Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»

Дата публикации: 2019-05-30 16:43:09
Статью разместил(а):
Крикун И.В.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

«Воздух-невидимка»

Автор: Крикун И.В.

МДОУ «Одесский детский сад», с. Одесское

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться и т.д.) и способами его обнаружения.

2. Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес.

3.Формировать  умение отвечать развёрнутыми предложениями; обогатить словарь детей словами: лаборатория, опыты, эксперименты, прозрачный, невидимый.

Развивающая: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательная:  Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать, желание помогать. 

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, учёные, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей),макет, карточки-символы, белые халаты, шапочки ученых (по количеству детей), освежитель с цветочным ароматом, веер.

Форма проведения: подгрупповая.

Вводная часть

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И  друг другу улыбнёмся"

Воспитатель: обратить внимание гостям.

- Ребята, сегодня я пригласила вас в лабораторию «Почемучкина».

- А кто знает, что такое лаборатория?                                               

Лаборатория - это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. (Слайд: одеваю Почемучку)

- Почемучке срочно нужна ваша помощь. Хотите помочь «Почемучке»? 

- Посмотрите, а вот и он.

П:- Здравствуйте ребята!(здороваются). Я вас очень ждал. Рад приветствовать вас в своёй лаборатории. Помогите мне ответить на очень сложные вопросы, я один не справлюсь. Поможете? А о чём будут мои вопросы вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Слушайте!!!

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? ( Воздух)
Правильно, это воздух! (слайд)

Догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (о воздухе)

А сможете Почемучке помочь ответить на вопросы о воздухе?
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах, будем делать опыты, как настоящие учёные, в нашей лаборатории.                                                        

Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно запомнить правила поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ни чего не трогать и находиться мы должны в специальной одежде, вот почему мы так оделись.

А теперь давайте наденем шапочки и превратимся в настоящих учёных. Готовы?

Задавай свои вопросы Почемучке!

Основная часть.

1. Ребята,  как вы думаете, можем ли мы увидеть воздух? (нет).  

Здесь в лаборатории воздух есть?                                                  

Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Я хочу вам открыть один секрет, что ученые результаты своих исследований записывают, чтобы знать что получилось, над чем надо поработать. А мы с вами будем это делать с помощью картинок-символов. А помещать мы будем на вот этот макет. Согласны?

И ты садись Почемучкин и послушай!

Итак, что мы с вами уже узнали о воздухе? (прозрачный и не имеет цвета)

Кто оветит П? Скажи …

Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его первое свойство-секрет.

Обозначим вот такой карточкой №1 («зачеркнутое цветное пятно»).
(На доску выставляется карточка - символ). 

2. П: А можно воздух почувствовать?
(ответы).
Можно  но ли его поймать? (предположения).
Давайте  с помощью этих пакетов поймаем воздух. Готово!

Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку).
Что  находится внутри пакета? (воздух).
Как можно проверить действительно ли в пакете воздух, и как нам  его почувствовать?

Возьмем острую палочку и осторожно проколем пакет. Поднесу его к лицу и нажмем на него руками.

Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух)                                                   

Ветер – это движение воздуха.

Так, что ответим П? Ответь….
Отвечая на вопрос, мы открыли ещё одно свойство воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

Карточка №2 (воздушный шарик)      

Молодцы!

3.П: Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей). 

Чтобы ответить на этот вопрос нам надо пройти - в лабораторию? А где же она?
(Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой итрубочки).

Давайте проверим!
Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки).
Почему появились пузырьки? (выходит воздух).

Откуда выходит воздух? (из нас)

Что ответите П?( воздух есть внутри нас) Ответь…
Мы дуем в трубочку, и он выходит. Воздух есть внутри нас. 

Это ещё одно свойство воздуха (в человеке тоже есть воздух)
Запишем результаты опыта с помощью этой картинки №3 («изображение человека»).

4. П: Ребята, пока вы проводили опыт, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей).

Как мы это можем проверить? (понюхать воздух).
Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? (нет)

Так как вы ответите на вопрос – Имеет ли воздух запах? (запаха нет)

Отвечай П…
Вот мы узнали ещё  одно свойство воздуха: Воздух – не имеет запаха.  

Запишем результаты опыта с помощью картинки №4 («нос»).

5. П:-Ребята, как вы думаете воздух умеет двигаться? 

Давайте проверим? Выходите в круг.

(распылить освежитель воздуха, веером помахать).

Ребята, чем пахнет?    

А теперь я отойду и сделаю вот так …

Что вы чувствуете?                                                                                             

(в лаборатории так вкусно запахло)   

Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас).

Я ведь распыляла возле себя? Как  же запах дошёл до вас?

(помахали веером и воздух начал двигаться..)   

Что же мы выяснили?- умеет двигаться.                                                                                    

Так, что вы ответите на вопрос - Умеет ли воздух двигаться? Ответь П …

Вот мы и узнали ещё одно свойство воздуха     (воздух может двигаться).
Запишем с помощью вот такой картинки №5 («качающееся на ветру дерево»).
А теперь немного поиграем с ветерком. И ты поиграй с нами, П.

Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).                                                                                    

Итог НОД.
Ребята, на сегодня наши исследования закончены. Где же мы сегодня побывали? (в лаборатории)

Ребята, кем мы сегодня были? (учёными)  

А кому вы сегодня помогли?

А как вы помогли Почемучкину? (ответили на его вопросы)

А чем мы с вами делали? Что проводили? (опыты, эксперименты)

Давайте сядем на ковёр и вспомним всё, что мы  сегодня узнали нового о воздухе. (Слайды)

Вам понравилось в лаборатории П.?

А что тебе Аня больше всего понравилось? А тебе? ... ( спросить нескольких детей)

Почемучкин: Спасибо вам ребята, вы все- прекрасно потрудились в лаборатории. Я узнал много нового и полезного о воздухе.

И я приготовил для вас подарки вот такие блокноты. Чтобы не забыть всё, то, что вы сегодня узнали нового о воздухе вы зарисуйте в блокнот и расскажите своим друзьям. До свидания!