е.В. Гончарова и др.), сенсорного развития в лепке (H.A. Курочкина и др.), обучения приемам лепки (Н.С. Боголюбов, A.A. Волкова, М.Ф. Дубовик, Н.М. Конышева, Е.А. Коссаковская, Г.В. Лабунская, О. И. Фадеева и др.).

Знакомясь с окружающим миром, дети пытаются отразить свои впечатления в разных видах деятельности, в том числе и в лепке, которая носит преобразующий и созидательный характер. Процесс воспроизведения образов окружающей действительности неразрывно связан у ребенка с осмыслением характерных особенностей изображаемого, с посильной оценкой его качеств, где большую роль играют эстетические чувства, отношение к тому, что воспроизводится. Передача этого отношения в лепке связана с поиском доступных ребенку средств художественного выражения, с посильным овладением материалом и техникой, с которыми он имеет дело. Вот почему исследователи (A.B.Бакушинский, Р.Г. Казакова, Н.М. Конышева, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Е.А. Флерина и др.) утверждают, что в детской лепке есть активное художественно-творческое начало, носителем и показателем которого является выразительный образ.

Положительное значение детской лепки для развития творческой личности признается и теоретиками, и практиками дошкольного образования. Но, несмотря на это, на практике лепке уделяется недостаточно внимания в дошкольных образовательных учреждениях. 

Во всех проанализированных мною образовательных программах ДОУ («От рождения до школы», «Детство», «Радуга») ставятся определенные задачи обучения лепке старших дошкольников, среди которых имеется задача развития интереса к лепке, указываются основные методические приемы обучения лепке. Однако в программах и методических указаниях к ним нет разработанных технологий развития интереса дошкольников к лепке. К тому же лепке в образовательным  программам отведено, на мой взгляд, очень мало времени.

В своей работе лепку из пластилина считаю основным направлением, дети любят пластилин, любят лепить из него предметы быта, игрушки, посуду, человека, животных, составлять коллективные работы по знакомым сказкам, то есть лепим пластилиновые сказки.

Анализ литературы показал, что условиями развития интереса к лепке являются сенсорная основа: активное обследование предмета перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного (сенсорного) опыта детей, наличие творческих заданий, руководство со стороны взрослого – использование словесных и наглядных методов обучения лепке. Старшие дошкольники овладеют многими способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Овладение техникой лепки способствует достижению цели и получения результата деятельности, что приводит к удовлетворению, которое получают дети от лепки, а значит и развивается интерес старших дошкольников к лепке.

При развитии интереса к лепке в работе со старшими дошкольниками я использую:

- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.);

- практические методы (упражнения и экспериментирование);

- наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);

- словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.).

Все эти методы в процессе работы с детьми использую в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

В своей работе я отдаю предпочтение интегрированной деятельности на игровой основе. Ценность их состоит в том, что дети глубоко погружаются в информационное поле в целях осмысления темы, при этом образовательные области взаимно дополняют друг друга.

Главными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник незаметно для себя приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов и приемов на занятиях лепкой способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.).

Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества. Т. С. Комарова пишет: «Благодаря связи с игрой изодеятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность».

Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к  деятельности. При  лепке использую следующие игровые методы и приемы:

- обыгрывание предметов, игрушек;

- обыгрывание готового изображения;

- обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения; обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);

- обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);

-обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;

- игровые приемы с элементами ролевого поведения;

- использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи: «Как помочь Лунтику оказаться на луне?», «Что может оказаться внутри волшебного сундучка?» и др.

Другой игровой прием — обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно - изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением. С объемной фигурой можно играть, тем самым соединяя творчество и игру. Значит ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.

Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию лепки. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка. Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. Например, если была вылеплена машина, то она может «ездить», птица — «летать», «клевать», рыбка — «плавать» и т. д.

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой». Например, при выполнении коллективной композиции — макета «Там, где всегда жара» этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения. Так дети «сажают» деревья, изготавливают водоемы, лепят самих животных и птиц.               

Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить …»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль скульптора, продавца, пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т.д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

 На занятиях лепкой также  использую игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже?», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др.

Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

 - «Слепи что-нибудь необычное». Я предлагаю детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну, необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.

- «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил?»

- «Несуществующее животное». Можно попросить ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

- «Поможем скульптору». Например, рассказать детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.

- «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу» и т. д.

- «Добрый и злой». Ребенку предлагаю слепить злого или доброго сказочного персонажа.

Мною подобраны игры  и упражнения для детей с разным уровнем развития, весь материал систематизирован и оформлен в виде картотеки.

Таким образом, занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Дети очень любят лепить и они должны быть совершенно свободны в том, что они захотели лепить или просто поиграть, поэкспериментировать с тем или иным материалом. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности.

Для свободного общения детей с художественным материалом в группе был создан уголок ИЗО со всем необходимым оборудованием для самостоятельной деятельности: образцами различных техник, схемами последовательности выполнения, предметами искусства, картинами и фотографиями, пластилин, стеки, различный бросовый материал для дополнения созданных образов.

Материалами для лепки детей старшего дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок. 

Возможность детям самостоятельно лепить предоставляется и путем правильной организации развивающей среды. Прежде всего необходимо все материалы разместить в доступном для детей месте. Ребята должны знать, что они в любое время могут достать все необходимое для лепки: коробки с пластилином, глину в маленьком полиэтиленовом ведерке с плотно закрывающейся крышкой, коробку со стеками разной формы, доски или поворотные станки. Все эти материалы и оборудование заготавливаются из расчета на 5-6 ребят. 

Зимой во время прогулок материалом для создания скульптур может быть снег. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке целые снежные и ледяные ансамбли с лепными домами, животными, сказочными птицами и фигурами людей.

Большие возможности открываются для детей летом, когда на участке они могут заниматься лепкой самостоятельно, изображая самые разнообразные предметы: зверей, домашних животных, насекомых, посуду, декоративные пластинки с различным содержанием.

Самостоятельность детей  проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимое количество глины и т. д. Обстановка во время такой лепки более непринужденная, дети чаще отвлекаются, смотрят работы друг друга, советуются. Воспитатель внимательно следит за всеми детьми, уделяет внимание и тем, кто занимается лепкой. Он следит за осанкой детей, правильной постановкой рук, за тем, как осуществляет замысел каждый ребенок. Детям, которых воспитатель сам привлек к этой работе, нужно уделить особое внимание. Воспитатель чаще подходит к ним, задает вопросы, может показать изображение того или иного предмета; например, он может вылепить утку, а детям предложить вылепить утят и поставить все вылепленные игрушки на подставку.

Еще очень важным является тесное взаимодействие с родителями детей. Главная задача – убеждать, просвещать и настраивать родителей на развитие интереса детей к лепке, информировать родителей о методах и способах приобщения ребёнка к художественному творчеству, лепке. Работа с родителями проводилась в виде бесед, круглых столов, письменных рекомендаций.

Взрослым предлагалось посетить музей специально ради представленных там скульптур. Гуляя по городу, обращать внимание ребенка на памятники. Не менее полезно  сходить и на выставку прикладного искусства, изучить поделки из глины и других подобных материалов.

Родители всегда интересуются тем, что делают их дети, периодические выставки детских работ поддерживают этот интерес. Организуя работу с родителями, даю советы, как организовать подобную деятельность дома (как оборудовать рабочее место для лепки, как хранить материалы, на что обращать внимание ребят во время изображения предмета).

В домашних условиях у ребенка должно быть постоянное удобное рабочее место, где он может рисовать и лепить. Дома дети в основном повторяют то, что лепили в детском саду, но если родители сумеют поддержать интерес ребенка, то он будет лепить другие предметы.

Совместные усилия воспитателя и родителей дают положительные результаты. У детей проявляется еще больший интерес к этому виду деятельности.        

 

Несколько советов, как сделать занятия лепкой еще более увлекательными

• Лепить можно не только из пластилина. Предложите ребенку поработать с соленым тестом, глиной, воском, массой для моделирования, пластикой, шариковым пластилином. Каждый новый материал подарит особые тактильные ощущения и необычные возможности для творчества.

•  Вместе с пластилином приобретайте и необходимые инструменты: формочки, стеки, скалку. Они не только внесут разнообразие в процесс лепки, но и облегчат ребенку многие задачи. С помощью скалки очень просто раскатать пластилин в ровный пласт. А разрезать его стеком лучше, чем разрывать руками.

• Разрешите использовать в играх с пластилином и другие материалы — бусины, пуговицы, палочки, камешки, ракушки, обрезки цветной бумаги, фольгу.

        

В течение года я проводила педагогическую диагностику развития творческих способностей детей и их умения изображать предметы, объекты и явления окружающей действительности. Проведя анализ результатов усвоения программы по всем показателям, которые были разработаны на основе поставленных задач, я получила положительный результат, который удовлетворял и меня, и родителей.

 

Начало года

Конец года

Развитие продуктивной деятельности:лепка

высокий

средний

низкий

10,6% (2)

52,6% (10)

36,8% (7)

52,6% (10)

47,4% (9)

0% (0)

С большим удовольствием родители участвовали в выставках, оказывали  помощь в организации художественно-эстетической развивающей среды, посещали мастер-классы, где знакомились с различными способами изображения предметов. В уголке для родителей оформлена «Творческая мастерская», где родителям совместно с детьми предлагается смастерить поделки, используя различные пластические материалы, техники и природный материал. Эта работа получила много положительных отзывов от родителей. Она стала помощницей в развитии воображения и творческих способностей, не только детей, но и их родителей.

Данные диагностики и наблюдения подтверждают, что работа на повышение интереса к лепке старших дошкольников выстроена правильно.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь