Экологический проект "Берегите ёлочку – зеленую иголочку"
Экологический проект "Берегите ёлочку – зеленую иголочку"
Автор: Потапова Алла Витальевна
Срок: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети 6 – 7 лет, родители, общественность, воспитатели, муз. руководитель, логопед.
Проблема: как сохранить лесных красавиц через совместный проект (акцию) детей, родителей, жителей нашего города.
Введение:
Зимнее утро. Воспитатель тихо стояла у окна и наблюдала, как кружились в вальсе пушистые снежинки. Дети спокойно играли в свои игры. Но в то же время и наблюдали за воспитателем. Что – то она сегодня загадочная? Что она там увидела? Ну, вот и самые любопытные появились у окна.
- Снег идет, снег идет!
А, когда все дети подошли к окну и увидели это чудесное явление, она начала тихо читать строки из стихотворения:
- Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится … Это шапки, да шубки летят, варежки да шарфики для травы, земли, кустов, деревьев, пора утепляться. Почему, как вы думаете?
- Наступила зима. Стало холодно.
- А что бывает зимой?
Дети вспомнили любимые игры, катание с гор, снеговиков, крепость, снежки, ходьбу на лыжах, катание на ледяных дорожках и, конечно, праздник Новый год.
Воспитатель продолжает свой рассказ на фоне снегопада за окном:
- А снег идет, а снег идет и все вокруг чего – то ждет? Вот, слышите, хрустит уж под ногами. Приближается Новый Год. А главное дерево праздника, конечно же, елка, украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, она создаёт особое праздничное настроение.
Незаметно от детей младший воспитатель тянет ниточку лески и на середину комнаты влетает «сорока». (голос в записи)
- Какой кошмар, какой кошмар! Какое праздничное настроение? Каждый год после новогодних праздников мы птицы наблюдаем картину, как около мусорных баков валяются живые ёлочки, которые украшали дома и радовали детей. Какой кошмар, какой кошмар!
Не правда, ли грустная картина?
А сегодня новый сигнал SOS! Пока еж спит я сигналы принимаю!
Я, Сорока-Белобока т.ч.к. Сообщаю, что в лесу вокруг елочек обнаружены следы т.ч.к. Человек ходит и хочет срубить елочки т.ч.к.
Так всегда бывает перед Новым годом т.ч.к. Какой кошмар, какой кошмар! А потом их выбросит в мусорный бак.
Что же делать? Как нам быть?
Оля Г.: Нужно всем рассказать, что елочки рубить нельзя. Они полезны. Могут делать кислород.
Кирилл П.: Надо поставить охрану в лесу!
Андрей Х.: Нужно сообщить главному по лесу!
Алена С.: А у нас елочка в огороде растет. Мы ее наряжаем на Новый год!
Анжелика Х.: Надо всем купить ёлку в магазине. У нас дома такая.
Настя. Ю.: А, мы с мамой сделали елочку сами. Красивая.
Майя А.: Я все расскажу маме и папе.
Вика С.: Может умную книжку почитать?
Сережа Б.: Нет, лучше в компьютере узнать.
Мы задумались, а могут ли дети сами помочь лесным красавицам, изменить ситуацию? Поэтому мы посоветовались и решили до наступления новогодних праздников постараться решить проблему - сохранения лесных красавиц через совместный проект (акцию) детей, родителей, жителей нашего города.
Цель: создание условий для развития у детей позитивной социализации через совместную природоохранную деятельность со взрослым.
Задачи:
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношении друг к другу и к взрослому;
· совершенствовать коммуникативные способности дошкольников активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу;
· развивать инициативу, уверенность в своих силах, творческое воображение детей, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений;
· способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры;
· привлечь внимание жителей нашего города к проблеме сохранения хвойных деревьев.
Реализация проекта
Начальный этап
В книжкин уголок: · Сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» А. Сожан, «Сказка про ёлочку» М. Шкурина, «Ёлочка» Г. Х. Андерсен. · Стихи: «Лесная красавица» Т. Волгина, «Искусственная ёлка», К. Ибряева «Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка…» С.Михалков, «Живи, ёлочка» И. Токмакова, «Елка» Е. Трутнева, «Если бы я был деревом» Маура О.Коннор. · Загадки про лесную красавицу. · Пословицы: «Ель — не сосна: шумит неспроста», «Мы в дом ель, а она с собой – метель». · В игровой уголок: · Атрибуты для сюжетно ролевой игры «Новый год в семье» (елка, игрушки, посуда, театральные костюмы, музыкальные инструменты, магнитофон, диски (муз. фон, песенки) и др.) · Дидактические игры: «Найди сходство и отличие», « Собери ёлочку», «Зимние развлечения» (пазлы), «Пятый лишний», «Найди самую высокую елку», «Бусы на елку», «Подбери узор» и др. · В спортивный уголок: · Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Найди пару – высокая и низкая елочка», «Раз, два, три, ну – ка, елочка замри!». · Физминутки:«Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу…». · Игры на свежем воздухе: «Два Мороза», «Заморожу», хороводы, катание на санках и лыжах, на ледяной дорожке по инициативе детей. · Сформулированы проблемные вопросы: · Что мы знаем о еле? · Отчего зимой у ёлки зелёные иголки? · Почему у елочки колючие иголочки? · Зачем нужны ели? · Что будет, если на свете не станет елей? · Какую роль играет ель в жизни человека? · С кем дружит ель? · Как можно помочь сохранить ели? · 3. Что мы для этого будем делать? · 4. Что нам для этого необходимо? · 5. Как мы будем это делать по порядку? Что получилось? |
|
Технологический этап |
|
Взаимодействие с детьми |
|
Непосредственно организованная деятельность с детьми |
Что организуем? |
Физическое развитие |
Игры в группе и на свежем воздухе вокруг елочки, хороводы, катание на санках и лыжах |
Познание.Экология |
Наблюдение за елочками. Замораживание льдинок. |
Познание. Развитие речи. Мир, в котором я живу. |
Беседа «Маленькой елочке хорошо в лесу!» |
Развитие речи |
«Защитим елочку – зеленую иголочку» - составление сказки по опорным вопросам, по заданному началу предложения. |
Художественно – эстетическое развитие. |
Аппликация «Лесная красавица вокруг друзей - зверей»- коллективная работа, рисование « Зимние фантазии», пластилинография «Елка в гости к нам пришла», творческое конструирование из бумаги в технике "Квиллинг" «Зеленая красавица», «Игрушки на елку» |
Развитие позитивной социализации |
Проявление заботы к зеленой красавице – ели, изготовление и дарение подарков бабушкам и девочке с ОВЗ, беседы с соседями «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?», совместная деятельность с взрослыми «Елочный базар» |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Создать условия для подвижных игр на свежем воздухе, ролевых игр, трудовой деятельности, изодеятельности, конструирования, «квиллинг», а так же для рассматривания иллюстраций, слушания и подпевания, игры на музыкальных инструментах, дискотеки, просмотра презентации о Резиденции Деда Мороза и др. |
|
Взаимодействие с родителями |
|
|
|
Рефлексивный этап |
|
|
Выводы
Что мы знаем?
· ели играют в природе и в жизни человека важную роль,
· ели очищают воздух, дают кислород,
· вырубка елей наносит большой вред природе,
· как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям пользу и радость.
В результате проведенной работы мы отметили:
· Проявление у детей инициативы, любознательности, чувства эмпатии, наличие желания сохранять елочки растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу.
· Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность детей к фантазии, воображению, творчеству, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
· Умение вступать в диалог, доказывать свою точку зрения.
· Повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и педагогов, а также родителей детей.
· Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – хвойным деревьям.
· Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом, в проживании вместе с ребенком его замечательного периода жизни – ДЕТСТВА.
Данный проект открыл удивительный мир еловых красавиц. Он поспособствовал к размышлению – стоит ли рубить зеленую красавицу ради новогодних праздников. Помог ответить на вопросы: отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Почему у елочки колючие иголочки? Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? И на многие другие вопросы.
Проект позволил развить разбудить фантазию взрослых и, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. А, главное проблему решали вместе и взрослые и дети.
P.S. В конкурсе «Елочный базар» принимали все желающие родители и дети детского сада. Победила елочка из семьи Ромы К. и из группы «Дружная семейка» - коллективная работа. Молодцы! Победители получили дипломы.
Перед реализацией проекта и после, мы провели опрос среди родителей данной группы, попросив их ответить на вопросы: какую ель они собираются наряжать в преддверье Нового года «живую» или «искусственную».
Наши результаты:
Периоды акции |
Варианты елочек |
Количество семей: |
всего |
|
Начало акции |
Живая елочка |
В группе: 2 |
Соседи: 13 |
15 |
Искусственная елочка |
6 |
105 |
121 |
|
Не ставим елочку |
- |
30 |
30 |
|
Веточка еловая |
- |
5 |
5 |
|
После проведения акции |
Живая елочка |
1 |
4 |
5 |
Искусственная елочка |
12 |
112 |
124 |
|
Елочка - самоделка |
18 |
14 |
32 |
|
Не ставим елочку |
- |
28 |
24 |
|
Веточка еловая |
- |
5 |
5 |
По результатам опроса можно сделать вывод, что 4 семьи пересмотрели свое решение в пользу сохранения елочки – природного богатства в пользу искусственной ели. Это обстоятельство очень радует нас, значит, проделанная работа не прошла зря. Одна семья нарядит елочку живую во дворе своего дома. Некоторые родители (9) решили к искусственной красавице смастерить еще подружку елочку – самоделку. Четырем бабушкам, которые уже давно не наряжали елочки на Новый год, дети подарили красавиц с «Елочного базара». В четырех семьях живую елочку приобретают по разрешению санитарной вырубки елок лесником. В пяти семьях находят веточки сломанные ветром, ставят в вазу с водой и украшают.
Вывод:
Мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, о ее значении в природе и жизни человека, а самое главное: считаем, что при взаимодействии ребят и взрослых никто не остался равнодушным к проблеме сохранения елей в нашей местности. Каждая семья, каждый ребенок показали свою индивидуальность, самостоятельность. Считаем, что только совместные действия, пример родителей, а в первую очередь как эталон подражания мама и папа дают положительные результаты. Дети почувствовали себя умелыми, важными, нужными.
Спасибо тебе, елочка, что ты у нас есть. И вам, люди добрые, спасибо!