Необходимость воспитания культуры поведения и нравственности у старших дошкольников
Необходимость воспитания культуры поведения и нравственности у старших дошкольников
Автор: Хасанова Жанна Карабаевна
Проблема нравственного воспитания и культурного поведения в широком смысле слова относится к проблеме развития социума. Каждая эпоха и ее культурное развитие, говорит о необходимости формирования культуры поведения и воспитание нравственности.
Сегодня мы хотим создать общество с высокой культурой, где люди будут справедливы, лояльны и дисциплинированны друг с другом. Для этого необходимо нравственное воспитание каждого человека будь то стар или млад. Нравственное воспитание ребенка полностью зависит от взрослого. Его непосредственное соблюдение и выполнение правил и норм.
С. В. Петерина в полной мере характеризовала роль воспитания культурного поведения в развитии дошкольников. По ее, мнению культура поведения, это совокупность устойчивых, полезных, необходимых форм постоянного поведения в различных видах деятельности, общении. И что культура как таковая это не просто соблюдение формального этикета, а это и есть связь с чувствами и представлениями, нравственности, что и подкрепляет друг друга.
На сегодняшний день используя проверенные формы, методы и приемы воспитания детей старшего дошкольного возраста мы впитываем будущему поколению умение контролировать свои чувства будь то отрицательные или положительные, сопереживать, содействовать, сочувствовать, быть благодарными, все делать сообща, самостоятельно находить общие интересные занятия договариваться и уступать, прислушиваться, высказывать свое мнение. Формировать представления о правилах поведения где бы то ни было, уважение к окружающим и себе, доброжелательные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. Воспитываем стремление радовать старших хорошими поступками, умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развиваем стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Расширяем представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащаем словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.).
Так что же дает нам формирование культуры и нравственных качеств у старших дошкольников? Мы считаем, что применительно к старшему дошкольному возрасту культуру поведения следует рассматривать прежде, всего как культуру взаимоотношений - действенное проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договариваться со сверстниками. Таким образом, старший дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у дошкольников культуры поведения. Ведь в своих трудах многие ученые подчеркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.
Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость формирования культуры поведения.