Сценарий педагогического совета в ДОУ "Социоигровые технологии в развитии личности дошкольника"
Сценарий педагогического совета в ДОУ
"Социоигровые технологии в развитии личности дошкольника"
Автор: Зиганшина Елена Сергеевна
МБДОУ «ЦРР – д/с № 57 «Соловушка», г. Альметьевск
Тема: «Социоигровые технологии в развитии личностидошкольника». Игровой тренинг с педагогами
Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий в образовательном процессе.
I. Теоретическая часть: «Социоигровые технологии в развитии личности ребенка – дошкольника».
Старший воспитатель: Так как в образовательный процесс ДОУ происходит внедрение ФГОС и содержание образования усложняется, то закономерно на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов.
Сегодня мы хотим показать роль и значение социо-игровой технологии в социально-личностном развитии детей, а также организовать атмосферу взаимопонимания.
Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях.
Отсюда термин: Что же такое социо-игровая педагогика? Социо-игровая педагогика это - педагогическое искусство, позволяющее соединить движение, вариативность и работу в малых группах.
Если на занятии одного из них в наличии не будет, то технологическая конструкция занятия может оказаться шаткой и ненадежной.
Отсутствие ДВИЖЕНИЙ – раз!
Если дети на занятии были малоподвижны, то социо-игрового стиля на таком занятии скорее всего не было.
Отсутствие смены, разнообразия, ВАРИАТИВНОСТИ – два!
Если на занятии не было хотя бы двух-трех смен в ролях, и в видах деятельности детей, то смело можно утверждать, что «режиссура занятия» была не вполне социо-игровой.
Отсутствие работы в МАЛЫХ ГРУППАХ – три!
Если по ходу занятия дошкольники не объединялись в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с воспитателем), то социо-игровая педагогика на таком занятии и «близко не лежала».
Если социо-игровая технология способствует: движению (на занятиях дети подвижны); смене, разнообразию, вариативности в мизансценах, ролях и видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми, то из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.
9 ПРАВИЛ СОЦИО-ИГРОВЫХ ПОДХОДОВ К ПЕДАГОГИКЕ:
1. Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнер.
2. Снятие судейской роли с педагога способствует снятию страха ошибки.
3. Свобода и самостоятельность детей в выборе ЗУНов.
4. Смена мизансцен, т.е. обстановки.
5. Ориентация на индивидуальные открытия.
6. То, что трудно – интересно.
7. Движение или активность.
8. Жизнь детей в малых группах.
9. Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток. Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):
1. Игра для рабочего настроя.
2. Игры разминки.
3. Игры социо-игрового характера.
4. Игры творческого самоутверждения.
5. Игры вольные, требующие передвижения.
Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.
II. Практическая часть: Игровой тренинг с педагогами.
Ст. воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игры, которые предлагают авторы данной технологии. Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.
Игры для рабочего настроя.
Давайте построимся в круг по порядку (по первой букве своего имени) и поиграем в игру «Японская печатная машинка». Данная игра способствует сплочению коллектива, развивает внимание.
Игра «Японская печатная машинка» (например: 1 хлопок в ладоши; 2 хлопка по коленям; 2 хлопка в ладоши и т.д.).
Ст. воспитатель: Игры –разминки (объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха). Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти движения за ним. Через некоторое время нужно поменяться местами. Данная игра способствует рабочему настрою, развивает наблюдательность и коммуникативные способности.
А сейчас выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться (проводиться игра «Зеркало»)
Теперь поменяйтесь партнером. Встаньте в пару с тем, с кем еще не вставали. (игра «Зеркало»)
Ст. воспитатель: После того, как вы настроились на совместную деятельность, можно переходить к распределению на команды. Предлагаю распределиться на команды по сезону рождения (кто родился летом –одна команда, осенью- другая и т.д.). Теперь в командах нам нужно посчитаться (например: я, Елена – 1, я Фаина -2 и т.д.). Далее мы будем играть в игры на взаимодействие.
Я вам предлагаю игру «Работа с текстом». (Приложение 1)
1. Предлагаю вам подойти к тексту, начать его читать. Как только вы находите фразу, которая вас заинтересовала, идете к своему месту и записываете ее. И так пока не прочтете текст до конца. (Педагоги подходят к тексту, который находится в отдалении. Читают его и возвращаясь на свое место, записывают фразы)
2. Поделитесь фразами, которые вы записали с коллегами в вашей команде. (Педагоги зачитывают выписанные фразы участникам своей команды)
Ст. воспитатель: Сейчас я приглашаю посыльных №3 подойти и взять задание для своей команды. Задание:
3. Прочитайте текст и задайте вопрос по тексту коллегам из другой команды (участники команд читают текст, после обсуждения задают вопрос другой команде).
4. Найдите самое длинное предложение и прочтите его и прочтите его всем участникам игры (в командах читают текст, находят предложение и затем представитель команд зачитывает его для всех).
Ст. воспитатель: Приглашаю посыльных №2 подойти за заданием.
5. Прочтите понравившееся предложение в своей команде выделив интонацией одно слово. Участники команды должны угадать выделенное слово. Затем представитель от каждой команды зачитывает свое предложение, выделяя интонацией одно слово (педагоги читают предложение членам своей команды, затем зачитывается это предложение всем участникам игры)
Ст. воспитатель: Аналогичную игру можно использовать в работе с детьми старшего возраста. Это может быть работа со словом или с предложением.
Игры вольные, требующие передвижения. А сейчас я предлагаю посыльному под номером 1 подойти и взять задание для своей группы. Если возникнут вопросы по поводу выполнения заданий, то посыльный под номером 4 может подойти и спросить. После выполнения заданий, они презентуются всем участникам игры.
Задания (Приложение 2):
1. Расшифруйте фразу, используя Аквариум. Цифрами зашифрована фраза. Участники команды должны соотнося цифры с буквами ее расшифровать. (1 часть фразы: «Чем больше количество заданий, которые могут быть сформулированы перед ребёнком с использованием элементов РППС, чем больше число ступеней сложности, которые могут …»).
2. Написать достоинства и положительные стороны использования на занятиях центров активностей. (Педагоги записывают на листе бумаги).
3. Написать трудности или отрицательные неприемлемые качества использования на занятиях центров активностей. (Педагоги записывают на листе бумаги).
4. Расшифруйте фразу, используя Аквариум. Цифрами зашифрована фраза. Участники команды должны соотнося цифры с буквами ее расшифровать. (Фраза: «… быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал элементов РППС»).
Первой и четвертой команде нужно объединиться и прочесть получившуюся фразу всем участникам игры. Согласны ли вы с этим высказыванием?
Фраза: «Чем больше количество заданий, которые могут быть сформулированы перед ребёнком с использованием элементов РППС, чем больше число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал элементов РППС».
Ст. воспитатель: Рефлексия. – сейчас я предлагаю игровое упражнение «свободный микрофон». Выскажите, пожалуйста свое мнение о сегодняшнем педсовете. Что вы могли бы использовать в своей работе с детьми.
III. Заключительная часть.
Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:
• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
• у них не будет чувства страха за ошибку.
Приложение 1. Текст.
Свободный выбор ребёнка
Через развитие движений мы помогаем ребёнку развить его волю. Но внешним проявлением воли, помимо контроля движений, является ещё и способность к свободе выбора. Одним из показателей развития воли является настойчивость ребёнка. Ребёнок не рождается с характером. Характер развивается по мере его взаимодействия со средой. Например, ребёнку хочется поработать с материалом «Стирка», но навыков для манипулирования предметами в этой, достаточно непростой презентации ему ещё не хватает.
Чтобы применить своё «хочу» в среде по назначению и материализовать его в «могу», нужно научиться ряду промежуточных навыков, добываемых в предварительных упражнениях, которые потом и объединятся в более сложной логической последовательности стирки. Сначала ему необходимо научиться обращаться с кувшином, переливать из него и наливать в него воду. Да и просто носить его вовсе не простой навык. Без умения выжимать тряпку стирка невозможна. Вешать салфетки-тряпочки на просушку, используя прищепки, – это умение тоже приходит через предварительные упражнения зоны практической жизни.
В каждой презентации, в постепенном режиме, добавляется только одна новая сложность. И чтобы выйти в ситуацию успеха в стирке, ребёнок должен предварительно и результативно поработать в целом ряде упражнений. Вот в такой ситуации и начинает работать принцип свободного выбора. Ребёнка «зовёт» интересный материал, и он либо посредством волевого усилия через ряд последовательных итераций начинает приближаться к вожделенному материалу, либо безвольно отказывается от своих притязаний. Но зов материала силён, а правила действуют для всех одинаково, и рано или поздно ребёнок находит в себе силы для совершения волевого усилия, и в награду, пройдя через испытания, работу и напряжение своих интеллектуальных и физических сил, он получает доступ к желаемому.
Решение – это высшее проявление воли. На его принятие необходимо настроиться, чтобы осознанный выбор воплотился в жизнь. И решение всегда возможно только при наличии альтернатив, то есть оно прямое следствие свободы выбора. Взрослым тоже непросто даются решения. Например, ещё пару десятков лет назад в магазинах было только два-три вида сыра. И мы осуществляли свой «сырный выбор», выбирая из «советского», «российского» или «костромского» в лучшем случае, ну а в худшем – между «просто сыром» и «плавленым». Сейчас это сделать гораздо труднее, ведь выбору предшествует знание, а для того чтобы перепробовать все доступные сорта, необходимо наличие желания, времени и недюжинной гастрономической памяти. Поэтому мы пробуем новые вкусы постепенно, без излишнего проявления фанатизма, намеренно сужая себе возможный выбор, ограничиваясь уже знакомыми сортами.
Свои возможности свободного выбора ребёнок также тренирует постепенно. Для начала гид даже может «потерявшегося» в перипетиях выбора ребёнка немного ограничить, предложив ему поработать с конкретными материалами, уже знакомыми ему, позже просто сузив ему выбор до 3-5 элементов. Постепенно потребность в свободном выборе становится одним из ключевых свойств личности ребёнка. Каждый день, только в рамках специально подготовленной среды, он получает возможности для принятия сотен своих собственных решений. Выбор возможен не только между самими активностями, но и внутри каждого упражнения. Влажная тряпка или сухая, заниматься на коврике или на столе, участвовать в групповой активности или воздержаться – это тоже примеры свободного выбора, а ведь они запускают совершенно разные варианты дальнейших действий.
Дома тоже можно предоставить массу возможностей для тренировки умения принимать независимые решения. Красные носки надеть утром или синие, сколько каши съесть за завтраком, пить чай или молоко, читать сказку или слушать песенку, – эти возможности маленьких выборов помогают ребёнку принять одно из самых главных решений в своей жизни – отвечать за последствия своего собственного выбора и, как следствие, за себя самого и за свою жизнь САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Приложение 2.
Задание для первой команды:
1.
25 |
6 |
14 |
|
2 |
16 |
13 |
30 |
26 |
6 |
|
12 |
16 |
13 |
10 |
25 |
6 |
19 |
20 |
3 |
16 |
|
9 |
1 |
5 |
1 |
15 |
10 |
й |
, |
12 |
16 |
20 |
16 |
18 |
29 |
6 |
|
14 |
16 |
4 |
21 |
20 |
|
2 |
29 |
20 |
30 |
|
19 |
22 |
16 |
18 |
14 |
21 |
13 |
10 |
18 |
16 |
3 |
1 |
15 |
29 |
17 |
6 |
18 |
6 |
5 |
|
18 |
6 |
2 |
7 |
15 |
12 |
16 |
14 |
|
19 |
|
10 |
19 |
17 |
16 |
13 |
30 |
9 |
16 |
3 |
1 |
15 |
10 |
6 |
14 |
31 |
13 |
6 |
7*2 |
6 |
15 |
20 |
8*2 |
3 |
|
18 |
17 |
17 |
19 |
, |
25 |
6 |
14 |
|
2 |
16 |
13 |
10+20 |
26 |
6 |
|
25 |
10 |
19 |
13 |
16 |
19 |
20 |
21 |
17 |
6 |
15 |
6 |
й |
|
19 |
13 |
16 |
8 |
15 |
16 |
19 |
20 |
10 |
, |
|
12 |
16 |
20 |
16 |
18 |
29 |
6 |
|
14 |
16 |
4 |
21 |
20 |
Задание для второй команды:
2.
2 |
29 |
20 |
30 |
|
19 |
22 |
16 |
18 |
14 |
10 |
18 |
16 |
3 |
1 |
15 |
29 |
|
15 |
1 |
|
16 |
19 |
15 |
16 |
3 |
6 |
16 |
2 |
18 |
1 |
9 |
16 |
3 |
1 |
20 |
6 |
13 |
30 |
15 |
29 |
23 |
|
9 |
1 |
5 |
1 |
15 |
10 |
й |
|
10 |
|
3 |
29 |
19 |
16 |
20 |
1 |
31 |
20 |
10 |
23 |
|
19 |
20 |
21 |
17 |
6 |
15 |
6 |
й |
, |
|
5*5 |
6 |
14 |
|
18 |
1 |
3 |
15 |
16 |
14 |
6 |
18 |
15 |
6 |
6 |
10 |
23 |
|
3 |
29 |
19 |
16 |
20 |
1 |
, |
|
20 |
6 |
14 |
|
3 |
29 |
26 |
6 |
|
18 |
1 |
9 |
3 |
10 |
3 |
1 |
32 |
27 |
10 |
й |
17 |
16 |
20 |
6 |
15 |
24 |
10 |
1 |
13 |
|
31 |
13 |
6 |
14 |
6 |
15 |
20 |
16 |
3 |
|
18 |
10-7 |
17 |
19 |