Совместные развлечения и праздники для детей и родителей

Дата публикации: 2019-05-13 12:26:08
Статью разместил(а):
Киреева Ольга Алексеевна

Совместные развлечения и праздники для детей и родителей

Автор: Киреева Ольга Алексеевна

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 39»

В настоящее  время  педагогическая  наука  и  практика  все  чаще заявляют  о  незаменимости  семейного  воспитания, доказывают, что  действенность  и  сила  семьи  не  сопоставима  ни  с  каким, даже  высококвалифицированным  воспитанием  в  детском  саду  и  школе. С этим  нельзя  не  согласиться, поскольку  основы  формирования  личности  закладываются  именно в семье.

В  условиях  развивающегося  информационного  общества, научно – технического  прогресса  от  семьи  ждут  участия  в  воспитании  растущей  личности,  направленного  на  развитие  общей  культуры  человека, его  созидательности.     

Совместные  развлечения  и  праздники  детей  и  родителей – это  времяпровождение, доставляющее  удовольствие  и  тем  и  другим. 

Счастливые  от  счастья  и  восторга  глаза  ребенка – лучшая  награда  родителям  за  правильно  организованный  досуг. Многие  мамы  и  папы  с  удовольствием  проводят  время  с  ребенком. В  совместных  играх  дети  приобретают  необходимые  навыки, стремятся  пробовать  свои  силы  в  самостоятельных  действиях.

Физкультурно-оздоровительный  досуг  детей  в  семье  чрезвычайно  разнообразен, это - туристические  походы  и  прогулки, совместные  поездки, семейные  праздники, подвижные  игры  во  дворе, дома, на  даче  и  др.       

ДВОРОВЫЕ  ЗАТЕИ.

Подвижные  игры  во  дворе  являются  самым  доступным  и  массовым  видом  физических  упражнений  для  детей. Взрослые  могут  стать  зачинщиками  такого  досуга, сколько  радости  приносят  ребятам  шумные  увлекательные  игры, в  которых  принимают  участие  взрослые  и  разновозрастные  дети  всего  двора! Очевидно, что  такие мероприятия  при  нынешней  занятости  родителей  не  могут  повторяться  часто. Но достаточно, если  взрослые  объединяются  с  детьми  для  совместных  игр  в  выходные  дни  или  во  время  отпуска.

Двор  есть  в  каждом  доме. Даже, если  двор  небольшой, всегда  можно найти  место  для  размещения  незатейливых  спортивных  снарядов. 

Наиболее  любимыми  из  них  являются  лестница, перекладины  для  подтягиваний  и  переворотов, качели, шест  для  лазания. Из  старых  ненужных  автопокрышек  разного  размера  можно  изготовить  весьма  полезные тренажеры  для  детей. Вкопав  одним  ребром  в  землю, их  можно  превратить  в  снаряд  для  упражнений  в  равновесии, подлезании, прыжках, беге  с  препятствиями.

Таким  образом, наличие  физкультурно - спортивного  оборудования  во  дворе  несомненно  является  одним  из  определяющих  условий  для полезной  и  содержательной  деятельности  детей  по   месту  жительства.

Итак, жильцы  дома  отвели  место  для  игр  во  дворе, инициаторы  из числа  родителей  собрали  детей. Теперь  предстоит  научить  детей  играть  вместе. В  силу того, что  дети     подражательны  и  заинтересовать  их может  не  только  слово, сколько  действие  или  наглядный  образ, игру нужно  начать  сначала  со  своим  малышом и  одним -  двумя  соседскими  ребятишками. Многие  дети  поначалу  являются  просто  наблюдателями, а  потом  охотно  присоединяются  к  веселой  компании. Убедившись, что дети справляются  самостоятельно, взрослому  можно  уйти  «в  тень», предоставив  возможность  верховодить  одному  из  наиболее  активных  игроков. 

Часто  неопытные  игроки  не  могут  начать  игру  в  силу  того, что они  не  справляются  с  задачей  распределения  ролей. Уже  на  этом  этапе  возникают  ссоры, недопонимания, обиды. Игра, не  успев  начаться, уже  разваливается. Поэтому  взрослому  следует  научить  ребят  использовать  интересные, демократичные  приемы  распределения  ролей. Это веселые,  озорные, напевные, поучительные  считалки.                      

Вот  только  некоторые  из  считалок:

                      Шла  кукушка  мимо  сети,

                      А  за  нею  малы  дети,

                      Кукушата  просят   пить,

                      Выходи  тебе  водить.

                      Кто  засмеётся,

                      Губа  задернется.

                      Раз, два, три, четыре, пять,

                      С  этих  пор  молчать.

                     Катился  горох  по  блюду.

                     Ты  води,

                     А  я  не  буду.

На  прогулке  следует  отдавать  предпочтение  играм – ловишкам, которые, с одной  стороны, в  наибольшей  степени  удовлетворяют  потребность  ребенка  в  активном  движении, а  с  другой  стороны  придают  этому  движению  через  правила  игры  определенную  направленность. Эффективны  для  прогулки  и  игры – состязания, такие  как: «Петушиный бой», «Репка», «Городки»  и  др., в  зависимости  от  времени  года  могут  быть  использованы  состязания  с  мячом, камушками, веревочкой, снежками, игры – шутки - «Листочек», «Замри».

«ЛИСТОЧЕК»: участники  игры  обязаны  иметь  при  себе  листочек  с  дерева  и  предъявлять  его  по  первому  требованию, иначе  проигрыш.

«ЗАМРИ»: дети  договариваются, что  в  любой  ситуации  по  команде   «замри!»  необходимо  застыть  в  самой  неудобной  позе  и  стоять  молча, пока  не  прозвучит  команда  «отомри!». Игра  требует  собранности, волевых  усилий. 

                

ВЕСЕЛАЯ  ФИЗКУЛЬТУРА  В  КВАРТИРЕ.   

Физкультурно-оздоровительный  досуг  детей  в  семье  чрезвычайно разнообразен. Он  может  быть  связан  с  подготовкой  и  проведением  каких-либо  семейных  торжеств, плановых  и  неожиданных  событий. Кроме  того, потребность  в  общении  и  совместных  занятиях  возникают  ежедневно  в  вечерние  часы, когда  вся  семья  собирается  после  работы, а  также в выходные  дни. В  хорошую  погоду  организовать  семейный  отдых  лучше  всего  на  открытом  воздухе.               

Наибольшей   популярностью  у  всех  членов  семьи   пользуется «стадион  в  квартире», его  можно  использовать  ежедневно, занятиям  на нем  можно  придать  сюжетно – образный  характер. Малышей  привлекает  выполнение  развлекательных  упражнений  в  соответствии  с  принятой  ролью. Они  с  удовольствием  имитируют  повадки  кошки, белочки, обезъянки, перелезающей  с  ветки  на  ветку. Включаясь  в  сюжет, предложенный  родителями, дети  3 – 4 лет  охотно  откликаются  на  предложение     залезть  на  верхушку  дерева, сделать  запас  орешков  и  грибков, достать  бананы   с  верхней  ветки. Снаряды  украшаются атрибутами, что  поддерживает  интерес  к  гимнастическим  упражнениям  и  сплачивает  всех  членов  семьи.   

«Спортивный  стадион»  для  детей  5-7  лет  можно трансформировать  в  парусный  корабль  и  отправиться  на  нем  в кругосветное  путешествие, полное  приключений  и  неожиданностей. 

Эти  и  многие  другие  сюжеты  эмоционально  привлекательны  для детей, и  они, не  зная  устали, будут   с  пользой  проводить время  на снарядах, незаметно  овладевая  все  новыми  и  новыми  движениями, развивая  свое  воображение, творчество, самостоятельность  и  инициативу.

Другой  формой  проведения  домашнего  досуга  являются  подвижные игры  и  игровые  упражнения. С  учетом  ограниченной  площади  и  возможностей  квартиры  рекомендуется  отбирать  игры  и  упражнения малой  и  средней  подвижности. Это  могут  быть  игры  в  кольцеброс, дартс, кегли. Очень  большой  популярностью  пользуются   русские народные  игры  «Жмурки»,«Прятки», « Море  волнуется», «Кошки–мышки», «Краски», «Фанты», «Найди  и  промолчи», «Не  оставайся  на  полу». 

ОТДЫХ  НА  ДАЧЕ.

На  дачном  участке  необходимо  оборудовать  место  для  отдыха  и занятий  спортом  всей  семьёй. Пусть  это  будет  небольшая  площадка, но при  рациональной  планировке  на  ней  можно   разместить  качели, турник, канат, лестницу, баскетбольное  кольцо, простейшие  тренажоры  и  т. п. На  площадке  можно  проводить  индивидуальные  тренировки, соревнования  типа  «Кто  дольше  провесит  на  перекладине»,  «Кто  самый  сильный» (подтягивание),«Ловкие  баскетболисты»,  «Меткий  стрелок» (игра в дартс  или  кольцеброс).  Такие  веселые соревнования  между  всеми членами  семьи  в  тени  фруктового  сада  доставят  удовольствие  и  старшим, и  младшим.

Если  участок расположен  недалеко  от  леса, водоема, то  семейные  прогулки  могут  стать  удачным  дополнением  к  отдыху  на  даче. С 

учетом  особенностей  природного  окружения, ландшафта, возраста  детей, погоды  и  других  факторов  это  могут  быть: утренние  пробежки  по лесной  тропе  с  купанием  в  реке  или  озере, походы  за  грибами  и ягодами, путешествие  в  ближайшую  деревню, велосипедные  прогулки и т.д.

Каждая  семья  определяет  для  себя  наиболее  приемлемые  формы  организации  отдыха  на  даче. Если  подойти  к  данному  вопросу  с  выдумкой  и  фантазией, то  родители  вместе  с  детьми  могут  составить  интересную  оздоровительно – развлекательную  программу  совместного  отдыха. К  участию  в  ней  можно  привлечь  соседей – единомышленников, друзей. И  тогда  отдых  на  даче  получится  ничем  не  хуже, чем  на  море.

Дети  должны  быть  главными  лицами  этой  программы  и  решать самые  ответственные  вопросы. В  этом  случае  они  проявят  максимум  инициативы  и  творчества.

 ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ  ПРАЗДНИК. 

Это  одна из  форм  активного  отдыха  детей  и  взрослых, содержание  которой  представлено  разнообразными  видами  физических  упражнений (спортивных, гимнастикой, подвижными  и  спортивными  играми), выполняемых  на  открытом  воздухе, в  сочетании  с  элементами  театральности, хореографии, пения, шуточных  викторин  и  атракционов.

Праздник – это  всегда  положительные  эмоции, радостное  общение, веселые  состязания, возможность  помериться  своими  силами. Положительные  эмоции, творчество – важнейшие  факторы  оздоровления. Ученые  доказали, что  смех  является  мощным   терапевтическим  фактором. Одно  только  ожидание  праздника  способно  вызвать  у  ребенка  положительные  эмоции, отвлекает  от  « ухода»  в  болезнь. Подвижные  игры, аттракционы, забавы, потехи, сюрпризы, которыми  насыщена  программа  любого  праздника,  часто  сопровождаются  неожиданными  комичными  ситуациями, вызывают  искренний  смех, эмоции  удивления, восторга  и  это  делает  праздник  незаменимым  средством  профилактики  и  лечения  многих  расстройств.

При  подготовке  и  проведении  физкультурно- спортивных  праздников  дети  получают  возможность  проявлять  высокую  активность, инициативу,  самостоятельность, творчество, что  благоприятно  способствует  развитию  их  способностей  и  личностных  качеств.

Важнейший  результат  праздника – это  радость  от  участия, победы, общения, совместной  развлекательной  деятельности. Подвижные  игры, составляющие  программу  праздника, особенно  с  элементами  соревнования, больше   чем  другие  формы  организации  двигательной  активности  адекватны  потребностям  растущего  организма  в  движении. Они  способствуют  гармоничному  физическому  развитию  ребенка, развитию  прикладных  навыков, ловкости, быстроты, координации  движений, воспитанию  важнейших  морально – волевых  качеств.

Процесс  подготовки  к  празднику  сплачивает  всю  семью. Позиция мамы во многом определяет отношение  детей  к  физической  культуре  и  спорту. Если   мама  ведет  здоровый  образ  жизни, регулярно  вместе с детьми  выполняет  простейшие   физические  упражнения, подвижна, легка  на  подъем, проявляет  активность  в  составлении  сценария, оборудовании  и  украшении площадки, то  это  является  благоприятной  почвой, на  которой появятся  хорошие  всходы – вырастут  крепкие, здоровые, любящие  физкультуру  дети.