Развитие связной речи у дошкольников с ЗПР путём ознакомления с фольклором
Развитие связной речи у старших дошкольников с ЗПР путём ознакомления с малыми формами фольклора
Авторы: Щербакова Е.И. и Макарова О.А.
МБДОУ №16 «Колобок», г. Ульяновск
Преодоление задержки психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики, что обусловлено, с одной стороны, большой распространенностью этой формы психического дизонтогенеза, с другой - трудностями воспитания, образования, социальной адаптации и дальнейшей реабилитации данной категории детей.
Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР обусловливаются низкой способностью к переработке перцептивной информации, слабостью аналитико-синтетической деятельности, стереотипности мышления, инертность волевых процессов, присущие детям с ЗПР, оказывают отрицательное влияние на процесс развития речи, усвоение языковых закономерностей, формирование языковых обобщений и в целом на уровень развития языковой способности. Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи у детей с ЗПР отмечается многими авторами. У значительного количества детей с ЗПР наблюдается вариативность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений.
Имеющиеся в отечественной науке исследования, проблемы нарушений речи дошкольников с ЗПР в основном отражают особенности звукопроизношения, употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи.
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Дети этой категории являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом.
Изучив специальную методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что недостаточно уделено места малым формам фольклора в имеющихся программах по работе с детьми ЗПР. К сожалению, в специальной литературе можно встретить лишь несколько общих рекомендаций о значении и использовании художественного фольклора в работе по развитию речи детей с ЗПР.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольном учреждении является развитие речи, речевого общения.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики
С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников способствует активному развитию ребёнка с ЗПР. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты ...» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Развитие речи у детей с ОВЗ является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и бучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Дети с ОВЗ быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. Поэтому в коррекционной работе основное внимание уделяется: формированию монологической речи, обучению детей составления предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида.
Опыт работы показывает, что у детей с ОВЗ отсутствует представление о средствах выразительности, они не понимают выразительность речи, не выделяют и не замечают средства выразительности, средства образности (эпитеты, сравнения, метафоры), дети не понимают многозначность слов. На мой взгляд, одна из причин непонимания, незнания детьми пословиц, поговорок и загадок в том, что фольклор утрачивает свою первоначальную ценность. Использование в речи малых форм фольклора, а именно пословиц, поговорок и загадок стало очень редко использоваться в речи, как детей, так воспитателей и родителей. Исходя из результатов наблюдений, можно сказать о необходимости проведения систематической работы, направленной на решение самой главной задачи: использовать образные средства в активной речи.
Работа по ознакомлению дошкольников с ОВЗ с художественной литературой нами осуществляется через ознакомление детей с малыми фольклорными формами на специально организованных видах деятельности, включающих сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. В процессе знакомим детей с жанровыми особенностями пословиц, их структурой, учим понимать обобщенное значение пословицы. Закрепление знаний детей о малых формах фольклора происходит в режиме дня, в процессе совместной деятельности.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, в процессе совместной деятельности у детей развивается умение творчески использовать слово, образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, анализировать, сравнивать и обобщать, применять ранее усвоенные знания в речи.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, если отобраны с учетом возрастных возможностей детей. Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.