Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет
Автор: Шаравина Юлия Валерьевна
1. Нормативно-правовая база.
Основанием проведения педагогической диагностики является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года № 1155.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (п.1.7.): ФГОС ДО является основой для объективной оценки соответствия образовательной деятельности образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, предъявляемым требованиям.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ (п.31. ст.2): участниками образовательных отношений, включенными в реализацию оценки являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники и администрация ДОУ.
Согласно ФЗ от 29.12.2012. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а так же с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации, кроме прочего, относится «индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях».
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ (п.6. ст.47): в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается, воспитательная работа, индивидуальная работа с воспитанниками, диагностическая работа, работа по ведению мониторинга.
2. Программа психолого-педагогического мониторинга основных показателей развития личности ребенка.
Представленная далее педагогическая диагностика индивидуального развития воспитанников входит в "Программу психолого-педагогического мониторинга основных показателей развития личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО", применяемую педагогами нашего ДОУ.
Программа психолого-педагогического мониторинга основных показателей развития личности ребенка
Мониторинговые параметры |
Показатели |
Инструментарий |
Частота исследований |
История развития ребенка |
Соматическое состояние здоровья |
Анкеты, медкарта, социальный паспорт семьи |
При поступлении ребенка в ДОУ |
Педагогическая диагностика индивидуального развития дошкольников |
Анализ освоения содержания образовательных областей |
Диагностические карты «Показатели индивидуального развития.» |
сентябрь-ноябрь, апрель –май ( и по мере поступления детей в ДОУ) |
Адаптация детей в ДОУ |
- поведение - характер засыпания - характер общения |
Листы адаптации |
Сентябрь-ноябрь (адаптац. период) |
Готовность к обучению в школе |
Педагогическая диагностика. Индивидуальная психологическая диагностика (по запросу!) |
Карты группового наблюдения. А.Н. Веракса, тесты Керна-Иерасика, С.А. Банковой, Н.Г. Лускановой |
Ноябрь-май Март-апрель-май |
3. Краткое содержание образовательных областей.
Образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
4. Организация педагогической диагностики, применение полученных данных.
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Понятие «непосредственная оценка» представляет собой процедуру приписывания критериям числовых характеристик посредством баллов, процентов или уровневых значений.
Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).
Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
В рамках реализации Программы педагоги обязаны давать оценку индивидуального развития детей, которая может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для :
- индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов;
- оптимизации работы с группой детей.
Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в основе их дальнейшего планирования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (п.3.2.3.))
При оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:
1. Не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;
2. Не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников межу собой.
Результаты педагогической диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК ДОУ . Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.
На основании полученных данных составляются индивидуальные образовательные маршруты. Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:
· для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
· для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
· для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
Содержание индивидуальной работы (ИР) отражается в комплексно-тематическом планировании (КТП) . При планировании ИР в КТП указывается с кем она проводится, вид работы, цель.
4. Методы получения данных.
Основным механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника, посредством регулярных наблюдений в Карте группового наблюдения.
Важно осуществлять наблюдение при:
- организованной деятельности в режимные моменты,
- самостоятельной деятельности воспитанников;
- свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников;
- непосредственно-образовательной деятельности.
Однако при необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.).
Педагогическая диагностика не предполагает специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей.
Также педагогическая диагностика не предполагает жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга, возрастным особенностям воспитанников, а также содержанию ФГОС ДО. Тем не менее установлены рекомендуемые сроки, позволяющие оптимизировать работу педагогов: октябрь - май.
5. Фиксирование результатов.
Педагогическая диагностика предполагает не только организацию наблюдения, но и также возможность учета критериев и показателей.
При проведении педагогической диагностики инструментом в работе воспитателя являются диагностические таблицы - карты группового наблюдения "Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей" В рамках реализации ФГОС ДО содержание таковых диагностических таблиц представляет собой перечень качеств, навыков и представлений ребенка, характерных для относительной возрастной нормы в рамках какого-либо направления развития воспитанников.
В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Данные педагогической диагностики отражают динамику становления основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.
Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные педагогической диагностики – особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования.
Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
- сформирован,
- не сформирован,
- находится в стадии формирования.
Полученные данные не подвергаются субъективной интерпретации в плане достаточности или недостаточности.
При аналитике полученных результатов мы не сравниваем результаты детей между собой. Педагог сопоставляет только индивидуальные достижения конкретного воспитанника, его отдельно взятую динамику.
Нас интересует только тот факт, что, конкретный ребенок обладает большинством навыков или имеет представления по определенному направлению развития или образовательной области, характерных для его возрастной группы. Если ребенок не обладает большинством сформированных критериев, то это может быть ввиду особенностей его развития. Однако если значительная часть контингента воспитанников показывает такую картину индивидуального развития, то причиной могут быть уже неправильно подобранные методы взаимодействия, хаотичная организация образовательного процесса или недостаточный спектр необходимых условий.
6. Показатели оценки индивидуального развития воспитанников по возрастам.
В качестве критериев оценки развития детей были выбраны показатели, предложенные ГАОУ ДПО МЦКО "Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО". – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с. авторский коллектив Будже Т.А., Докукина О.С., Никитина Т. А.